Ночевка на льду, горячие источники, семнадцатичасовая дорога домой. Как прошла весенняя экспедиция по Байкалу

«Знаешь, такая поездка может случиться раз в жизни» — сказал мне один из участников экспедиции, рассказывая о предстоящем путешествии. И уже при первой встрече с ребятами, на первом знакомстве «экипажей» я поняла, что как же сильно он прав.

С 7 по 15 марта прошла весенняя экспедиция по Байкалу на внедорожниках от проекта 1642 camp. Участники проехали более тысячи километров на внедорожниках, ночевали на льду, познакомились с бурятской кухней, посетили буддийский храм, горячие источники и многие другие места. В материале рассказываем о том, как это было.

Ночевка на льду, горячие источники, семнадцатичасовая дорога домой. Как прошла весенняя экспедиция по Байкалу

День первый

Первую ночь экспедиции мы должны были провести на Ольхоне. Ольхон — единственный жилой остров Байкала, который называют сердцем озера. Таким образом весь первый день мы провели в дороге по асфальту. Расстояние от Иркутска до острова ровно 300 км, путь лежит через Тажеранские степи - это кусочек Монголии, перенесенный в Сибирь. В одном квадратном метре степей можно найти до 150 минералов, а на поверхности земли практически не лежит снег из-за сильных ветров.

На лёд мы выехали уже на закате. Говорят, что в этом году ветра дошли даже до льда, чего обычно не бывает, поэтому прозрачный Байкальский лёд можно увидеть уже при заезде на первые километры воды.

Ближе к сумеркам мы подъехали к острову, на воде освещения конечно нет, поэтому нужно быть аккуратными, у острова мы увидели одну становую трещину, а на следующий день, мы узнали , что одна машина этой ночью ушла под лёд. Ушла частично, люди живы, но в этом году ледовый сезон был особенно короткий. Об этом чуть позже.

Ночевка на льду, горячие источники, семнадцатичасовая дорога домой. Как прошла весенняя экспедиция по Байкалу

2-3 день

Ближайшие 2 дня мы провели на Ольхоне. Это удивительное энергетическое место все сильнее становится похоже на Бали. Туристов все больше, а сервис все хуже. Мы видели как буханки (местный транспорт) загружаются под завязку людьми и уезжают в самые туристические точки.

Мы же поехали дальше всего на несколько километров и встали с восточного берега Ольхона на пикник. Не было никого кроме нас. Мы стояли под самой глубокой точкой Байкала — 1642 м. Байкал с нами разговаривал. Один раз мы услышали треск так громко, что даже почувствовали легкую волну под ногами.

Потом мы поднялись на самую северную точку острова, но уже по земле. В 2018 году в этой точке бурятский художник Даши Намдаков установил скульптуру «Отец Байкала», это резное дерево с лицом старика и младенца одновременно. Его называют дух Ольхона, а его взор направлен на остров. Он охраняет сердце озера.

Когда наше время прибывания на Ольхоне подошло к концу, мы отправились дальше — на бурятскую сторону Байкала в Усть-Баргузин.

С этого момента мы встречали не больше 5 машин в день на пути. Говорят, что Байкал туристическое место, но все туристы заканчиваются на Ольхоне, а дальше тебя ждет еще 450 км озера.

В Усть-Баргузине мы расселились и уехали в знаменитый женский храм Богини Янжимы. Место сакральное и с невероятной энергетикой. Выйдя оттуда хочется просто молчать и побыть с самим собой.

Ночевка на льду, горячие источники, семнадцатичасовая дорога домой. Как прошла весенняя экспедиция по Байкалу

Четвертый день

На 4 день нашей экспедиции мы получили разрешение в Забайкальском национальном парке и поехали снова на лед. По левую руку от нас лежал полуостров Святой Нос. Раньше он был островом, но байкальские ветра принесли песок с бурятской стороны и создали косу, которая преобразила его в полуостров.

На берегу Святого Носа мы остановились у горячего источника Змеинный. Немного погревшись мы решили отъехать и выбрать красивое место для пикника. Остановились у острова Бакланов. Достали бутерброды и чай, почему-то этот пикник, которого не было в плане, особенно запомнился всем. Светило солнце и мы чувствовали счастье.

Проехав еще чуть дальше на север мы увидели заброшенную турбазу на правом берегу. Там мы познакомили с Леной — она смотрительница заповедника. А на этой советской турбазе сейчас оборудовали «офис» национального парка. Лена рассказывала нам как встречала медведей и соболей. К этом месту можно подъехать только по воде, за ее спинной хребет. Из-за малого количества людей в этой Тайге живет очень много медведей, это место так и называют - медвежатник. Немного пообщавшись мы отправились на наше место ночевки.

Ту ночь мы провели на льду. Мы выбрали красивое место вдоль торосов, собрали и натопили палатку. В этой палатке мы провели один лучших вечеров в нашей жизни — всей командой в 10 человек мы сидели на льду глубочайшего озера мира в одних футболках и играли в «Что? Где? Когда?».

Ночевка на льду, горячие источники, семнадцатичасовая дорога домой. Как прошла весенняя экспедиция по Байкалу

День пятый

В 5 день путешествия к обеду мы были в Северобайкальске. Пообедав там мы вернулись на лёд и оказались в еще одном удивительном месте — Хакусы. Туда добраться можно также по воде. Зимний сезон льда примерно с 23 февраля по 20 марта. Летний же с июля по конец августа. Место очень дикое, но от того и удивительное. Мы жили в деревянных домиках, которые топили с печки. А каждый день ходили через тропинку в хвойном лесу до горячих источников. Вода нагревается до 40 градусов, воздух же сибирский — ниже нуля. Повсюду красивая изморозь из-за влажности.

В этом месте каждый из нас обрел спокойствие и узнал что-то новое о себе. Возможно в этом помогло и отсутствие сотовой связи.

Шестой день

Мы уехали чуть дальше по берегу, где познакомились с удивительными хранителями леса. Это пожилая пара, которые следят за Фролихинским заказником. Они живут в небольшом домике на берегу озера уже 6 лет: общаются со зверями и птицами, защищают от браконьеров и охотников. И самое интересное - это та сказка, которую они создали вокруг себя. Вера Васильевна и Юрий Максимович создают поделки из предметов, которые выбрасываются на берег Байкала - рога лося, интересные ветки и камни, предметы человеческого быта.

7-8 день

Мы все так влюбились в Хакусы, что не хотели оттуда уезжать. И судьба это услышала!

Возвращаться мы должны были не по льду, а по земле через зимник от Северобайкальска. В день отъезда выяснилось, что ночью был буран и все завалило снегом, поэтому сейчас там пробка на 2 суток. Мы не могли ждать, у участников был самолет на следующий день, поэтому мы приняли быстрое решение возвращаться через воду.

В дни пока мы были в Хакусах настало тепло и лёд начал таять. Мы недалеко отъехали от берега, как увидели трещину. На ее преодоление мы потратили час. Воду забивали льдом, участников переносили на руках, а машины «перелетали» под наши аплодисменты и крики. Эта трещина стала яркой эмоцией для нас всех, и мы знали, что впереди нас ждет хороший лед.

Дорога до Иркутска заняла 17 часов. Выскочив на Усть-Баргузине, мы приняли решение не идти на Ольхон, а лучше сделать большой крюк по земле. Это решение, как оказалось потом было очень верным, спустя пару дней мы увидели в новостях, что именно в это время льды вокруг острова разошлись и переправу закрыли.

Спустя 17 часов дороги, громкой музыки, ночных разговор и желания спать мы вернулись домой.

Это путешествие по Байкалу, в первую очередь про людей. Про людей, разных, но открытых ко всему новому. Я убеждена, что все в жизни не случайно и каждый из нас это пазлы истории наших жизней и каждый из нас в этом путешествии что-то подсветил, подсказал и был просто рядом.

11
Начать дискуссию