Т-Банк делает ставку на искусственный интеллект

Одна из крупнейших в России финансово-кредитных организаций - Т-Банк, вот уже почти два года входящий в экосистему "Интеррос" Владимира Потанина - за счет своих компетенций в IT и искусственном интеллекте все сильнее трансформируется в технологическую компанию и осваивает новые рынки, рентабельность на которых выше.

Т-Банк (ранее «Тинькофф») последовательно позиционирует себя как технологическую компанию, причем в последнее время основной упор делается на искусственный интеллект (ИИ). Сейчас головная структура Т-Банка — «ТКС Холдинг» — меняет название на «Т-Технологии». Интеграция ИИ и технологическая трансформация банков позволит им развивать новые направления бизнеса и расти быстрее, чем сейчас. Кроме того, у IT-компаний более высокая рентабельность.

Руководитель же AI-евангелизма в Центре искусственного интеллекта Т-Банка Альбина Мунирова рассказала, что в Т-Банке технологии ИИ и машинного обучения интегрированы в разные части экосистемы, насчитывающей более 46 млн клиентов и более 90 тыс. сотрудников. Собственные технологии сейчас разрабатываются почти во всех ключевых доменах искусственного интеллекта: обработке естественного языка (NLP), компьютерном зрении (CV), рекомендательных системах (RecSys), голосовых технологиях (Speech), временных рядах (Time Series).

Среди ключевых направлений использования ИИ в Т-Банке — развитие пользовательского опыта; помощь бизнесу в более простом, эффективном и быстром решении его задач; улучшение различных процессов в компании; защита клиентов и IT-инфраструктуры банка.

Для пользовательского опыта созданы персональные AI-ассистенты под конкретные задачи (шопинг, инвестиции, путешествия, финансы, а также ассистент для детей и умный секретарь), финансовые продукты («Финздоровье» для комплексной оценки финансового благополучия, Умная камера для мгновенных переводов и платежей, сканирования реквизитов и номеров телефонов), персонализация экосистемы и рекомендации пользователям — что почитать, на кого подписаться и что купить.

Для бизнеса T-Банк делает конечные B2B-продукты на основе ИИ. Причем это те продукты, которые используются в самом T-Банке, — их, по словам Альбины Мунировой, просто портируют (внедряют) в чужую инфраструктуру. Среди B2B-продуктов — сервис речевой аналитики и контроля качества, а также платформа прогнозирования и предиктивной аналитики (прогнозирование будущих сценариев, анализ корреляций и тенденций в бизнес-данных компании). Например, в сервисе «Селлер» продавцы могут настроить автоответы на отзывы.

ML-микросервисы (Machine Learning, машинное обучение) постоянно анализируют потоки данных, чтобы мгновенно выявлять и предотвращать любые попытки несанкционированного доступа к деньгам клиентов или атаки на IT-инфраструктуру банка. Например, система фрод-мониторинга проверяет банковские операции клиентов по тысяче разных критериев за 50 миллисекунд и определяет, характерна такая транзакция для клиента или нет.

Но одним из самых выгодных с точки зрения возврата инвестиций в ИИ является улучшение процессов и повышение производительности, говорят в Т-Банке. Для этого создаются копилоты на основе искусственного интеллекта для всех крупных профессий: поддержки, продаж, представителей и IT-специалистов. Сейчас более 50% сотрудников штаб-квартиры Т-Банка используют ИИ в работе минимум раз в месяц.

В Т-Банке подходят к внедрению искусственного интеллекта довольно прагматично и пока не замахиваются на мировое технологическое лидерство. Как рассказал в недавнем интервью директор по ИИ Т-Банка Виктор Тарнавский, Т-Банк как финтехкомпания оценивает возврат на инвестиции практически по каждому проекту.

«Наши затраты на большие языковые модели были не такими серьезными по сравнению с другими компаниями или в тысячу раз меньше, чем у международных, и мы понимаем, какие продукты и решения принесут пользу, в том числе в деньгах, и заранее построили экономическую модель, и она сходится не через десятки лет — интервал меньше пяти лет», — пояснил он.

Начать дискуссию