Как освоить копирайтинг самостоятельно, без курсов и образования — 5 шагов

Кажется, чтобы освоить любую удаленную профессию нужно пройти десятки курсов и потратить на это кучу денег или проучиться 5 лет в университете. Например, чтобы освоить веб-дизайн нужно изучить основы композиции, типографики и пользовательского интерфейса. Еще научиться работать в фотошопе, фигме, канве, иллюстраторе и других — без курсов не обойтись.

Но есть одна онлайн-профессия, которую можно изучить даже самостоятельно без курсов и высшего образования, а через несколько недель уже брать первые заказы и зарабатывать удаленно. Все что нужно — немного мотивации и терпения, чтобы не забросить изучение через пару дней. Эта профессия — копирайтер. В статье мы расскажем про 5 шагов, которые помогут любому человеку стать копирайтером с нуля и освоить удаленную профессию.

Как освоить копирайтинг самостоятельно, без курсов и образования — 5 шагов

Шаг первый: изучить основы копирайтинга

Обучение любой профессии начинается с базовых правил, копирайтинг не исключение. Основы — это когда вы знаете, как написать такой текст, который принесет много заявок, просмотров и лайков, и продаст больше товаров или услуг.

Текст может быть в разных форматах: статьи, имейл рассылки, баннеры, посты, уведомления от приложений на экране телефона. Но главное в тексте выделить боли аудитории и надавить на них с помощью текста без лишнего мусора. Писать нужно так, как мы говорим: без штампов, абстракций и канцеляризмов. Сравните два текста:

Как освоить копирайтинг самостоятельно, без курсов и образования — 5 шагов

Первый текст, звучит очень формально, его сложно не только читать, но и слушать. Внимание рассеивается и невозможно ухватить суть — какие сотрудники, из каких отделов работают вместе, и какую пользу они приносят.

Все абстракции нужно заменять примерами, фактами и сценариями. Они сразу делают текст конкретным, понятным и информация легко воспринимается. Не нужно перечитывать по нескольку раз, чтобы понять, что имел в виду автор.

Например, на эту тему недавно вышел урок у ex-редактора Газпромбанка, в котором он рассказал о пяти правилах продающего текста, с помощью которых копирайтеры зарабатывают не по 100 рублей за 5 страниц текста на бирже, а от 5 тысяч рублей за статью.

В нем собраны самые основные моменты, которые нужно изучить перед тем, как начинать писать тексты за деньги. Когда посмотрите — сможете писать лучше чем копирайтер, из предыдущего примера. Представьте, как много работодателей, которые жаждут работать с хорошими авторами.

Шаг второй: выбрать направление

В копирайтинге очень много направлений: статьи, посты, лендинги, и даже кнопки в разных приложениях пишут тоже копирайтеры — это называется UX-копирайтинг. Если вы думаете, что раз у UX копирайтеров меньше работы — всего-то пару слов для кнопки придумать, значит они и получают меньше, то вы сильно ошибаетесь.

Зарплаты новичков UX копирайтеров без опыта начинаются от 60 тысяч рублей
Зарплаты новичков UX копирайтеров без опыта начинаются от 60 тысяч рублей

Можно делать описания для карточек товаров на маркетплейсах, презентации для деловых встреч или писать для блогов вконтакте и телеграм-каналов. Например, вести телеграм каналы про косметику и модные тренды. Или вести каналы на тему авто, ремонта. Эта профессия называется контент менеджер — и она сейчас очень популярна. Новички контент-менеджеры могут рассчитывать на 70 тысяч рублей. Можно выбрать не одно направление, а два-три, сконцентрироваться на них, сразу набивать руку и пополнять портфолио.

Вы можете начать изучать не только конкретное направление, но и конкретную нишу, в которой захотите писать. Например криптовалюта, айти, недвижимость или бьюти. Зарплата тоже будет отличаться в каждой нише. Копирайтеров, которые грамотно пишут на тему криптовалюты критически не хватает, поэтому им готовы платить от 80 тысяч рублей в месяц.

Чаще всего копирайтерам в теме криптовалюты платят в долларовом эквиваленте
Чаще всего копирайтерам в теме криптовалюты платят в долларовом эквиваленте

На основе выбранной ниши нужно сделать портфолио. Нет, портфолио не собирается во время работы. Тут алгоритм другой: сначала собираем портфолио, а потом ищем работу. Практически ни один работодатель не примет на работу кандидата без портфолио. Их не интересует есть ли у кандидата филологическое или журналистское образование, и какие курсы он прошел. Всем интересен только опыт и реальные примеры работ.

Чтобы создать портфолио, не обязательно делать какие-то реальные заказы. Можно находить в интернете ужасные абстрактные тексты реальных компаний и переписывать их понятным языком, хоть они об этом и не просили.

Лайфхак — можно откликаться на вакансии копирайтера на хедхантере, выполнять тестовые и добавлять в портфолио. Еще один плюс — вы получите обратную связь на свою работу. С помощью обратной связи в разы быстрее набьете руку, качество текстов вырастет, потому что увидите свои ошибки и пойдете изучать больше информации по этой теме. И даже если вас не примут на работу, выгоду из этого вы все равно извлечете — пополните портфолио для следующего работодателя.

Вообще обратная связь — это единственное, из-за чего можно пойти на любой курс. Когда мы учимся самостоятельно — сложнее увидеть свои ошибки, или наоборот рост. С редактором можно в два раза быстрее улучшить свой навык писать, потому что каждый комментарий в тексте может дать еще больше пользы чем урок.

На коротком недельном марафоне, в котором классные практикующие редакторов крупных компаний: Циан, Тинькофф, МТС банка, оставляют обратную связь на домашки. Марафон длится семь дней. На марафоне вы не только изучаете теорию, но и начинаете ее практиковать, получаете обратную связь и уже через неделю ваши тексты становятся лучше, а вы увереннее. Стоит марафон недорого — дешевле обеда в кофейне, а знания всегда окупаются. Пока лучший на рынке продукт с доступной ценой и с обратной связью от кураторов.

Шаг третий: развивать насмотренность

Если хотите стать крутым копирайтером и редактором — окружите себя хорошими текстами. Подписывайтесь на телеграм каналы, смотрите ютуб видео, гуглите профильные статьи и кейсы коллег. Это и есть насмотренность — чем лучше тексты вы находите, тем незаметно растет уровень ваших текстов.

Когда вы серфите в интернете, заходите на разные сайты, статьи на дзене и пытайтесь анализировать их. Обращайте внимание на то, как они оформлены, легко ли вам читать текст. Понятно, что хотел сказать автор или запутались в его умных словах и причастных оборотах. Зацепил ли текст ваше внимание и захотелось ли вам купить тот товар или услугу, которую компания продает.

По началу самому это будет трудно сделать — отличить классную статью от заспамленной. Но чем больше вы будете обращать внимание на текст вокруг вас, тем быстрее начнете понимать как должен выглядеть классный продающий текст. И это касается не только каких-то стандартных статьей в интернете.

Можете обращать внимания на пуш-уведомления и e-mail рассылки, которые приходят вам на телефон каждый день. Зацепило ли вас уведомление, хочется ли вам после него открыть приложение и совершить покупку, например. Или наоборот смахиваете его в сторону даже не вчитываясь в суть. Можно анализировать e-mail рассылки, которые пачками приходят на нашу почту: какой у них заголовок, понятно ли о чем вообще будет идти речь в письме и хочется ли его открыть после этого или отправить в корзину.

Скриньте классные примеры текстов и сохраняйте себе в папку на телефоне или компьютере. В будущем, сможете брать оттуда референсы или будете заходить и вдохновляться, когда не знаете, с чего начать работу
Скриньте классные примеры текстов и сохраняйте себе в папку на телефоне или компьютере. В будущем, сможете брать оттуда референсы или будете заходить и вдохновляться, когда не знаете, с чего начать работу

Текст везде вокруг нас, мы сталкиваемся с ним ну чуть ли не каждую минуту в нашей жизни. Когда вы начнете обращать на него внимания и анализировать — потом не сможете избавиться от этой привычки и будете читать каждый баннер на столбе, автоматом редачить в голове и повышать свой скилл.

Шаг четвертый: найти клиентов

Это самый важный этап. Он многих пугает, особенно когда они слышат голоса скептиков, которые сидят на диване и говорят, что это все невозможно и удаленной работы не бывает. Зато, когда вы начнете откликаться, то очень скоро узнаете, что оказывается копирайтинг — это не какая-то игрушечная работа, где нужно сидеть и часами писать тексты за копейки. Это классная удаленная профессия с зарплатой и самореализацией.

Для начала можете искать клиентов среди своего окружения, друзей и друзей друзей. Без стеснения предлагать свою помощь, говорить, что вы копирайтер и можете сделать крутое описание к продукту или написать пост в соцсети.

Например, увидели на сайте текст, который тяжело читать, совсем не понятна суть и польза компании — напишите владельцам, что знаете, как переписать этот текст, чтобы он был в мире читателя. Это поможет привести им больше новых посетителей и увеличить продажи. Приведите несколько примеров, как можно улучшить текст.

Прежде чем вы скажете, что это дурацкий совет, то вот пример, именно так сделала наша ученица: зашла на сайт салона красоты, в который ходит уже 10 лет, чтобы выполнить домашнее задание и увидела этот ужасный текст. Сделала домашку, переписала текст без штампов и абстракций и решила предложить свои услуги тому самому салону красоты.

Салон, конечно, согласится, потому что ну кто откажется, когда им принесут нормальный текст, который приведет им больше клиентов
Салон, конечно, согласится, потому что ну кто откажется, когда им принесут нормальный текст, который приведет им больше клиентов

Главное — не засидеться в этой позиции и не остаться писать статьи за 500 рублей спустя четыре месяца работы. Так вы быстро выгорите, потому что не увидете, что ваш труд оценивается по достоинству. Потратите много сил, бросите копирайтинг и так и не узнаете, что за ваши тексты давно уже пора брать от 5 тысяч рублей, и десятки компаний взяли бы вас на работу на достойную зарплату.

Найти клиентов можно не только в интернете, но и в обычной жизни среди знакомых. Да даже если вы учитесь в университете, можете предложить написать статью на сайт, пост или афишу в группу университета. Сами того не ожидая первые клиенты могут остаться с вами на годы и стать постоянными. Они будут рекомендовать вас другим людям, у вас будут появляться заказы, расти портфолио и опыт.

Шаг пятый: найти нетворкинг

Следующий важный шаг — найти окружение единомышленников. Нужно присоединиться к любому сообществу копирайтеров или фрилансеров, где люди обсуждают заказчиков, заказы, где они их искали и делятся какими-то фишками в копирайтинге.

Нужно найти такое сообщество, где люди разговаривают между собой, что-то обсуждают, задают вопросы и помогают друг другу. Найти такие группы можно в телеграмме или вконтакте. Например, у многих преподавателей нашей школы есть каналы, где они делятся кейсами и потом обсуждают в комментариях.

В таких каналах есть чему поучиться и можно даже найти там работу. Однажды наш куратор нашла в таком канале классного редактора на проект по крипте среди активных подписчиков, а Марку — сценариста для канала по путешествиям. Такой нетворкинг прокачивает не только опыт, но и карьеру.

Это были все 5 шагов, с помощью которых можно стать отличным копирайтером и начать брать первые заказы. Самое сложное — это решить учиться чему-то новому, а дальше все этапы пойдут сами собой.

Изучите основы копирайтинга — вся информация есть в интернете, но не так структурирована, как на курсах, например. Поэтому готовьтесь к тому, что нужно будет собирать ее из разных источников и складывать воедино. Чтобы быстрее усвоить знания — пишите больше текстов и получайте на нее обратную связь от опытных редакторов. Выберете направление и нишу, в которой вам больше всего нравится писать, и начните собирать портфолио. Параллельно

Вступайте в сообщества копирайтеров, чтобы советоваться с ними и заимствовать фишки, развивайте насмотренность и начинайте брать свои первые заказы. Предлагайте свои услуги знакомым и сделать парочку пробных работ за символическую цену. Можно найти ужасные тексты на просторах интернета и сразу же предложить руководству переписать их. Дальше начнет работать «сарафанное радио», и клиенты сами будут вас находить.

22
Начать дискуссию