Иван Шкварун
284

Бизнес-барометр. Как мы исследовали, насколько режим самоизоляции давит на бизнес

Ожидания сотрудников от работы из дома не соответствуют реальности. Еще никогда руководство компаний не было так далеко от “рядовых бойцов”, настолько не понимало их запросы. Исследование Oprosso среди представителей ведущих российских компаний показало, почему бизнес не готов сделать удаленку постоянной, даже при плюсах гибкого графика и сокращения времени на дорогу — и как можно решать эти проблемы.

В закладки

Привет, меня зовут Иван Шкварун, и у меня за плечами 15 лет опыта работы в крупных компаниях на лидирующих должностях. Я побывал по разные стороны баррикад и на своем опыте проверил, как себя чувствует и наемный сотрудник, и собственник бизнеса.

К нынешнему кризису я подошел только в роли собственника бизнеса, и, наблюдая положение на рынке труда, понял: разрыв между работниками и топ-менеджментом, компаниями, достиг своего пика на фоне удаленки. Хотя, справедливости ради, разрыв и до кризиса был огромен. Как исследователь по натуре и сооснователь исследовательской платформы для бизнеса, я решил разобраться в корне этой проблемы — и попробовать найти решение.

У нас были на руках все козыри для того, чтобы прощупать крупный бизнес. Наши клиенты – это лидеры своих индустрий, топ 10-15 компаний сферы финансы (банки и страховые компании), телеком, транспорт, ритейл, промышленность. Именно они и формируют все тренды на рынке, поэтому мы решили спросить сотрудников именно таких компаний.

Нас интересовало, как себя чувствуют сотрудники на удаленной работе, что им нравится и нет, с каким основными трудностями они сталкиваются, как и чем им может помочь работодатель, что компания-работодатель может сделать такого, чтобы вызывать огромную радость? Какой в целом настрой у сотрудников, сколько еще они смогут проработать в таком режиме? Чего им больше всего недостает по сравнению с офисом? Какие ИТ системы и каналы связи они предпочитают? Насколько их ИТ служба помогла все устроить, или пришлось идти в бой самим, вооружившись Zoom и мессенджерами?

Думаю, что результаты исследования помогут руководителям компаний посмотреть на своих сотрудников как бы со стороны и скорректировать свою работу в кризис. Нам было важно получить данные по топ-компаниям и поделиться ими со знакомыми руководителями, чтобы помочь им принимать взвешенные управленческие решения. И теперь мы хотим поделиться выводами с более широкой аудиторией.

Каков опрос, таков ответ. Кого и как мы исследовали

Мы провели исследование за одну рабочую неделю: с 20 по 24 апреля. В нем приняли участие 234 сотрудников из 75 российских компаний: крупнейших банков и страховых компаний, ИТ и телеком-игроков, представителей ТЭК, промышленности и торговых сетей. Это представители таких гигантов российской экономики, как Сбербанк и ВТБ, Альфа Страхование и СК Согласие, Ростелеком и Мегафон, Газпром, Роснефть, Росатом, Ozon, и других.

Сложнее всего было уговорить принять участие руководителей, в итоге по 3% опрошенных — это руководители компаний и департаментов. Большинство — 65% — это рядовые сотрудники, 21% опрошенных — начальники отделов, 9% — начальники управлений. Оперативнее всех откликнулись сотрудники ИТ-служб — это четверть опрошенных, 18% респондентов занимаются взаимодействием с клиентами, 16% — продажами и развитием бизнеса, финансисты — 10% от общего числа респондентов. А ещё откликнулись службы закупок, PR и HR, маркетологи, инженеры, сотрудники производства.

Большинство респондентов — лояльные сотрудники своих предприятий: 27% проработали в компании больше 10 лет, 17% — от 3 до 9 лет, 26% - от 3 до 6 лет. Подавляющее большинство опрошенных — 71% — это молодые, но опытные сотрудники, от 25 до 45 лет. На втором месте возрастная группа 45-54 года — 21% от общего числа участников исследования.

Везде жизнь. Как работают и общаются из дома

Результаты заставили нас выкинуть все стереотипы об удаленке из головы. На самом деле бизнес не разделяет всеобщий ажиотаж вокруг Зума, просит стабильную зарплату, и из последних сил пытается найти позитивные стороны в работе из дома.

Ситуация критическая: сотрудников очень беспокоит их финансовое положение. На вопрос о том, что ваше начальство может сделать, чтобы очень вас обрадовать, 90% попросили поднять им зарплату или гарантировать стабильность выплат. Некоторые респонденты также попросили сократить рабочий день, четче формулировать задания и не придираться к результатам. Часть опрошенных хотят получить необходимое для работы оборудование: например, смартфон, принтер, ноутбук.

Представители бизнеса видят в удаленке и позитив:

  • 23% опрошенных рады, что не тратят время на дорогу;
  • 16% отмечают, что рады гибкому графику;
  • 14% чувствуют себя комфортно в домашней обстановки, и будучи ближе к семье;
  • Респондентам стало немного легче мотивировать себя на работу: по шкале от -3 (совсем нет привычной мотивации) до 3 (вовлечен в работу как никогда) средневзвешенный результат - 0,5 пункта.

При этом большинство довольно тем, как ИТ-служба перевела их на удаленку: 83% респондентов не высказывают к своим айтишникам претензий и считают, что переезд на хоум-офис прошел успешно.

Как бизнес общается в самоизоляции:

  • 38% использует в деловой коммуникации мессенджеры;
  • 29% общаются в Skype;
  • 8% используют Microsoft Teams, столько же — социальные сети;
  • Лишь 7% респондентов созваниваются с коллегами в Zoom;
  • В ходу также внутрикорпоративные каналы и стандартные звонки.

Неожиданно и приятно: исследование показало, что руководители включаются в заботу о сотрудниках, стараются интересоваться их состоянием и чаще хвалят коллег. Только 10% респондентов не чувствуют поддержку от начальства. У 63% опрошенных руководитель спрашивает о состоянии время от времени, у 22% — часто. А 53% опрошенных получали похвалу от руководителя в течение последней недели.

Психологическое давление и тоска по офисным сплетням

Сотрудники ждут возвращения в офис, как глотка свежего воздуха. На вопрос, чего вам не хватает больше всего, респонденты писали — рабочей обстановки, общения с коллегами, вспоминали даже офисную кофемашину. Самый экстравагантный ответ — скучаю по сплетням. 62% опрошенных стремятся вернуться в офис как можно скорее. 47% респондентов уверены, что в будущем будут избегать удалённой работы.

  • 23% замечают, что усложнились коммуникации с командой;
  • 22% с трудом переключаются между домом и работой;
  • 18% не могут сконцентрироваться в домашней обстановке, такое же количество респондентов жалуется, что их отвлекают домашние.

Среди самых негативных впечатлений от удаленки — нехватка времени, увеличившиеся объемы работы, отвлекающие факторы. Чаще всего сотрудников отвлекает необходимость готовить уроки с детьми, но были и неординарные жалобы, например, на гудящий холодильник. Несмотря на разнообразные лайфхаки по работе из дома, большинство не может сконцентрироваться: 65% опрошенных отвлекаются от дел из-за новостей о COVID-19.

Непонятно — спроси. Почему в кризис особенно важно собирать обратную связь

Как мы уже много раз убеждались, гадать — вредная практика, можно просто спросить, и люди все сами скажут. Зачастую мы забываем задавать вопросы, и сразу предлагаем решение. А зря: другим людям всегда есть, что рассказать. Мне очень понравились содержательные и четкие ответы, все довольно открыто дали свое мнение.

В опросе ведь принимали участие не только те, кто уже работает из дома. 39% респондентов вынуждены посещать рабочее место в штатном режиме. Зато, сравнив их ответы с другими опрошенными, мы видим, как сильно отличается представление о дистанционной работе от того, чем она оказалась на самом деле.

У респондентов, продолжавших работать в офисе, идиллистические идеи об удаленке: половина ассоциирует хоум-офис с гибким графиком, 21% — со свободой. И 12% связывают хоум-офис с гиперболизированной эффективностью. При этом 22% связывают дистанционную работу со сложностями в общении: видимо, сказались неудачные попытки подключения к видеоконференциям и ZOOM-бомбинг.

Как показывает опыт их коллег на удаленке, сложности с общением действительно возникают, а вот эффективность и гибкий график под вопросом: часть респондентов отметила, что работать они стали больше, а продуктивность при этом ниже, чем в офисе.

Поэтому нам было интересно понять, сколько людей реально смогли наладить свою работу дома, чтобы это было эффективно, и ответ — не больше трети. Ведь офис – это энергетика бизнеса, в дом – это семья, отдых, тишина. Смешивать эти почти параллельные жизни — значит создавать дополнительную нагрузку на сотрудников.

При этом удаленка станет важным уроком для сотрудников. Опыт работы из дома многому научил, и сотрудники готовы взять новые знания и навыки в привычную жизнь. Среди таких умений респонденты отметили усидчивость и самоорганизацию, опыт использования цифровых каналов связи, способность ценить момент и наслаждаться жизнью даже в рабочие будни.

Уроки удаленки. Что мы можем посоветовать предпринимателями по результату исследования

1. Наладьте у себя в компании постоянную обратную связь, любым удобным и доступным способом – это архиважно. Так вы сможете принимать осознанные управленческие решения.

2. Лидер на то и лидер, что его поддержка очень важна. В исследовании этому был посвящен целый блок, только 30% чувствуют частую поддержку и похвалу руководителя, у остальных есть еще к чему стремиться. Многие также жаловались на четкость постановки задач руководителем. Руководитель должен помогать расти и быть коучем, а не применять классический кнут и пряник.

3. Офисы действительно нужны, люди любят в них работать, при этом пару дней на удаленке все-таки люди захотят и в будущем. То есть мы движемся к более гибкому графику. Вам нужно подготовить к этому свою коммерческую и ИТ-инфраструктуру, и наладить бизнес-процессы, при которых сотрудники смогут себе позволить работать и из дома, и из офиса.

ВСЕ ПОЗНАЕТСЯ В СРАВНЕНИИ

Мы собрали интересные расхождения в результатах в зависимости от возраста, сферы деятельности и опыта работы в компании. Так мы выяснили, кому сложнее всех общаться дистанционно, кто хочет остаться на удаленке, и каких сотрудников чаще хвалят.

СРАВНЕНИЕ ПО ВОЗРАСТУ

Усложнение коммуникаций у старшего возраста - почти 50%:

Чем старше сотрудники, тем больше они хотят в офис:

СРАВНЕНИЕ ПО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМ

Продажи, закупки и клиентская служба все еще работают в офисе.Продажи и клиентская служба - это обслуживание клиентов в рабочих отделениях, а вот закупки в офисе - это удивительно:

Чаще всего помощь и поддержку руководителя чувствуют маркетинг и финансы

В закупках, которые к тому же сидят в офисе, хвалят меньше всего:

А сотрудники PR больше всех хотят работать из дома:

СРАВНЕНИЕ ПО ВРЕМЕНИ РАБОТЫ В КОМПАНИИ

Новичкам помогают, хвалят побольше и почаще - и правильно:

Чем опытнее сотрудник, тем старше - и тем больше желания вернуться в офис:

{ "author_name": "Иван Шкварун", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 1, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "subsite_label": "unknown", "id": 125897, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Fri, 08 May 2020 20:09:03 +0300", "is_special": false }
Сервис-дизайн
10 июля Онлайн 40 000 ₽
Объявление на vc.ru
0
Комментариев нет
Популярные
По порядку

Прямой эфир