Oleg Kryuchkov

6 популярных заблуждений о бизнес-симуляциях

В минувшем году специалисты по обучению и развитию персонала, бренд-менеджеры и идеологи продаж отложили «до отмены карантина» не одно полезное начинание. Принято считать, что, в то время как «простые» тренинги – к примеру, по продуктам – удобно и просто проходить онлайн, то сложные программы, подразумевающие многодневную индивидуальную и командную работу, всё же требуют от участников присутствия на одной площадке. Наш клиент – статья написана по следам проекта для крупного коммерческого банка – решил не ждать и организовал на нашей платформе полноценную бизнес-симуляцию онлайн.

Пока мы готовили проект, один за другим падали барьеры устоявшихся заблуждений относительно неэффективности бизнес-симуляций онлайн. Я попытался перечислить эти стереотипы, рассказать, как мы их сломали, и какой полезный опыт получили.

Спойлер: собрать сотни специалистов, молодых талантов, «кадровый резерв» или схожую аудиторию на сложный тренинг в режиме «бизнес-симуляции» – можно и онлайн, это будет эффективно и весело.

1. Всё будет строиться на онлайн-трансляции, и это будет ужасно дорого.

Борьба со стереотипами началась ещё при расчёте стоимости. Проектируя сценарий длиной в пять рабочих дней – полная неделя с понедельника по пятницу, четыре игровых этапа и подведение итогов – мы предположили было, что онлайн-трансляция действительно потребуется на несколько часов в каждый из дней. Но быстро отказались от этой мысли. Всё что нужно для запуска бизнес-симуляции – бодрый старт с представлением игровой реальности и оглашением правил, и яркий финал с награждением. Всё остальное время участники прекрасно общаются друг с другом посредством обычных видеовстреч, а с организаторами – в асинхронном режиме, получая задания в личном кабинете, публикуя решения задач, видео выступлений на «странице результатов». Пожалуй, излишние часы трансляций лишь отвлекли бы их от конструктивной работы. И, наконец, это ещё и экономия усилий видеоинженеров, и, соответственно, сокращение расходов.

2. В онлайн нет механизма удержания внимания участников, все разбредутся в первые часы.

Неужели вы до этого думали, что единственный механизм удержания – это запереть всех в конференц-зале до конца упражнения? 😊 Во-первых, онлайн – прекрасная возможность для самоорганизации, и не стоит недооценивать собственный кадровый резерв. Во-вторых, ореол таинственности («чем это интересным они там занимаются?») подчас привлекает новых участников, а не отторгает старых. Впрочем, в нашем случае ещё и использовался подход «количество мест ограничено» – ну кто же покинет игру, на которую он сам так долго стремился попасть?

В конце концов, content is king: интересный и релевантный сценарий в любом случае удержит участников. А неинтересный и нерелевантный и в офлайне особой пользы не принесёт.

3. Они все запутаются!

«У вас тут всё непонятно!» – некоторая доля посетителей любого ресурса непременно скажут эту фразу, но включатся в процесс, не дожидаясь полного понимания. Но вот список мер, которые необходимо принять, чтобы участие в симуляции было продуктивным с самого начала.

1. Чёткие правила игры в отдельном разделе. Какова цель, как устроена игровая валюта и любые иные индикаторы, что на них влияет.

2. Раздел «частые вопросы» и служба поддержки, готовая ответить на любое «непонятно» в первые минуты игры

3. Цели, правила, тайминг крайне рекомендуется кратко огласить в ходе стартовой трансляции («а сейчас – слово фасилитатору»)

4. Пошаговое усложнение. Чаще всего симуляция усложняется от раунда к раунду – и прекрасно, не стоит торопиться огласить все условия в первый день. Участникам придётся обрабатывать дополнительный объём информации, который ещё долго не пригодится, и потом, почему бы не оставить дополнительное пространство для сюрприза и даже для маневра? Под маневром я подразумеваю возможность «откалибровать» условия следующих раундов на основании анализа поведения участников в предыдущих. Ведь никакое предварительное тестирование («симуляция симуляции») не даст точной картины поведения конкретной группы.

В нашем проекте мы день за днём добавляли новые правила, условия, внезапные изменения. Мы объединяли команды и снова разъединяли, «подбрасывали шпионов» из одной команды в другую – возможности современных онлайн-платформ позволяют и не такое, главное – пройти по тонкой грани между «неинтересно» и «непонятно».

Визуальная составляющая - ещё один ключ к успеху. Живое видео, много статистики и аналитики, много деталей, способствующих глубокому погружению в симуляцию

4. Люди устали от «квизов» и головоломок, дайте им общаться!

Именно это мы и делали. У нас не было ни одного задания типа «квиз», никаких «выберите правильный вариант». Подготовка материалов, работа с жюри, выступления, «батлы» и другие формы взаимодействия друг с другом и с организаторами, подразумевающие только «открытые вопросы» и задания на создание и продвижение чего-либо. К слову, команды сгенерировали массу полезного контента – и несмотря на то, что наш «виртуальный мир» был выбран намеренно далёким от офисных реалий участников, организаторы решили собрать из цитат и видеоматериалов некую «книгу бизнес-рецептов» для общего пользования. Так наша симуляция изящно помахала рукой реальному миру.

5. Структура рассыплется без ведущего и «игротехников», которые постоянно теребят участников и говорят им, что делать

С этим предубеждением справиться было совсем несложно. Много лет работы с жанром «интерактивные квесты» научили нас в максимальной степени пробуждать инициативу в самих участниках. Правильная система информирования и оповещений, плюс заранее представленное расписание – и после нескольких минут «творческого ступора» команда начинает организовываться и действовать сама без оглядки на кого бы то ни было. Это делает работу в разы эффективнее. А дальше – регулярность, режим, который к концу недели буквально выработает у участников условные рефлексы. Всё как на спортивных тренировках.

6. Самостоятельная работа и «творческие задания», скорее всего, дадут очень унылый результат, если решать задачи «с нуля»

Это – вопрос релевантности сценария и проработанности того виртуального мира, в который мы на время погружаем участников. Руководствуясь принципом «всё что не запрещено...», участники создавали значительно больше, чем мы от них ожидали: музыкальные клипы, профессионально смонтированные «поддерживающие» видео к своим бизнес-моделям – было, мягко говоря, не скучно, и, если бы мы хотели представить все работы в реальном времени, нам пришлось бы выделять ещё целый день под такое «шоу талантов».

Но мы помним, нашей главной задачей было не шоу, а развитие талантов, и при всём многоцветии презентаций оценивается всё же деловая сторона концепции. Ведь бизнес-симуляция – это не совсем игра.

Или даже «ой, а это совсем не игра». Именно такую фразу мы услышали в беседе одной из команд вечером первого дня. А значит, всё получилось.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null