«Как Яндекс «убивает» микробизнес в России»

О чем статья

Заголовок не «Кликбейт», а описанная в статье теория фундаментальна, и практические кейсы дают представление читателю насколько сильно одна системная ошибка в стратегии монополиста (Яндекс) мешает развиваться специалистам, бизнесу и экономики целой страны. В чем же эта критическая ошибка и как ее исправить подробно аргументирую в данной статье.

Все описанные аргументы в статье является исключительно мнением автора, подтвержденные 12-летним опытом работы в сфере комплексного интернет-маркетинга и контекстной рекламы, в частности.

Раздел 1. Предпосылки. Зачем менять экономику России и как это сделать на примере «Азиатских тигров».

Давайте представим, что наша страна вдруг, за 10–15 лет, может совершить экономическое чудо, подобное Сингапуру, Южной Кореи, Тайвани, Китаю, Индонезии и подобным «Азиатским Тиграм». Думаю, не стоит углубляться в детали, что выиграют от этого все. Государство, корпорации, бизнес, население - все получат значительное повышение уровня жизни и дохода.

Средний период экономического роста этих стран составил всего 25–30 лет, но для России, с ее интеллектуальными и материальными ресурсами, огромной территорией и низкой конкуренцией, вполне возможно сократить это время, до достижения аналогичного результата.

Всех этих исторических «тигров» объединяют общие принципы, которые управленцы принимали для изменения экономики:

- высокотехнологичное производство

- развитие микро и малого бизнеса

- образование и повышение экспертности специалистов в технологических отраслях

- экспорт высокотехнологичной продукции

Я осознанно выделю только те факторы, которые не зависят от государства и могут применяться в современной России через корпорации, основанные на частной инициативе (а именно «Яндекса»). От государственных структур «Азиатских тигров» дополнительно привлекались и выделялись инвестиции в данные отрасли, формировалась налоговая и экономическая поддержка, но очевидно, что развитие производства в сегменте микро и малого бизнеса, повлияют и на экспертность специалистов и на развитие технологий.

При чем здесь Яндекс?

Как полный монополист рынка контекстной рекламы в РФ (после ухода Google Ads в 2022), Яндекс в значительной степени может устанавливать и менять правила игры не только в рынке рекламы в целом, но и через него влиять на всю экономику. Все мы знаем фразу «Реклама -двигатель торговли», но я бы сказал: «Реклама- двигатель бизнеса»

Почему инструменты маркетинга так важны для бизнеса?

Изучив данные ФНС, можно обратить внимание на следующее:

  • За последние 10 лет, количество субъектов МСП не только не выросло, но и сократилось.
  • Согласно данным ФНС, доля микробизнеса в РФ, из общего количества предприятий, составляет 96% (еще 1,5% малый бизнес, 1,8% крупный и средний).

Давайте отложим мнение (хотя бы на время), что эти две проблемы связаны исключительно с государственным устройством, а попробуем поискать возможности, как изменить эту ситуацию. Для этого сформулируем два простых вопроса:

  • Что нужно, чтобы микробизнес успешно выживал - СИСТЕМНО?
  • Что нужно для того, чтобы микропредприятия вырастали в малые и средние бизнесы – СИСТЕМНО?

Ответ очевиден – Системный поток клиентов.

Слово «СИСТЕМНО» означает именно стабильное и масштабируемое развитие микропредприятий, и только в такой парадигме возможен постоянный рост бизнеса и его доля в ВВП государства на длинной дистанции (а сейчас его доля крайне низкая 20–25% по разным источникам)

Я постараюсь аргументировать ответ на эти 2 вопроса, через практический эксперимент:

В 2018 год мы предложили 4-м новым клиентам нашего агентства оффер, который звучал так – удваиваем вашу выручку максимум за 1 год, если не удваиваем, отдаем бесплатно сайт, контекстную рекламу и все инструменты продвижения по SEO.

Клиент оплачивал нам 20 тыс. руб. в месяц на протяжении 1 года, без первоначальных вложений (расходы меньше себестоимости хорошего сайта + ведения рекламы + SEO продвижения).

Если мы реализуем удвоение выручки за 6 месяцев, то клиент оплачивает нам бонус 300 тыс. руб., если за 12 месяцев – 150 тыс. руб. Если не выполним заявленный результат, ничего не зарабатываем и отдаем все инструменты клиенту бесплатно.

Единственное условие, которое мы обговаривали на старте, что сэкономленные первичные расходы на инструменты маркетинга, клиент вложит в рекламный бюджет. Если проще, то в контекстную рекламу заказчик вкладывал не менее 30 тыс. руб. в месяц. (это примерно в 2 раза больше, чем до этого).

Результаты эксперимента:

- Первый клиент – Компания по установке систем для очистки воды – утроение выручки на 8-й месяц, средний рост выручки более, чем в 2,5 раза. На старте выручка составляла 1,5 млн руб. в месяц.

- Второй клиент – Установка японских ДВС на Газели – прирост выручки на 93,3% по году. С 1,5 до 2,9 млн руб. в месяц, в среднем.

- Третий клиент – Сервис по ремонту сотовых телефонов – удвоение выручки за 7 месяцев. Заказчик продал бизнес со всеми инструментами маркетинга, так как не смог справиться с количеством клиентов.

- Четвертый клиент – Сортировка и продажа вторичного сырья – результаты по удвоению сделать не удалось, так как целевая аудитория обращений от клиентов не подошла заказчику по среднему чеку.

Важная деталь, у 2-х компаний, из четырех, даже сайты делать не пришлось, использовали те, что были до старта эксперимента. А положительный результат был связан, в большей степени, с банальным ростом рекламного бюджета и увеличение его эффективности (читай - рентабельности).

То есть, ответ на оба вопроса, сформулированных выше, очевиден: чтобы бизнес системно рос, нужно системное увеличение количества клиентов. Банально? Да! Но давайте копнем чуть глубже…

Системные инструменты интернет маркетинга в 2024 году.

После ухода из РФ «Гугл» и запрещенных в РФ соц. сетей в 2022 году, вариантов построения, именно, системного и управляемого по показателям, маркетинга, на мой взгляд, осталось только три:

- Яндекс Директ

- Таргет ВКонтакте

- SEO продвижение

Можно добавить еще много источников трафика, по типу «myTarget», «Телеграмм» и т. п., но, возвращаясь к принципам роста «Азиатских тигров», они вряд ли подойдут. Так как нужен именно быстрый и системный рост сегмента бизнесов, связанных с производством продуктов и услуг, за редким исключением.

SEO – при правильном подходе, самый рентабельный, но относительно долгий. И требует первоначальных инвестиционных затрат от бизнеса, а также терпения собственника до значительного роста выручки.

Таргет ВКонтакте – сильно меньше по охвату, чем поисковый трафик и охват Яндекс Директ.

Яндекс Директ – идеален для быстрого роста, при этом самый дорогой в текущих реалиях. А вот почему контекст так дорожает, давайте поговорим подробно…

Раздел 2. Яндекс Директ – история развития и «странная» логика ключевых обновлений.

За последние 2 года, многие рекламодатели почувствовали значительное увеличение рекламных расходов на привлечение лидов. Вроде бы логично, меньше источников – больше конкуренция. Другой вопрос, выросла ли эта конкуренция в 3–4 раза, особенно в узких отраслях, или есть другие причины?

Вспомним историю самых значимых изменений в сервисе «Яндекс Директ» в «доковидные» времена, которые меняли правила для рекламодателей и изменили рынок контекстной рекламы на дистанции:

Изменение 1. Статус «Мало показов»

Данный статус ограничил показ объявлений с низким объемом трафика.

Яндекс аргументировал введение данного статуса, как ограничение, способствующее снижению нагрузки на свои сервера (по крайней мере, так говорили менеджеры поддержки).

Простыми словами о статусе «Мало показов». Показ объявлений по низкочастотным ключевым фразам (3–4 слова+), особенно в небольшом географическом таргетинге, прекращается. Единственным решением, которое работало и работает далеко не всегда, является перегруппировка объявлений из формата 1 ключ – 1 объявление, в формат 1 объявление большая группа ключевых фраз.

Казалось бы, есть решение - нет проблем, но у меня возникает логичный вопрос:

  • Действительно ли такую большую нагрузку на сервера несет большое количество объявлений и значительно увеличиваются расходы Яндекса? В чем логика? Представьте, что Ютуб начнет ограничивать загрузку видео авторов, чтобы снизить нагрузку на сервера… Разве логично сокращать нагрузку, от которой компания зарабатывает доход? Мало того, в небольших городах и для узких тематик показы объявлений, даже сгруппированных ключевых фраз, не происходит совсем – а это прямое недополучения прибыли «Яндексом», ведь за каждый переход он получает оплату.

Кому это выгодно? Давайте рассмотрим 4-х участников процесса

Бизнес.

Представим, что до введения статуса, у отдельного предприятия бюджет на «Яндекс Директ» составлял 100 тыс. руб. в месяц. Распределение бюджета происходило в условном формате: 50% высокочастотные (ВЧ) и среднечастотные (СЧ) запросы, а еще 50% уходило на низкочастотные фразы (НЧ), конкуренция по которым, в большинстве своем, была сильно ниже, а значит и стоимость клиента для рекламодателя. Что происходит после введения «Мало показов»? Бюджет перераспределяется в сторону ВЧ и СЧ «ключевиков», и стоимость клиента сильно вырастает. Что конечно же НЕ выгодно бизнесу, так как снижается рентабельность рекламы.

Яндекс, как корпорация.

С одной стороны, логично, что доход Яндекса в моменте значительно вырастет, за счет перераспределения бюджета из низко-конкурентных запросов на более дорогие. И складывается ощущение, что Яндекс и есть основной выгодоприобретатель… «НО, есть нюанс!» Выгода для Яндекса лишь в краткосрочной перспективе. Почему? Ответ в принципах роста «Азиатских тигров». Микро и малый бизнес не сможет вкладывать деньги в рекламу, если она нерентабельна, у него попросту нет инвестиционных ресурсов на развитие. С другой стороны, чем рентабельнее рекламный инструмент, тем больше предприятие сможет выделить на маркетинговые расходы, по мере роста бизнеса. А если будет расти микро и малый бизнес, вырастет и весь рынок рекламы, что вполне очевидно. Это означает, что в долгосрочной перспективе, Яндекс, как корпорация, теряет огромный потенциал для роста, урезая доход от низкочастотных ключевых фраз в узком географическом таргетинге. Подробные аргументы и стратегию, я опишу в отдельном разделе.

Государство.

Не растет бизнес – не растет его доля в ВВП. Не растет микробизнес – экономика становится более уязвима. Очевидно, что в антимонопольной службе вряд ли есть эксперты, способные оценить весь эффект от технических деталей в IT инструментах, которые Яндекс, как монополист, может использовать на благо всех сторон… Попытка не пытка. Для этого и создавалась эта статья. Возможно, найдутся уполномоченные лица, которые захотят разобраться в этих деталях и изменить картину.

ТОП менеджеры Яндекс.

Когда-то я работал в одном из крупнейших Российских сотовых операторов. Увлекаясь западной бизнес-литературой и Win Win стратегией, меня сильно удивляла система мотивации ТОП менеджеров. Полное отсутствие горизонта планирования в системе мотивации ТОПов, только рост выручки, здесь и сейчас! Если в Яндексе структура схожа, то очевидно, что, если ты ТОП и хочешь получить «жирную» премию сегодня, тебе нужны быстрые решения. Мавроди и «МММ» доказали на практике, что жадность человеческая имеет величайшую власть над разумом… Быть может, в этом и кроется логичный ответ на не логичную стратегию развития «Яндекс Директа»?

Изменение 2. Ограничение в 1000 запрещенных площадок на РСЯ

Начнем с базы…

Не для специалистов:Яндекс Директ делится на Поисковую рекламу и показ «догоняющих» объявлений в своей рекламной сети (сайты партнеры, форумы, СМИ, моб. приложения и большое количество других площадок).

Два тезиса, которые играют ключевую роль для понимания сути ограничения площадок:

Реклама на Поиске Яндекс – сильно ограничена.

Простой пример: если в г. Екатеринбурге пользователи Яндекса за месяц 2000 раз ввели поисковый запрос «мебель на заказ», то компания рекламодатель покажет свое объявление не более 2000 раз (не углубляясь в технические детали, это число будет сильно меньше). Умножаем количество поисковых запросов на количество ключевых фраз в рекламных кампаниях и получаем ограниченный оцифрованный объем трафика.

Прим. автора: при активном росте микробизнеса в небольших регионах или узких нишах, потолок получаемого трафика из поиска наступает максимум в течение года - двух, и рост выручки от такого трафика, как правило, ограничивается 100–200% , не более.

Реклама на РСЯ имеет огромный потенциал охвата аудитории в сравнении с поиском.

- Если тот же пользователь, вводивший «мебель на заказ», уже забыл о своем запросе, за ним усиленно будут «бегать» объявления рекламодателей, которые рекламируют свою мебель, как продукт, именно в рекламной сети Яндекс.

- Рекламодатель может рекламироваться по целевой аудитории, которая даже не вводила поисковый запрос «мебель на заказ», но подходит под портрет потенциального клиента.

- Рекламодатель может размещать баннеры, если хочет продвигать свой бренд, например если портрет его клиента, относится к очень широкой целевой аудитории.

Очевидно, что возможность привлечения трафика из РСЯ, в сотни и тысячи процентов превышает трафик из поиска. Однако, очень распространено мнение, что такой трафик плохо конвертируется или не конвертируется совсем.

Давайте на примере разберемся со стратегией, которая изменит это мнение, или хотя бы заставит подумать, о потенциале РСЯ, который скрыт от обывателя в 2024 году....

Системная ошибка в мышлении рынка интернет-маркетинга в России

Есть всего 3 стороны, участвующих в аукционе «Яндекс Директ»: рекламодатель (бизнес), площадка РСЯ (сайт или приложение) и сам сервис «Яндекс Директ», который их объединяет.

«Кто заказывает и оплачивает банкет, Зин???» Очевидно, что рекламодатель своим бюджетом.

Что он хочет получить от рекламы? Очевидно, доход от вложенных бюджетов. И не только выручку, но и прибыль, которую он может вложить в развитие бизнеса или просто положить в свой карман. Влияет ли реклама на прибыль? Конечно, ведь если источник рекламы нерентабелен, то и прибыли от роста выручки не будет.

Тогда почему весь рынок разговаривает терминами, которые на эту прибыль не влияют от слова «совсем»???

- Кликабильность (CTR), Цена клика (CPC), Конверсия сайта (CR), Стоимость конверсии (стоимость лида или CPL) – эти показатели нужны только специалистам и только тем единицам, которые понимают, как читать их в связке с показателями продаж…

Аргументирую свою точку зрения на реальном кейсе:

Заказчик - Компания по оказанию услуг банкротства физических лиц.

Первичный запрос от заказчика, получать больше заявок по минимальной стоимости обращения (CPL). Думаю, что, если Вы маркетолог, сталкиваетесь с таким запросом регулярно.

Мы предложили провести эксперимент, и не ставить целью количество заявок CPL, а оттолкнуться от прироста выручки, но так как клиент настаивал на определенной максимальной стоимости лида, было принято решение распределить трафик из «Яндекс Директ» и «Запрещеннограмма», чтобы наглядно показать разницу между дешевыми и качественными заявками. Ниже приложен скриншот из Рой стат. Мы, как подрядчик по контекстной рекламы, стремились максимально наращивать выручку. Задача подрядчику по «запрещеннограмм» - получать максимум дешевых заявок. Что получили в итоге:

«Как Яндекс «убивает» микробизнес в России»

Что видно из данных показателей?

Примерно одинаковое количество заявок, но стоимость заявки с Яндекс Директ в 2,5 раза выше и составляет 175 руб., в сравнении с 75 руб. из соц. сети. Однако, посмотрите на разницу конверсии в продажу и выручку. Отдел продаж получал заявки равномерно, без права выбора, конверсия в продажу от более дорогих заявок почти в 4 раза выше, и выручка растет пропорционально.

Теперь задайте себе вопрос, имеет ли смысл повышенная конверсия сайта, низкая стоимость лида, CTR или стоимость клика?

А ведь весь рынок, начиная от Яндекса и заканчивая предпринимателями, мыслят именно этими показателями… Докажу на примере чуть позже.

Кто-то скажет, что разные источники и стоимость заявки тут ни при чем. На это у меня есть еще один скрин:

«Как Яндекс «убивает» микробизнес в России»

Тот же Яндекс Директ, тот же бизнес, тот же отдел продаж, но стоимость заявки 62 руб., конверсия в продажу падает почти в 6 раз.

Почему так происходит? И какая стратегия позволяет влиять на выручку через РСЯ.

Механика рекламы на РСЯ очень простая и логичная. Но вначале о том, почему так важен показатель CPO (стоимость клиента).

На примере того же банкротства физ. лиц: если CPO, с фразы «банкротство физ. лиц», составляет 7,5 тыс. руб., а бизнес можете покупать клиента за 20 тыс. руб., оставаясь в хорошей прибыли, то компания недополучает огромный потенциал роста выручки и прибыли на дистанции. Прибыль с одного клиента может снижаться, но если при этом Вы получите 300–500% роста по выручке, то компания заработает огромную прибыль, за счет количества клиентов. И именно CPO – тот индикатор, который позволяет видеть потенциал для роста в десятки раз. При чем тут РСЯ? Да при том, что ставку на РСЯ по фразе, которая дает низкий CPO, можно уводить до небес, имея возможность отключать те площадки, которые генерируют «мусор». Для тех, кто понимает о чем речь, в данном кейсе стоимость клика на РСЯ по некоторым фразам доходила до 30-40 руб. (и это не предел).

Как это делать на примере?

Если по ключевой фразе «банкротство физ. лиц», у Вас выставлена ставка 10 руб. на РСЯ, и при этом Вы видите, что получаете охват, скажем 65% от всех площадок, то это 65% самых некачественных и низко посещаемых площадок из 100%. Остальные 35% более качественных площадок Вы упускаете, а это именно те площадки, которые пусть и дают более высокую стоимость клика и лида, но и максимально качественную аудиторию, что напрямую влияет на конверсию в продажу. И если сделать еще один шаг в аналитики от маркетинговых показателей до показателя «стоимость клиента», очень часто он будет даже ниже, чем с дешевых обращений, за счет роста конверсии в продажу.

Причем здесь ограничение в 1000 запрещенных площадок, больше которых Яндекс Директ отключать не дает?

Качественных площадок (те, что дают высокую конверсию в продажу при нужном нам CPO) сильно меньше, чем тех, которые дают «полный мусор» и, если Вы не можете отключить этот «мусор», стратегия не имеет смысла, а значит и масштабирование бизнеса через самый большой по охвату рекламный инструмент сделать нельзя.

С 2019 года у нас нет ни одного клиента, у которого бы список запрещенных площадок не был бы менее 1000, и чтобы при этом не оставалось 60–70% мусорного трафика? Имеет ли смысл такая реклама на РСЯ? Почти никогда.

Современные специалисты и менеджеры Яндекса предложат Вам перейти на автоматические стратегии. Но о них мы подробно поговорим в заключительной части статьи, а пока логичный вопрос:

Кому это выгодно?

Бизнес – очевидно, что нет.

Государство – не понимает, насколько такая модель и ограничения Яндекса влияют на развитие микро и малого бизнеса.

Яндекс – выигрывает только в краткосрочной перспективе. Не растет бизнес, не растет рынок, который и так маленький. Перевод на автоматические стратегии, крайне выгоден Яндексу, с точки зрения управления рынком, но, чтобы рынок полностью на них перешел, нужно решить их главную проблему, в которой разберемся в следующем разделе.

ТОП менеджеры Яндекс – больше «мусора» - больше выручка Яндекса в краткосрочной перспективе. Даем показатели, получаем мотивацию и сохраняем место в управлении компанией. Разве нет?

Автотаргетинг

Опишу кратко, так как «Все всё понимают!»

Ранее я упоминал, о показателях количество клиентов + «средний чек» + CPO, самых важных для роста выручки через маркетинг.

Как автотаргетинг влияет на средний чек?

Возьмем клининговые услуги, как пример из практики.

Если Вы рекламируетесь по запросу «клининговые услуги в Спб», то по каким фразам может происходить показ объявлений через автоматический таргетинг? Представлю списком для удобства:

Уборка квартир

Химчистка мебели

Уборка офисов

Уборка после ремонта

Клининг производства и т. п.

Если Вы работали с данным сегментом бизнеса, и разбирались в бизнес-модели, то должны четко представлять, на чем зарабатывает Клининговый бизнес в долгосрочной модели – только постоянные платежи и большие чеки. Все остальное нужно для обеспечения сотрудников загрузкой и получения наличных.

И причина очень простая, если Вы маленькая компания, в 99% случаев у Вас нет системы по обработке клиентов (регламенты, CRM, полностью делегированное управление отдельными проектами и процессами, контроль качества и т. п.) – чтобы все это реализовать нужны не только знания, но и финансовые ресурсы. И именно простые модели с повышенным средним чеком, которые проще делегировать и контролировать, могут Вам их предоставить.

Если понять эту простую логику, то не сложно догадаться, что мелкому микробизнесу в клининге не нужно много заявок на химчистку, им нужны именно большие чеки и постоянные платежи. Как Вы думаете понимает ли это робот Автотаргетинга?

Не буду расписывать детали, Вы поймете логику из заключительного раздела про автоматические стратегии.

Пока еще есть варианты данное обновление обойти. Но, как и всегда, это возможность будет ограничена в течение 2–3 лет (засекайте), как и по всем остальным внедряемым ранее инструментам.

Раздел 3. Автоматические стратегии Яндекс Директ

Опустим автоматику на Поиске по аргументу, озвученному выше, если целью стоит кратный рост выручки, в узких производственных сегментах и услугах. Получить даже удвоение выручки у компаний, хотя бы с 1–2 млн оборотом в месяц, крайне сложно, а у РСЯ, как мы помним, потенциал был очень большой, поэтому давайте перейдем сразу к ним.

Вначале повторю два крайне важных тезиса:

  • Только рентабельность рекламы (ROI), стоимость клиента (CPO) и выручка от рекламы, показывают ее эффективность.
  • Если стоимость клиента в Вашем бизнесе ниже, чем Вы готовы его покупать, Вы недополучаете огромную прибыль!

А теперь к названию автоматических стратегий на РСЯ:

- «Максимум кликов»

- «Максимум конверсий»

Вы видите, в этих названиях слово Рентабельность или ОПТИМАЛЬНАЯ стоимость клиента?

На этом можно было бы закончить. Но все же давайте разберемся:

«Максимум кликов» - стратегия исключительно для брендинга или слива бюджета в кассу Яндекс. Хотите получить максимум посетителей на сайт, неважно каких, просто чтобы повысить узнаваемость бренда, пользуйтесь на здоровье. Для микро и малого бизнеса не подходит, так как о замере эффективности рекламы и управлении ставками говорить и смысла нет, все в названии.

«Максимум конверсий» - разбираем подробно.

Что может быть конверсией?

Стоимость перехода на сайт CPC (оплата за клик). Нам не интересна, так как не влияет ни на выручку, ни на рентабельность (смотри кейс с банкротством).

Стоимость обращения клиента CPL (стоимость лида) – из того же примера по банкротству очевидно, что не влияет на выручку напрямую, только в связке с конверсией в продажу. Если у стратегии единственная мотивация обучиться получать максимум дешевых лидов – все что получит рекламодатель, повышенную нагрузку на отдел продаж из дешевых и низко-конверсионных обращений. Да, Вы получите рост выручки с большой вероятностью, конечно, если рекламная кампания обучится. Но вспоминаем показатель CPO - стоимость договора, который зависит от качества заявок напрямую и несложно сделать вывод, что Вы недополучите на таких кампаниях огромную прибыль на дистанции. А главное, не сможете системно управлять ставками по тем ключевым фразам, в которых заложен огромный потенциал роста выручки из-за низкого CPO.

Стоимость клиента CPO – допустим, что Вы как рекламодатель, настроили передачу данных по Вашим продажам из CRM системы в Яндекс Метрику и подвязали к настройкам Ваших рекламных кампаний конверсию по CPO. Вроде бы логичная и отличная стратегия – «Но есть нюанс».

В маркетинге он называется «Дистанция». Чтобы рекламная кампания обучилась нужны два фактора:

- Данные по продажам, которые Вы передаете из CRM в Яндекс Метрику.

За 12 лет практики работы с микро и малым бизнесом (это точно более 300+ проектов), лично я видел правильное ведение CRM систем в этом сегменте максимум раз 10, сквозную аналитику выстраивали и работали с ней правильно максимум раза три. И да, это ответственность предпринимателей, но роботу Яндекса, плевать на то, правильные ли данные передаются в Метрику или нет. И даже этот важный момент, не столько важен как следующий.

- Дистанция.

Простой пример:

Региональная компания, работающая в городе миллионнике (пусть будет Челябинск), производит станки для производства. Количество продаж в таком бизнесе часто не превышает 5–10 проданных станков в месяц!!! И если Вы нацелены получить максимум продаж, а не лидов, то чтобы рекламная кампания собрала данные на дистанцию, хотя бы 50 продаж, Вам потребуется от 5 до 10 месяцев!!! За это время, без новых клиентов, закроется 90% микробизнеса.

Еще один важный аргумент, для тех, кто уже работает с данными стратегиями, если кампания не обучилась за 3 недели, обучение останавливается и трафик тоже. Вам нужно перезапустить компанию на новое обучение. Но из примера видно, что нужно 5–10 месяцев, а не 3 недели!!! – Замкнутый круг - компания не обучится никогда…

А значит единственный возможный вариант для такого бизнеса работать с максимизацией конверсий в обращение от клиента. Как итог, много мусорных дешевых заявок и полное отсутствие управлять процессом так, чтобы этот мусор ограничить (1000 площадок + отсутствие влияние на ставки).

Оптимальное значение CPO и рентабельность рекламы

Один логичный вопрос на базе описания стратегии «Максимум конверсий»: если у робота нет данных по этим показателям и нет возможности обучения, в чем смысл такой стратегии?

Системная ошибка рынка интернет-маркетинга в РФ

Специалисты маркетологи VS предпринимателей

Когда маркетологи мыслят показателями стоимость клика, лида, конверсия сайта и т. п., Вы не развиваетесь, как профессионалы. Единственным показателем, на который должен работать профессионал – рентабельность рекламы ROI (отталкиваясь от CPO, среднего чека, количества продаж и выручки как итога).

Поражает, когда слышишь от маркетологов следующее:

- «поднимите конверсию сайта в 2 раза и получите удвоение выручки» - сделайте хоть раз это на проекте со сквозной аналитикой на большую дистанцию - и вы увидите, как конверсия в продажу упадет в разы, максимум, что Вы получите - то 20–30% прироста, с удвоением нагрузки на отдел продаж. Все очень просто – есть горячий трафик и клиент, и он ограничен, при росте конверсии сайта через дополнительные инструменты, теплота клиента будет сильно ниже (исключением может быть только эмоциональные продукты)

- «много заявок, но отдел продаж не продает» - посмотрите кейс по банкротству, если Вы там не видите разницы в качестве заявок и конверсии в продажу, лично на мой взгляд, имеет смысл хоть раз погрузиться в отдел продаж клиента, и либо аргументировать ошибки в его работе, либо посмотреть на свою работу со стороны.

Яндекс обучает рынок и предпринимателей получать больше дешевых заявок, и Вы покорно принимаете эту информацию и транслируете клиентам. Перечитайте еще раз стратегию, описанную по работе с РСЯ, и просто вдумайтесь логична она или нет, а затем попробуйте посмотреть на маркетинг в разрезе выручки, а не стоимости заявки.

Бизнес - пока предприниматели мыслят в формате «больше дешевых заявок», вместо «больше выручки», как основная оценка деятельности маркетолога, рынок специалистов всегда будет идти Вам навстречу.

Ваш рынок (как рекламный, так и рынок микробизнеса в целом) СИСТЕМНО «убивает» монополист «Яндекс», почему Вы все молчите или действительно не понимаете, что за 10–15 лет, не только рынок, но и экономика целой страны могли вырасти в разы.

Яндекс

У меня просто не укладывается в голове, неужели ТОП менеджеры, самой крупной компании не имеют представления о банальном Горизонте планирования. Просто вдумайтесь в приведенные аргументы. Текущий рост Вашей компании краткосрочен. Если не будет расти рынок рекламы, вы упретесь в потолок (если еще не там). Самый большой потенциал, который есть в нашей стране это микро и малый бизнес, как очень малая доля в ВВП страны.

Я не призываю Вас отказаться от автоматических стратегий, все что нужно сделать очень просто для Вас, как IT гиганта:

  • Чтобы автоматические стратегии работали – нужно собирать данные не по количеству заявок, а все данные продаж (CPO по фразам, количество договоров по фразам, средний чек и выручку по фразам как итог). Сделайте простую, как AMO CRM (можно еще проще) с сильно меньшим чеком на аудиторию микро и малого бизнеса. Подключите туда нейросеть, для помощи, контроля и обучения предпринимателей по ведению продаж и достройте Яндекс Метрику по аналогии с «Roistat». И все заработает, как часы. Да не сразу, но это единственный путь, получить наконец правильные данные для обучения автоматических стратегий.
  • Перестройте свое обучение, от которого часто отталкиваются начинающие специалисты, на влияние через маркетинг, на выручку через CPO, а не рассказывая о бесполезных и даже вредных для рентабельности автотаргетинге или автоматических стратегиях.

Послушайте, о чем говорят Ваши менеджеры в консультациях – давайте увеличим ставки, давайте расширим охват. На простой вопрос, как это влияет на выручку, ответ один – мы не можем ее прогнозировать. Но прогноз очень прост, если есть данные по CPO.

  • Пока Вы не реализовали вышеперечисленные два пункта, не убивайте ручные стратегии, уберите или введите возможность отключения «Мало показов», ограничение в 1000 площадок, добавьте возможность по одной галочке отключать показ на мобильных приложениях (сплошной мусорный трафик, дети и «игруны») и не ломайте аукцион под авто стратегии пока они не работают.

Если это реализовать, потенциал роста выручки для сервиса «Яндекс Директ» просто огромен.

Государство и ФАС

Понимаю, что не специалисту сложно разобраться в ситуации и терминах. НО реальность такова, что есть Монополист, который влияет на огромный рынок микро и малого бизнеса и в реалиях, когда конкуренции у него не осталось от слова «совсем», важно разобраться в ситуации, мешает он этому рынку расти или помогает. Уверен, что любой сотрудник, хоть немного разбирающийся в маркетинге, прочитав и изучив аргументы в данной статье, сможет понять, что ситуация не просто плачевная, она ужасная. У бизнеса, и так серьезные барьеры, а в условиях, когда системных инструментов привлечения клиентов почти не осталось, очевидно, что нужно срочно влиять на ситуацию, если сам Яндекс этого делать не хочет.

Крупный бизнес OZON, WILDBERRIES, МТС, МЕГАФОН и д.р.

Изучите материал. У Вас есть огромная возможность построить свою поисковую систему и если сделать ее обратной по отношению к рекламодателям, с ресурсами и опытом в IT, Вы без труда займете огромную долю этого рынка, потому что Яндекс упорно не слышит рекламодателей и специалистов на протяжении многих лет. А это огромное конкурентное преимущество.

Я уверен, что, объединившись мы можем повлиять на ситуацию…

Объединиться и максимально распространить данную информацию, чтобы достучаться до ФАС и, возможно, Яндекса. Лично я отправлю запрос «Уполномоченному при Президенте России по защите прав предпринимателей» с просьбой по обращению в ФАС РФ по всем перечисленным аргументам, и призываю делать это всех, кто хочет изменить ситуацию. Перейдите на сайт Уполномоченного и отправьте запрос с просьбой помочь разобраться в ситуации.

Заключение

Развитие производство в микро и малом бизнесе – единственный, доказанный «Азиатскими тиграми», фактор экономического чуда. Изучите его и станет очевидным один иза важных барьеров, который отделяет нас от подобного роста. Только производство в микро и малом бизнесе способствует росту технологий, специалистов и экспорта высокотехнологичной продукции. У микробизнеса отбирают последние возможности системно выстраивать маркетинг, и если эту проблему решить, то выиграют абсолютно все стороны.

11
2 комментария

Выгрузка оффлайн конверсий не работает только для бизнеса с величиной конверсий 5-10 в месяц это да. Тут надо делать микроконверсии и конечно не факт, что они будут хорошо работать. Но для остальных бизнесов проблем нет.

С РСЯ и ограничением в 1000 площадок согласен и с мобильными площадками тоже.

Но сразу скажу НИКТО И НИЧЕГО НЕ БУДЕТ МЕНЯТЬ - 1000%

Работа предпринимателя, если он считает себя таковым решать проблемы и находить выходы.

"Выгрузка оффлайн конверсий не работает только для бизнеса с величиной конверсий 5-10 в месяц это да" - это и есть большая часть производства.
"Но для остальных бизнесов проблем нет" - при всем уважении, Вы делали увеличение выручки Х2-Х5 за счет Директа? Основная проблема, что управлять масштабированием кампаний не осталось никаких инструментов, у робота нет данных по продажам и выручки и даже если Вы ему будете их "скармливать" - то ставками самостоятельно управлять не можете. А когда робот, который выставляет ставки принадлежит заинтересованной стороне, которая зарабатывает с Вашего бюджета - очевидно, что и ждать правильного управления ставками ждать не приходится (опять же все изменения, которые вносил Яндекс за все время это подтверждают).
"Работа предпринимателя, если он считает себя таковым решать проблемы и находить выходы" - я же не описываю, что все смерть рекламе в Яндекс Директ, я описываю, что правила, которые устанавливает монополист, должны регулироваться государством.
"Но сразу скажу НИКТО И НИЧЕГО НЕ БУДЕТ МЕНЯТЬ - 1000%" - это Ваше мнение, но если изучить вопрос судебное дело по "колдунщикам" Яндекс, которое возбуждали после обращения в ФАС Авито, Циан, Профи и др. повлиять на ситуацию можно. Я о том, что можно просто соглашаться с правилами Монополиста, а можно пробовать как минимум...