Как развиваться на маркетплейсах без кредитов: мой опыт и советы

Многие предприниматели на маркетплейсах сталкиваются с проблемой нехватки оборотных средств, особенно если они стремятся к быстрому росту. Кредиты могут стать логичным решением, и, при грамотном подходе, это действительно может ускорить развитие. Однако бизнес, который не зависит от займов и кредитов, более устойчив и защищен от неожиданных рисков.

Долгое время у нас также не получалось обойтись без дополнительного финансирования — постоянно приходилось искать новые источники денег. Но на сегодняшний день я вывел несколько ключевых моментов, которые помогают расти без кредитов или с минимальным привлечением средств (например, используя отсрочки от производителей или поставщиков).

Вот 4 совета, которые помогут развиваться без кредитов:

1. Работайте с хорошими наценками

Низкая рентабельность мешает расти за счет собственных средств. Если у вас маленькие наценки, то средства для реинвестирования будут ограничены (их объем будет расти медленно), что замедлит ваше развитие. Очень важно анализировать опыт успешных продавцов, которые умеют работать с высокими наценками, и применять эти знания в своей практике. Чем выше ваша маржа, тем легче вам будет развиваться на собственные средства.

Мы в своем бизнесе уделяем этому особое внимание.

2. Повышайте процент выкупа

Если в вашей нише низкий процент выкупа (меньше 30%), это замедляет оборачиваемость товарных остатков и затрудняет использование вложенных средств. Например, если вы загрузили на склад 1000 единиц товара, их все заказали, но выкупили только 300 — это тормозит оборачиваемость (остальные 700 вернутся на склад, потом их снова кто-то закажет, и снова выкупят только часть). Вам все равно нужно завозить новые остатки, чтобы не потерять заказы, но при этом у вас на складе остается большое количество непроданного товара. Это требует дополнительных средств, что ведет к зависимости от кредитов.

Сейчас мы стремимся работать с товарами, где процент выкупа не ниже 50%.

3. Улучшайте оборачиваемость

Оборачиваемость — один из важнейших показателей, который напрямую влияет на ваш бизнес. Чем быстрее вы оборачиваете свои вложения (завозите товар, продаете его и реинвестируете средства в новую партию), тем быстрее вы сможете расти, даже без внешнего финансирования. По сути, здесь работает принцип сложного процента — чем больше оборотов вы делаете за год, тем выше ваша доходность по году.

Когда мы столкнулись со сложностями с оборачиваемостью, решили улучшить этот показатель несколькими способами:

  • Завозить меньшие партии товаров, но чаще. Это позволило быстрее реагировать на спрос и избегать «заморозки» денег в остатках на складе.
  • Сократить количество размеров у топовых товаров. Раньше мы предлагали слишком много размеров, что увеличивало затраты на производство и замедляло оборачиваемость. Теперь мы решили оставить только самые ходовые размеры.
  • Собственно, начали выбирать товары с высоким процентом выкупа, чтобы оборачивать вложения еще быстрее.

4. Оптимизируйте ассортимент

Я много писал об этом, но это действительно ключевой момент. Ваш ассортимент должен состоять только из тех товаров, которые показывают отличные результаты по основным показателям: процент выкупа, прибыльность, оборачиваемость. Если карточка не соответствует этим критериям, от нее стоит избавиться. Это позволит сосредоточиться на товарах-локомотивах, которые приносят стабильный доход и позволяют развиваться без дополнительных финансовых вливаний.

Новинки мы запускаем, только если они соответствуют этим критериям. Иногда это могут быть модификации существующих товаров — новые цвета, длины или модели, которые уже показали свою эффективность.

Надеюсь, этот опыт поможет вам тоже добиться успеха без необходимости постоянно обращаться к кредитам.

Если статья была полезной, ставьте лайк — мы будем очень благодарны!

Где узнать больше о росте на маркетплейсах?

Я бесплатно рассказываю о наших подходах и инструментах в своем телеграм-канале: https://t.me/+m3qmWmiwT3Q1NGUy

Мы также обучаем селлеров и предоставляем другие услуги от ведения кабинетов до запуска WB под ключ. Все в канале.

А как у вас с развитием без кредитов? Поделитесь своим опытом в комментариях 👇

5151
Начать дискуссию