Воспитание самостоятельности у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Считаю, что к самостоятельности ребёнка стоит отнести умение ухаживать за собой, планировать деятельность, уметь отвечать за поступки.

В дошкольном возрасте взрослые учат детей самостоятельно одеваться, шнуровать ботиночки, застёгивать пуговицы, надевать головные уборы, застёгивать куртку, пользоваться приборами в том числе и столовыми, убирать за собой игрушки, переступать через предметы, подниматься и спускаться по ступенькам.

Развивать любознательность, находчивость, кругозор, память, фантазию.

Учат сострадать, чувствам справедливости и меры.

В дошкольном возрасте закладывают базу для развития гармоничной личности, учат общаться и отстаивать интересы, решать самостоятельно проблемы, обращаться к родителям с просьбой о помощи, если это необходимо.

В начальной школе учат детей самостоятельно делать уроки. К сожалению, часто сталкиваюсь с тем: малыш пошёл в первый класс и учиться вместе с ним пошли бабушки и мамы.

Приведу цитату французского прозаика и драматурга, члена французской академии Эрнеста Легуве

«Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас».

Я согласна с постулатом Эрнста Легуве.

Что Вы думаете по этому вопросу?

Считаю, что с детства следует ребёнка научить трудиться и уметь себя обслуживать.

Приучение к труду начинается с 3 лет. Сначала это труд рядом для детей 3-4 лет.

Дети, становясь старше, получают постоянное поручение: как то покормить рыбок, полить цветы, убираться в комнате.

Младшим школьникам (лет в 10) можно поручить покупать в магазине хлеб и молоко. Таким образом, воспитывается самостоятельность и ответственность перед семьёй. За ребёнка ничего делать не нужно. Малыш сам увидит последствие поступка, если в доме нет продуктов, за которые он отвечает.

Так же ребёнок в начальной школе может помочь маме с уборкой и даже готовкой.

Обращаю ваше внимание на трудовое воспитание мальчиков и приучение к самостоятельности. Девочки быстрее развиваются, чем мальчики, в них чаще проявляется самостоятельность и желание помочь маме.

А мальчиков балуют, считают, что за мальчиками нужно больше ухаживать.

Приведу пример из практики. Ко мне на занятия приходит ученик 4 класса с бабушкой. Конечно, в доме снимают уличную обувь. Мой ученик начал вытаскивать сменную обувь из сумки и вдруг бабушка, решила помочь. Мол, бабушка сама быстрее это сделает. Ничуть не хочу умалить способности бабушки, но я вмешалась в ситуацию, сказав, что мальчик с этой задачей справится. Мой ученик с этим вопросом легко справился.

Вывод – не отбиваем инициативу у детей и даём проявлять самостоятельность.

Мы с вами знаем, что мальчик – это будущий мужчина, который должен многое уметь. Например: самостоятельно пришить пуговицу, помочь в уборке дома, забить гвоздь, сделать мелкий ремонт, сходить в магазин за продуктами, и даже приготовить еду.

Давайте вспомним, что знаменитыми шеф - поварами становились мужчины!

Например, Константин Ивлев, Джейми Оливер, Ален Дюкасс и другие.

Рекомендую родителям прочитать статью Надежды Константиновны Крупской «Следует ли обучать мальчиков «бабьему делу?»

Надежда Константиновна Крупская – это общественный и культурный деятель, организатор и главный идеолог советского образования, доктор педагогических наук, Почётный член АН СССР.

Благодаря такому воспитанию, наши дети вырастут самостоятельными людьми.

Начать дискуссию