Топ-10 идей, как придумать тему доклада/статьи в IT
Придумать тему доклада или статьи бывает куда сложнее, чем решиться выйти в публичное поле. Множество как начинающих, так и опытных спикеров и авторов сталкиваются со сложностями - кажется, что ничего необычного или незнакомого людям ты рассказать не можешь, да и работа твоя - самая обыкновенная. Но это почти всегда заблуждение: любому человеку можно найти тему для выступления или статьи, полезную сообществу, и конкретную подборку лайфхаков по поиску темы вы найдёте в этой статье.
Лайфхаки 100% рабочие, потому что с их помощью за 4 года я помогла найти свою тему десяткам людей - продактам, scrum-мастерам, аналитикам, разработчикам, дизайнерам и тестировщикам. Изначально спикерам и авторам я помогала в качестве хобби, будучи scrum-мастером, потом сделала это увлечение профессией, став DevRel-экспертом и сооснователем бюро TalentCraft. По сей день выступаю на конференциях сама и помогаю выступать другим.
Поехали.
Поиск темы с помощью других людей
Проще всего, когда с поиском темы вам помогают профессионалы. Какие они бывают и где их найти:
- Опытные DevRel-эксперты массово помогают своим спикерам с поиском темы для разных целевых аудиторий, и многие из них готовы консультировать "на стороне". Их (нас) можно найти на Getmentor по навыку "публичные выступления" или в папке каналов DevRel-экспертов.
- Члены программных комитетов (ПК) конференций также имеют большую насмотренность и знают, какие темы интересны конкретной целевой аудитории. Часто в период подачи заявок на доклады ПК проводит открытые встречи, где отвечают на все вопросы касательно тем, также их можно найти на сайтах конференций.
- Серийные спикеры/авторы блогов и статей порой тоже не против поделиться опытом и хорошо понимают индустрии. Как правило, они сильно загружены, но порой соглашаются провести консультацию. Чаще всего, это медийные люди и найти их легко в телеграме или в гугле.
- Тренеры по публичным выступлениям редко имеют глубокое понимание сферы IT, но умеют задавать правильные вопросы. Их можно найти в специализированных агентствах или по сарафанке. А люди с коучинговыми навыками вроде Юлии Ивановой с большим опытом в IT, или Анны Ширяевой, разработчика с огромным стажем и организатора митапов MoscowJS, - это совсем клад.
- Лидеры или активные участники профессиональных сообществ часто заинтересованы в преумножении количества хороших спикеров, поэтому тоже могут откликнуться на просьбу о помощи. Где их найти, перечисляла в своём посте.
Ну а если вы хотите нагенерить темы самостоятельно, следующий раздел для вас.
Лайфхаки по поиску темы
Ниже - советы, которые оказались полезными людям, с которыми я работала. Рекомендую читать до момента "о, а тут пришла мысль" - как придёт, запишите её и покрутите, так к концу списка лайфхаков у вас появится целый список идей.
- Рассказать/написать своё мнение про то, о чём вы регулярно холиварите с коллегами. Обсуждения в курилке, на конференциях, в баре - это кладезь информации об интересных сообществу темах.
- Спросить своё окружение. И команда, с которой вы работаете, и смежные департаменты, и бывшие коллеги могут со стороны сказать, что вам удаётся особенно хорошо. Сюда же - темы, с вопросами по которым к вам часто обращаются коллеги.
- Посмотреть, о чём спикеры рассказывают на международных конференциях. Может, до России эта тема ещё не добралась?
- Взять тему из своего текущего интереса. В чём сейчас вам интересно разобраться? Взяв такую тему, вы и скиллы нарастите, и рассказать сможете живо и с горящими глазами.
- Совместить, казалось бы, несовместимые сферы. Например, на недавней DevRel Conf Ирина Терентьева собрала овации, рассказав о связи DevRel с музейным делом. Неочевидно, но и там, и там применимы принципы экспозиции и сторителлинга, и сравнение двух сфер дало свежий взгляд на достаточно избитую тему стендов на конференциях.
- Рассказать историю провала. На многих конференциях мы видим ванильные доклады про истории успеха, но бóльшего внимания и вовлечения обычно удастаиваются истории провала. Это совет повышенной сложности, но такая тема может дать множество пользы для тех, кто идёт по вашим стопам.
- Описать кейсы, ретроспективный взгляд на разработку продукта с выученными уроками. Такую тему многие также послушают с удовольствием, потому что всегда интересно сравнить свой опыт с соседями, опережают ли они вас или обгоняют.
- Оформить инструкции или чек-листы. Почти все любят мякотку из серии "я поработал 5-10-20 лет и вот мои топ-5 чего-то".
- Разобраться в новых технологиях. Пересказ пересказа в докладах и статьях надоедает, а первоисточниковые спикеры из JetBrains, FAANG и других топовых компаний в РФ сейчас не выступают. Если вы сможете разобраться в новой технологии и рассказать всем - это вызовет интерес.
- Сделать материал для опытных. Сеньёры и С-level эксперты сталкивают с дефицитом интересного для них контента, глубокий разбор чего-нибудь может быть им интересен. Но целевая аудитория такого контента, в среднем, меньше.
Напоследок
А если вы до сих пор сомневаетесь, зачем вам вообще рассказывать о своих навыках и опыте публично, к просмотру рекомендую крутейшие выступления известных экспертов:
- Зачем айтишнику личный бренд / Григорий Петров. Григорий подготовил ТЫСЯЧИ спикеров, ему точно можно верить.
- Как найти в своей работе то, о чём не стыдно рассказать / Роман Поборчий. Роман много лет помогает готовиться спикерам, и он отлично упаковал свой опыт в доклад.
- Евгения Голева, Кирилл Анастасин и Роман Поборчий о работе со спикерами, опыте команды Lamoda в создании клуба спикеров, а также про выбор и тестирование тем выступлений.
И другие полезные материалы про поиск темы:
- Статьи «Как придумать тему технического доклада» и «Как сделать интересный технический доклад» Марка Шевченко, организатора Московского клуба программистов. Марк сам регулярно выступает и готовит десятки технических спикеров.
А ещё рекомендации дебютантам, лайфхаки по поиску ИТ-конференций и подготовке к ним вы можете найти в моём телеграм-канале "IT's soft skills. За пределами кода".
Надеюсь, эта статья поможет вам придумать классную тему для статьи или выступления. Да будет больше крутых экспертов, которые делятся своим опытом!