8 багов в сознании, которые мешают тебе писать сильные тексты

Почему так трудно писать хорошие посты в соцсетях?

Садишься – и сразу ступор. В голове ни единой мысли. Про что писать, непонятно.

Как подступиться? Кажется, что слишком тяжело, что копирайтинг – не для всех, доступен лишь избранным.

Почему же тебе так сложно?

Я знаю ответ.

Потому что против нас работают наши установки. С ними трудно писать, каждый текст рождается из сопротивления.

Ты буквально плачешь, открывая новую заметку для поста.

Проверь себя прямо в этой статье. Каждая главка – миф, заблуждение о копирайтинге.

И если у тебя есть хоть одна такая установка, текст становится мучением.

Но что, если это легко изменить?

В статье я собрала 8 багов в нашем сознании, которые мешают регулярно писать и вести телеграм-канал (или любую другую соцсеть). А если и получается создавать контент регулярно, он вымученный и ничего не продает.

Не надо так. Давай уберем всё это немедленно. Для этого просто читай дальше.

Начнем с первого мифа о сильном тексте.

Чтобы текст продавал, надо внимательно подбирать каждое слово

Как будто есть особые продающие слова, уникальные обороты.

Якобы, если мы заменим одно слово на другое, продажи полетят.

Якобы мы передаем специальные смыслы правильным порядком слов в предложении.

Надо выразить мысль именно вот в таком виде, а не в другом.

Например, говорят, что лучше не использовать нигде частицу “не”, иначе формируется негативный образ.

Условно говоря, нужно писать не: “Я риелтор, который никогда вас не подведет”, – а: “Я риелтор, который честен со всеми клиентами”. А то мозг не считает частицу “не”, и все решат, что вы мошенник.

Это всё брехня.

Просто с такими взглядами можно себе позволить:

  • тратить время на ерунду, а не на общие смыслы продаж (если вы копирайтер)
  • давить на команду и переделывать по сто раз текст (если вы руководитель)
  • продавать курс по продающим текстам (если вы инфобизнесмен)

Правда в том, что это всё полная чушь. Раздражает ужасно. Мало какой миф о текстах вызывает у меня больше неприятия и злости, чем этот.

Итак.

Нет никаких особых продающих слов, от которых зависит вообще всё.

Есть отдельные слова, которые создают нужное нам настроение в тексте.

Нет такого, что нужно сидеть и мучительно переставлять слова или размышлять о том, что слово «глубокий» лучше, чем слово «вдумчивый», например.

Потому что “вдумчивый” – старушачье высокопарное слово, а “глубокий” создает целые образы. Это и океан, и ущелье, и медный таз, которым накрывается весь инфобизнес. Всё глубокое. Напишу “глубокий”...

Любые слова и конструкции хороши. И худшее, что ты можешь сделать для твоего текста, – это потратить кучу времени на то, чтобы гонять слова из угла в угол.

Ничего ты не выиграешь.

Словом «докручивать» сейчас обозначают бесконечное улучшательство текстов. Это неправильно и с точки зрения маркетинга, и с точки зрения психологии.

  • Хватит править – запусти, сделай, протестируй, потом что-нибудь изменишь.
  • Вдобавок, если ты представляешь тексты как тяжелую трудоемкую задачу, тебе не захочется их писать.

А сильные тексты – это тексты, которые выходят регулярно.

Сильный текст не может быть длинным

Ты тоже так думаешь?

Сейчас люди не читают длинные тексты, все испорчены соцсетями. Никто не умеет концентрироваться дольше 3 секунд. Твой текст попросту не прочитают...

И это неправда.

Вообще еще лет 10 назад считалось, что хороший текст – это только длинный текст.

Но теперь, когда у нас всё ускорилось, когда люди плохо концентрируются и словно с трудом одолевают тексты больше страницы, сложилась новая аксиома – о краткости продающего текста.

Она звучит так:

Надо писать коротко, 5 абзацев максимум. В идеале пост должен умещаться в экран.

Есть некоторые случаи, в которых это действительно чаще работает, чем не работает. Например, если мы говорим о рекламном креативе для посевов, то правило «текст должен умещаться в экране» скорее работает, чем нет.

Но в регулярном постинге длина текста вообще не играет никакой роли.

Наоборот. Будет классно, если у тебя будет ритм в постах. Сегодня длинный текст, лонгрид типа этого, а завтра заметка в телеграфном стиле.

И поэтому хорошим текстом может быть и сверхкороткий в 2 предложения.

8 багов в сознании, которые мешают тебе писать сильные тексты

И совсем длинный вроде этой статьи в телетайпе.

Текст в любом случае дочитают, если вы будете писать для вашего читателя и про него.

Сильный текст всегда пишут по конкретной схеме

Пожалуй, это ложная установка, которая ближе всего к реальности.

Схемы есть, они работают.

8 багов в сознании, которые мешают тебе писать сильные тексты

Но можно от них отходить достаточно вольно.

Понять в целом, как создавать истории и выстраивать сторител, важнее, чем помнить, что означает A, I, D и A в классической схеме AIDA.

Cхемы продающих текстов cуществуют во всем многообразии. И писать по схемам действительно легче.

В обучениях я такие схемы объясняю и составляю сама. В интенсиве “Алгоритм текста” отдаю общую схему поста в “Телеграме”, которая работает как часы.

Но это не означает, что каждый сильный текст написан строго по схеме.

Автору в первую очередь надо понять логику текста и инструменты воздействия на читателя, снять психологические трудности и много практиковаться.

А схема вторична.

Нужно непременно писать в инфостиле

Этот миф распространен в профессиональной среде среди моих коллег, которые занимаются маркетингом.

А я не согласна.

Инфостиль – это не просто сократить

Когда мы говорим “инфостиль”, то сразу вспоминаем главреда Максима Ильяхова, который написал легендарную книгу «Пиши, сокращай» в соавторстве с Людмилой Сарычевой. Потом он выпустил продолжение под названием «Ясно, понятно» и еще несколько других мануалов. У него есть собственное большое обучение “Школа редакторов”. И он, безусловно, много сделал для бизнес-копирайтинга и журналистики.

8 багов в сознании, которые мешают тебе писать сильные тексты

Проблема в том, что Ильяхов катастрофически недопонят и сам это признает. Из всего того, о чём он пишет и рассказывает в подкастах, копирайтеры вывели собственные правила информационного стиля и старательно их применяют.

Но они не взяли ничего, кроме пары-тройки основных идей.

Инфостиль – это стиль нехудожественной литературы, когда автор учитывает мир читателя и пишет для читателя, из мира читателя. Текст получается простой, понятный, без воды, без мусорных слов, без канцелярского стиля.

Но, если пользоваться только этими правилами, то всё, что ты будешь делать, – это вырезать. Ведь надо “без воды”, “без мусора”, “без повторов”, “без примет канцелярского стиля”. Надо сокращать, сокращать и сокращать.

И тогда у нас в остатке получается короткий и сухой текст, который копирайтеры несут как флаг инфостиля.

Что они забывают, так это детали. Когда мы свой длинный многословный водянистый текст в канцелярском стиле сократим, у нас получатся крошки. Из 10 страниц получится одна в лучшем случае.

И потом нам надо добавить фактуру: подробности, цитаты, пояснения. Надо сделать текст ярче, конкретнее и понятнее.

Поэтому, когда говорят, что сильные тексты нужно писать в инфостиле, с этим можно и не спорить.

Только не бери куцее представление об инфостиле, которое сложилось в массах.

Инфостиль подходит не для всего

В хороших телеграм-каналах с высоким вовлечением читатели проникаются уникальной манерой админа, автора.

И это может быть хлестко, с эмоциональными повторами, с восклицательными знаками, часто чуть более многословно, чем привычно в инфостиле.

Ведь это не инфостиль.

Я пишу с частыми повторами и усилениями.

8 багов в сознании, которые мешают тебе писать сильные тексты

Можно писать сплошным текстом, всё строчными буквами, иронично.

8 багов в сознании, которые мешают тебе писать сильные тексты

Можно писать детально, с яркими образами и множеством точных примеров.

8 багов в сознании, которые мешают тебе писать сильные тексты

Пост в телеграм-канале – это литература.

Даже если мы говорим о блоге бухгалтера, которые выдает экспертные посты, его тексты должны больше напоминать интригующие дневники предпринимателя, а не статью со всей базовой информацией о бухучете.

Дневник предпринимателя – это не рассказывать, как сегодня купил пиджак, а завтра ужинаешь в дубайском ресторане.

Это журнал заметок на полях бурных событий, история провалов и побед, книга советов для всех, кто идет тем же путем. Это безошибочный разговор с аудиторией.

Как просто, быстро и ярко писать продающие тексты для телеграм-канала, я обучаю на интенсиве “Алгоритм текста”.

На первом же уроке мы учимся подступаться к тексту и создавать бизнес-дневник, который будут читать от начала и до конца.

Когда мы говорим о текстах в соцсетях, мы выходим на территорию художественной литературы и инфостиль – не для неё.

Из сильных блогов потом составляют книги, близкие к художественным или в прямом смысле художественные. Продвинутые авторы телеграм-каналов сейчас вырабатывают авторскую интонацию, и мы их узнаем по их стилю.

Иногда это будто поэма верлибром.

8 багов в сознании, которые мешают тебе писать сильные тексты

Или переписка с другом.

8 багов в сознании, которые мешают тебе писать сильные тексты

Или вообще как будто шёпотом у костра.

8 багов в сознании, которые мешают тебе писать сильные тексты

Конечно, далеко не у всех авторская интонация звучит уникально.

Самому автору кажется, что он звучит уникально, а на деле такой стиль у каждого второго.

Особенно это верно про “тексты маркетинг-хабалки” – есть такой особый стиль, с матерком и гейзером жизненного опыта. Я уверена, что авторы хотят звучать оригинально, но на выходе получается стандартный бизнес-блог со сниженной лексикой и обилием экспрессии.

Ты точно знаешь, о блогах какого рода я говорю, если видел хотя бы один такой.

Но важно, что все цепляющие тексты очень далеки от стандарта современной суховатой журналистики.

И далеко не у всех авторская интонация приятна, но надо нравиться не всем, а только вашей целевой аудитории.

Если твой стиль заходит твоим читателям, ты добился своего. И не надо убирать лишние вводные слова, как положено в инфостиле, и лакировать весь восторг.

Ведь канал в “Телеграме” – это не большая журналистика, а биографический роман о тебе и твоем бизнесе.

Ты рассказываешь историю, поэтому ориентируйся на лучшие традиции художественной литературы, а не стиль инструкции “как приготовить курицу гриль в микроволновке”.

Сильные тексты не под силу тем, у кого была тройка по русскому

А почему вообще была тройка по русскому? Может быть, учитель тебя недолюбливал? Может, это был стресс? Далеко не всегда тройка по-русскому означает огромное количество ошибок.

Но, если текст вопиюще неграмотный, это и вправду нехорошо. Это бросается в глаза, особенно если ошибки не такие, которые заметят три топовых редактора.

Не пишите “заец” и “коолиция”.

Если ты реально часто ошибаешься, попробуйте сервисы проверки орфографии и договорись с корректором, копирайтером или репетитором по русскому, чтобы тот смотрел твои тексты, после того как те прошли нейропроверку.

Если его ничего не смутит или смутит не очень сильно, значит, никаких проблем нет.

Мой опыт подсказывает, к тому же, что люди обычно ошибаются не во всех словах русского языка, а в отдельных общеупотребительных, которые попросту можно выучить.

“Длина” – с одной буквой “н”. “Прийти” пишется через “й”, а не через “д”.

Теперь о пунктуации. Здесь сервисы проверки лагают. Но…

...не то чтобы тебе нужно владеть всем сводом правил великого и могучего русского языка.

Очень многие пунктуационные правила рассчитаны на длинные-длинные предложения из “Войны и мира”, где много деепричастных и причастных оборотов.

8 багов в сознании, которые мешают тебе писать сильные тексты

Но когда мы пишем тексты в соцсетях, то всегда правильнее писать краткими предложениями. И тогда половина запятых и тире в принципе отпадает.

Троечник может стать хорошим копирайтером, если приложит немного усилий.

Хочешь решить именно проблему с грамотностью? Пиши в личку, обсудим варианты.

Ты либо умеешь писать круто, либо нет

Сейчас будет признание.

Я сама долгое время точно так и думала и не очень понимала, на чем строить обучение копирайтингу.

Мне было действительно непонятно, как это всё у меня работает.

Казалось, что либо у человека есть талант писать, либо таланта нет… И тогда он никак не перейдет к летящему слогу, заслуживающему премии «Ясная поляна».

Но много лет практики, в течение которых я давала советы новичкам, как улучшить тот или иной текст, меня переубедили.

Нам не нужна премия “Ясная поляна”.

Нам нужно, чтобы тексты было интересно читать и чтобы они продавали. И для этого вполне реально разработать план обучения.

8 багов в сознании, которые мешают тебе писать сильные тексты

В 2023 году я проводила марафоны по быстрому старту в Telegram и пошагово передавала знания. К тому времени мне стало очевидно, что писать круто — это не талант от природы.

Сильный текст — это по сути 2 вещи:

  • базовые правила, которые можно выучить человеку любого психотипа и с любым уровнем сосредоточенности;
  • работа над собой, потому что классно писать – это высвободить в себе рассказчика, чтобы увлекательно рассказывать истории.

Если у тебя проблемы с текстами, но при этом ты душа любой компании и умеешь травить байки, в 99% случаев трудности с копирайтингом временны.

У тебя уже есть огромный потенциал стать автором текстов о своем бизнесе.

Чтобы написать сильный текст, надо месяцами корпеть над аналитикой и кастдевами

Этот миф сложился в среде инфобизнеса.

Все достаточно быстро уяснили, что хороший текст учитывает нашу аудиторию, наш бизнес и использует данные из аналитики.

И это, конечно, верно, но звучит слишком сложно, если ты человек творческий.

На деле всё проще.

Любой текст (впрочем, как и любой визуал, любое позиционирование, любая разработка продуктовой линейки) начинается с анализа целевой аудитории и кастдевов.

Но что такое кастдевы?

Модное слово, а смысл простой – нам надо попереписываться с клиентами или подписчиками, поболтать с ними, пульнуть в них несложной анкетой.

Так предприниматель лучше понимает, что клиенты хотят, к чему они движутся, чего им хватает в нашем продукте и в нас самих.

Эти кастдевы часто оформлены в таблицах, но Excel не делает их автоматически образцом высшей математики.

Всё, что нужно сделать, – это в целом понять, чего же хотят клиенты и подписчики, чем они живут, что их цепляет, что их тревожит, на что они реагируют, на что они кликают. А не запоминать цифры и диаграммы.

Или вот другой пример – когда копирайтер пишет рассылки, то учитывает аналитику, например, рассылок прошлого месяца.

Мы смотрим, мол, ага, вот это письмо принесло больше всего заявок, давай-ка напишем очень похожее письмо, чтобы конвертило и в этом месяце.

А вот это письмо открывали чаще всего… Значит, тут тема особенно зацепила. Надо по той же структуре темы писем и в этом месяце делать.

И это не так трудно, как кажется.

Ты не трейдер на бирже, который 24/7 смотрит на графики. Писать продающие тексты – дело значительно более гуманитарное, не нужно дробей и сложных процентов.

Сильный текст – с солидными словами

Сильный текст, по представлению многих, звучит серьезно и строго, выглядит престижно и премиально. И уж ни в коем случае не написан в разговорном стиле.

Такое представление тянется с советских времен.

И это заблуждение.

Если коротко, то текст должен звучать максимально легко. Без штампов.

8 багов в сознании, которые мешают тебе писать сильные тексты

Сильный текст не похож на школьные стенгазеты, речь политиков или текст из ChatGPT.

Нейросеть почти всегда фантастически сухо пишет, даже когда пытается расцветить свою речь. Эмоциональный нейростиль выглядит неестественно.

Мы все видели его в нейрокомментинге (когда боты комментируют тексты в больших блогах, привлекая внимание к каналу того или иного наставника наставников). Тяжело, водянисто, непонятно.

Сильный текст звучит как живая речь. В нём нет официоза. И тогда он вовлекает, и тогда его репостят и комментируют, даже если он длинный, как летний день.

Вы ведь дочитали эту статью до конца, не правда ли?

И теперь можно подписаться на мой телеграм-канал: там полезное о текстах. Рассказываю, как управлять вниманием читателя, чтобы он покупал.

Начать дискуссию