{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Инспекторы, курьеры, перебежчики

Несколько кейсов межкомандного взаимодействия в корпоративных играх и бизнес-симуляциях

Подавляющее большинство игровых программ в индустрии мероприятий строятся на командном принципе. Участники делятся на команды – случайным образом или по заданном критериям – и выполняют те или иные действия в составе фиксированной группы. Это разумно и полезно: умение работать в коллективе есть один из базовых soft skills, и нередко игровые сценарии подразумевают отработку заданий, так или иначе перекликающихся с рабочими обязанностями. Но так ли работает современное предприятие? Всегда ли сотрудники действуют строго в рамках небольшой команды? Этот риторический вопрос много лет назад натолкнул нас на создание игровых механик, включающих в себя что-то более сложное, чем изолированная работа команды на всём протяжении мероприятия.

Команда + Команда

Встреча двух или более команд – простейший способ взаимодействия. Даже в рамках офлайн-квестов, не составляет большого труда так спроектировать маршруты, что на определённом этапе пара команд пойдёт к одной и той же заданной точке и получит задание, которое будет сложно или невозможно выполнить без участия визави. Принцип паззла: две половинки кода, «шифр и дешифратор», матрица и трафарет, оставляющий лишь нужные буквы в таблице – это самые простые примеры. Значительно интереснее бывает заставить команды задуматься КАК нужно провзаимодействовать чтобы выполнить упражнение. Не до конца сформулированное задание, «информационный шум», мешающий выделить главные условия задачи – подобные приёмы помогают «вывести на эмоции» и дают возможность понаблюдать за умением вести переговоры, искать компромиссы, выделять главное.

В прошлом году мы разработали ещё более «жёсткий» формат «Игра в Катрана» под лозунгом «командообразование через конфликт». В двух словах, у команд возникает ощущение жёсткой конкуренции, им кажется, что их заставляют «подставлять» друг друга и пытаться выиграть призовые баллы в игре с нулевой суммой. По мере продвижения к финишу, однако, они успевают убедиться, что сотрудничество – выгоднее и отыграть упущенное вследствие конфликтов.

Отметим, что все эти приёмы работают и в рамках «уличного» квеста, и в «застольных» играх – во втором случае ещё проще обеспечивать своевременные встречи команд. В большинстве случаев удаётся разработать схему, в которой каждая команда всякий раз встречается с новыми соперниками, то есть ни одна пара не повторяется. В нашей классической схеме «игры в Катрана» на 8 команд «конфликтная» часть игры проходит в пять раундов, причём в четырёх из них команды встречаются попарно, а в одном – выполняют большое упражнение «на четверых». Таким образом, каждая команда встречается с семью остальными, так что, помимо отработки навыков взаимодействия, такая программа отлично решает и задачи нетворкинга, разрушения коммуникационных барьеров и помогает начать общаться неформально.

Мичуринцы

Схема, при которой состав команды пополняется «новичками» из других команд, чем-то напоминает эксперименты по вегетативной гибридизации – когда к одному растению прививается так называемый подвой от другого. В бизнес-симуляции «Вкус к развитию» в одном из раундов мы присылали в каждую команду «приглашённого эксперта» от другой. Ему предстояло освоиться, включиться в работу в условиях отличных от тех, что были в предыдущем раунде, и помочь своим новым товарищам. Его усилия оценивались – и другими членами команды, и независимым жюри – так что у гостя была возможность вернуться к своей прежней команды не пустым, а с багажом дополнительных баллов.

Можно и с этим вариантом пойти дальше и давать особые миссии гостям: наблюдатели, носители какой-либо уникальной информации про которую ещё предстоит понять, как её применить… Существует даже принцип «игры в мафию», когда в команды подсылаются новые участники, причём двух типов: созидатели и разрушители. Каждый оценивается по своим критериям; оценивается и команда, которая вовремя приходит к пониманию, кого слушать 😊

Agile Games

А ещё мы любим игры, в которых нет ничего постоянного. «Всё как в жизни» – типичная фраза, которую мы слышим по окончании. Участник каждой команды получает некий уникальный признак или несколько признаков: цвет, роль, профессию. Но в данном составе команды проходит только раунд знакомства, дальше им требуется перегруппироваться по одному из признаков. Найти друг друга, убедиться, что все в сборе, получить задачу, решить её совместно и постараться набрать максимум баллов, чтобы принести их в копилку своей «базовой» команды. Если она есть: были и полностью «кочевые» варианты, в которых участники уже ни разу не собирались в первоначальном составе, и подсчёт баллов вёлся только индивидуальный. Но мы против крайностей и считаем наиболее полезным – и наиболее жизненным – вариант, в котором базовые команды всё же есть, в котором в разумных пропорциях сочетаются авантюризм индивидуалов и командный дух. Тем не менее, работа в условиях, когда сегодняшние конкуренты могут завтра стать соратниками, и наоборот, также списана с окружающей действительности.

Сколькими способами мы можем собрать 16 участников в группы по 4? По строкам, по столбцам, по цветам, по белым значкам... к этому моменту каждый из 16 уже встретится с  12 оппонентами. Но мы можем добавить пятый раунд...По какому принципу? Догадались?

Подобные механики могут быть построены на платформе «гибридных квестов», в которой часть задач коммуницируется на командный планшет, а часть – на собственные мобильные устройства участников. Это обеспечивает лёгкость логистики и отсутствие толкотни при массированной смене столов или локаций.

Подводя итоги, или три совета клиенту

1. Вариантов множество. Выбирайте тот, который больше соответствует вашей бизнес-реальности.

2. Не усложняйте. К подобной игре стоит готовиться заранее, но не нужно перегружать участников чрезмерно сложными правилами. До тех пор, пока это не часть испытания 😊

3. Наблюдайте. В бизнес-симуляциях порою важнее не само решение задачи, а процесс решения. Как они подбирались к ответу? Кто генерировал идеи? Кто помогал удерживать мозговой штурм в нужном русле? В таких упражнениях иной раз рождаются хорошие кадровые решения.

4. Не забудьте про смысл. Про финал, про цель. Мы всегда рады создать уникальный сценарий, но участники игры всегда должны иметь ответ на вопрос «Зачем мы это делаем». Правильно поставленная и преподнесённая цель – половина успеха игры, об остальном мы позаботимся.

0
1 комментарий
Oleg Kryuchkov
Автор

Комментарий к иллюстрации. Пятый способ по-новому сгруппировать 16 человек - см.цифры. В результате в пяти раундах ("по строкам", "по столбцам", "по цветам", "по фигурам" и "по цифрам") участники группируются так, что каждый из 16 успевает по одному разу поработать в "квартете" с остальными пятнадцатью.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда