реклама
разместить

Топ-10 идей, как придумать тему доклада/статьи в IT

Придумать тему доклада или статьи бывает куда сложнее, чем решиться выйти в публичное поле. Множество как начинающих, так и опытных спикеров и авторов сталкиваются со сложностями - кажется, что ничего необычного или незнакомого людям ты рассказать не можешь, да и работа твоя - самая обыкновенная. Но это почти всегда заблуждение: любому человеку можно найти тему для выступления или статьи, полезную сообществу, и конкретную подборку лайфхаков по поиску темы вы найдёте в этой статье.

Лайфхаки 100% рабочие, потому что с их помощью за 4 года я помогла найти свою тему десяткам людей - продактам, scrum-мастерам, аналитикам, разработчикам, дизайнерам и тестировщикам. Изначально спикерам и авторам я помогала в качестве хобби, будучи scrum-мастером, потом сделала это увлечение профессией, став DevRel-экспертом и сооснователем бюро TalentCraft. По сей день выступаю на конференциях сама и помогаю выступать другим.

Поехали.

Поиск темы с помощью других людей

Проще всего, когда с поиском темы вам помогают профессионалы. Какие они бывают и где их найти:

  • Опытные DevRel-эксперты массово помогают своим спикерам с поиском темы для разных целевых аудиторий, и многие из них готовы консультировать "на стороне". Их (нас) можно найти на Getmentor по навыку "публичные выступления" или в папке каналов DevRel-экспертов.
  • Члены программных комитетов (ПК) конференций также имеют большую насмотренность и знают, какие темы интересны конкретной целевой аудитории. Часто в период подачи заявок на доклады ПК проводит открытые встречи, где отвечают на все вопросы касательно тем, также их можно найти на сайтах конференций.
  • Серийные спикеры/авторы блогов и статей порой тоже не против поделиться опытом и хорошо понимают индустрии. Как правило, они сильно загружены, но порой соглашаются провести консультацию. Чаще всего, это медийные люди и найти их легко в телеграме или в гугле.
  • Тренеры по публичным выступлениям редко имеют глубокое понимание сферы IT, но умеют задавать правильные вопросы. Их можно найти в специализированных агентствах или по сарафанке. А люди с коучинговыми навыками вроде Юлии Ивановой с большим опытом в IT, или Анны Ширяевой, разработчика с огромным стажем и организатора митапов MoscowJS, - это совсем клад.
  • Лидеры или активные участники профессиональных сообществ часто заинтересованы в преумножении количества хороших спикеров, поэтому тоже могут откликнуться на просьбу о помощи. Где их найти, перечисляла в своём посте.

Ну а если вы хотите нагенерить темы самостоятельно, следующий раздел для вас.

Лайфхаки по поиску темы

Ниже - советы, которые оказались полезными людям, с которыми я работала. Рекомендую читать до момента "о, а тут пришла мысль" - как придёт, запишите её и покрутите, так к концу списка лайфхаков у вас появится целый список идей.

  1. Рассказать/написать своё мнение про то, о чём вы регулярно холиварите с коллегами. Обсуждения в курилке, на конференциях, в баре - это кладезь информации об интересных сообществу темах.
  2. Спросить своё окружение. И команда, с которой вы работаете, и смежные департаменты, и бывшие коллеги могут со стороны сказать, что вам удаётся особенно хорошо. Сюда же - темы, с вопросами по которым к вам часто обращаются коллеги.
  3. Посмотреть, о чём спикеры рассказывают на международных конференциях. Может, до России эта тема ещё не добралась?
  4. Взять тему из своего текущего интереса. В чём сейчас вам интересно разобраться? Взяв такую тему, вы и скиллы нарастите, и рассказать сможете живо и с горящими глазами.
  5. Совместить, казалось бы, несовместимые сферы. Например, на недавней DevRel Conf Ирина Терентьева собрала овации, рассказав о связи DevRel с музейным делом. Неочевидно, но и там, и там применимы принципы экспозиции и сторителлинга, и сравнение двух сфер дало свежий взгляд на достаточно избитую тему стендов на конференциях.
  6. Рассказать историю провала. На многих конференциях мы видим ванильные доклады про истории успеха, но бóльшего внимания и вовлечения обычно удастаиваются истории провала. Это совет повышенной сложности, но такая тема может дать множество пользы для тех, кто идёт по вашим стопам.
  7. Описать кейсы, ретроспективный взгляд на разработку продукта с выученными уроками. Такую тему многие также послушают с удовольствием, потому что всегда интересно сравнить свой опыт с соседями, опережают ли они вас или обгоняют.
  8. Оформить инструкции или чек-листы. Почти все любят мякотку из серии "я поработал 5-10-20 лет и вот мои топ-5 чего-то".
  9. Разобраться в новых технологиях. Пересказ пересказа в докладах и статьях надоедает, а первоисточниковые спикеры из JetBrains, FAANG и других топовых компаний в РФ сейчас не выступают. Если вы сможете разобраться в новой технологии и рассказать всем - это вызовет интерес.
  10. Сделать материал для опытных. Сеньёры и С-level эксперты сталкивают с дефицитом интересного для них контента, глубокий разбор чего-нибудь может быть им интересен. Но целевая аудитория такого контента, в среднем, меньше.

Напоследок

А если вы до сих пор сомневаетесь, зачем вам вообще рассказывать о своих навыках и опыте публично, к просмотру рекомендую крутейшие выступления известных экспертов:

И другие полезные материалы про поиск темы:

А ещё рекомендации дебютантам, лайфхаки по поиску ИТ-конференций и подготовке к ним вы можете найти в моём телеграм-канале "IT's soft skills. За пределами кода".

Надеюсь, эта статья поможет вам придумать классную тему для статьи или выступления. Да будет больше крутых экспертов, которые делятся своим опытом!

11
реклама
разместить
Начать дискуссию
Самый полный гайд по ивентам в digital: как начать выступать, если вы этого никогда не делали

Вот вы сидите на очередном мероприятии, а на сцене — знакомые всё лица. Одни и те же спикеры везде, и кажется, что «простым смертным» в этот круг не пробиться…

Самый полный гайд по ивентам в digital: как начать выступать, если вы этого никогда не делали
33
11
Как эксперту найти площадку для выступления
Асад Багиров, спикер, наставник спикеров, психолог, интервьюер
Buy&bye – как создать аналог Авито за одну неделю

Всем привет! Меня зовут Максим. Долгое время я занимаюсь разработкой собственных проектов, преимущественно в онлайн-сегменте, однако недавно попробовал свои силы и в оффлайне, открыв магазин одежды. Один из очевидных каналов продаж — это крупнейшая в России доска объявлений Авито.

Buy&bye – как создать аналог Авито за одну неделю
«Поехал за лидами — привёз мерч конкурентов». Что не так с вашими выступлениями
«Поехал за лидами — привёз мерч конкурентов». Что не так с вашими выступлениями

Даже у опытных спикеров не всегда получается выступить так, чтобы зрители рвали на себе футболки и просили расписаться на груди. Вроде бы сделали достойный лид-магнит, интегрировали в презентацию, но переходов по QR-коду кот наплакал, и конверсия в лиды печальная. Что делать?

11
Продать снег эскимосу: 6 составляющих успешного доклада

Выступления сейчас — как одеяло, которое все тянули на себя, и оно уже порвалось в клочья. Пользователи перенасыщены информацией — ваша экспертиза и полезности уже не интересны. Оставьте в покое аудиторию, теперь ее можно только развлекать. А как тогда продавать, показывать экспертность? Что теперь, закрываться и уходить?

Продать снег эскимосу: 6 составляющих успешного доклада
22
За свою карьеру я провел под сотню собеседований и вот что понял...
За свою карьеру я провел под сотню собеседований и вот что понял...
33
В некотором царстве, в некотором государстве: три примера автоматизации в госсекторе

По данным исследования Strategy Partners, объем рынка программного обеспечения для госсектора и ERP (управление ресурсами предприятий) в России к 2028 году достигнет 100 млрд рублей, увеличиваясь на 12,7% ежегодно. Основной драйвер роста, по мнению экспертов, — выстраивание государством цифровой экономики. Какие решения для автоматизации бизнес-про…

В некотором царстве, в некотором государстве: три примера автоматизации в госсекторе
Смешные истории и факапы при подборе персонала: Как не стать героем анекдота

Представьте: кандидат на позицию Senior Developer приходит на собеседование в костюме единорога, потому что «хотел выделиться». Или HR-менеджер случайно рассылает офер всему отделу, включая того, кого только что уволили. Такие истории не просто смешные — они учат нас избегать ошибок, о которых потом стыдно рассказывать на конференциях. Давайте разб…

Смешные истории и факапы при подборе персонала: Как не стать героем анекдота
У вас остались какие-то вопросы? Список САМЫХ полезных вопросов, чтобы точно понравиться HR и руководителю!
У вас остались какие-то вопросы? Список САМЫХ полезных вопросов, чтобы точно понравиться HR и руководителю!
33
реклама
разместить
Хэдхантер? Нет, спасибо. Как я строю команду через вуз, чуйку и знакомых
старый мем. но вечно актуальный.
1717
11
Евангелисты бренда – тренд 2025 или слив бюджета для digital-агентств?

В мире digital-агентств конкуренция только набирает обороты: низкий порог входа порождает толпы фрилансеров, сбивающих клиентов дешевыми ценами. Как выделиться на фоне других и привлечь лидов, не снижая цены? Ответ может быть неожиданным — завести евангелиста.

Евангелисты бренда – тренд 2025 или слив бюджета для digital-агентств?
33
22
Зачем нужны конференции для юристов? 4 стратегии как извлечь максимум пользы

Анна Лапа, посетивший почти все мероприятия в своей сфере юрист по интеллектуальной собственности, развенчивает мифы о посещении юридических конференций. На что смотрит инхаус-юрист на мероприятиях? Зачем вообще нужны конференции частно-практикующему юристу?

11
[]