ФИЛЬМЫ ДЛЯ ПОГРУЖЕНИЯ В СФЕРУ МЕДИА

🎥Нужно ли смотреть художественные фильмы, чтобы стать профессиональным медийщиком?

Да.

Правда «но» здесь тоже есть, ведь одного просмотра фильмов будет точно недостаточно: «профессионал» - понятие субъектное, то есть связано с личными качествами и достижениями самого человека.

В этом материале я расскажу, зачем смотреть фильмы и почему мы начинаем работу со студентами первого курса программы "Медиакоммункации" с обязательного просмотра и обсуждения 5-6 картин про работу редакций, журналистов и медиа.

Фильмы и эмоциональный опыт

ФИЛЬМЫ ДЛЯ ПОГРУЖЕНИЯ В СФЕРУ МЕДИА

С точки зрения исследовательских практик фильмы часто появляются в поле социологов, психологов и психотерапевтов. И даже в медиаобразовании есть отдельное направление - «Кинопедагогика». Принципиальной становится позиция, что через кино можно пережить эмоциональный опыт, который трудно получить в студенческие годы, но благодаря которому будет происходить профессиональное взросление. Герои часто оказываются в гротесковых ситуациях, где вынуждены справляться с тяжелыми вызовами и где требуется действовать без второго шанса и возможности долгого обдумывания стратегий. Безусловно, в повседневной жизни редко встречаются такие ситуации, и требуются годы для того, чтобы накопить этот опыт, невозможный без рефлексивного переживания (проживания) ситуации.

В психологической практике фильмы часто используются для коррекции взаимоотношений родителей и детей, борьбы с подростковыми комплексами и, конечно, для повышения мотивации (стать первым в спорте и защитить честь страны («Движение вверх»), сбросить вес и стать на сторону ЗОЖ («Я худею»). Это работает лишь при проведении акта рефлексии - чтобы просмотр фильма не воспринимался только как приятное времяпрепровождение.

Рефлексия и зачем она нужна

ФИЛЬМЫ ДЛЯ ПОГРУЖЕНИЯ В СФЕРУ МЕДИА

Рефлексивный анализ является не меньшей частью профессионального развития, чем практика создания медиаконтента. Как правило, рефлексия связана с критическим мышлением и поэтому для ее проведения используется метод задавания вопросов и попытки ответить на них. Деятельностная рефлексия связана с вопросами о замысле, полученном результате, оценке результата и плана действия в будущем. Сенсорная рефлексия - с чувственным опытом (понравилось, не понравилось, какие эмоции вызвало).

🖌️ Рефлексия в учебном измерении связана с уровнем понимания контента. Например, после просмотра учебного фильма (или художественного, но в учебных целях) можно задать аудитории такие вопросы:

🔹Какие основные темы или идеи затрагиваются в фильме?

🔹Какие персонажи запомнились больше всего и почему?

🔹С какими персонажами вы себя идентифицировали и почему?

🔹Какие сцены или диалоги оказали на вас наибольшее влияние и почему?

🔹Какие символы или мотивы были использованы в фильме и как они усилили его смысл?

Можно акцентировать внимание на отдельных эпизодах, которые кажутся наиболее значимыми. Часто в фильмах ставится проблема выбора, который можно перенести на себя и ответить на вопрос «Как бы я поступил в этой ситуации?».

Какие фильмы нужны медийщикам

ФИЛЬМЫ ДЛЯ ПОГРУЖЕНИЯ В СФЕРУ МЕДИА

Для развития профессиональных качеств мы используем набор из нескольких классических кинокартин. Например «Секретное досье», «Вся президентская рать», «Плутовство. Когда хвост виляет собакой», «Социальная дилемма», «Народ против Ларри Флинта» и др. Про первые три поговорим подробнее в рамках #депо_рекомендует, ведь именно с них мы начинаем нашу образовательную программу.

🎞️Конечно, список фильмов не исчерпывается тремя и даже пятью картинами. Ведь на самом деле, чтобы стать профессионалом в медиа, недостаточно только владеть теорией и практикой в своем направлении. Нужно очень хорошо разбираться в человеке, особенностях поведения, типах коммуникации. И иметь большой эмоциональный опыт.

Вы спросите, а при чем здесь медийщики, и точно ли я не перепутал их с психологами?🤔

Не перепутал. Медийщик должен иметь схожий опыт, иначе контент будет попадать мимо аудитории: и историю героя не расскажешь, и с интервью сложности возникнут. Для этого и нужна профессиональная насмотренность, которую на первом курсе быстрее всего получить именно из кинематографа. Да и не только на первом курсе, кстати. И конечно, не только из фильмов про журналистов. Но об этом мы еще поговорим.

Автор: Денис Дубовер

Начать дискуссию