реклама
разместить

Анализ произведения Стивена Кинга "Оно"

Анализ произведения Стивена Кинга "Оно"

Сегодня мы с вами будем обсуждать творчество Стивена Кинга, его роман «Оно».

Культурный контекст эпохи:

Многие считают «Оно» главным романом в творчестве американского писателя Стивена Кинга. И сперва я бы хотела начать разговор о месте Стивена Кинга в современном литературном пространстве, потому что в высокой, скажем так, литературной среде Стивен Кинг не котируется как большой автор. Естественно, во многом это связано с его дикой популярностью. Общий тираж его книг на сегодняшний день превысил 400 миллионов копий, и написал он более 70 романов, это не считая сборников рассказов, повестей, киноадаптаций, даже пьес.

С одной стороны, нельзя сказать, что он какой-то глупый автор, автор, который не поднимает серьезных тем, а с другой стороны, кто-то скажет, что он использует неизменные желания читателей, такие как жестокость, сексуальные темы и так далее. На мой взгляд, именно этим можно объяснить, почему в России Стивен Кинг практически не изучен. Вы можете найти множество рецензий от его фанатов, которые называют его мастером, всегда используя это слово с большой буквы. Есть также множество форумов, где обсуждаются отдельные сцены из его романов. Однако академическая среда, по-видимому, не обращает на Стивена Кинга внимания, и это понятно.

В общем-то, ситуация со Стивеном Кингом близка к ситуации с Палаником, но Паланик все-таки, так скажем, менее попсовый автор. Возможно, поэтому Паланика в России изучает чуть больше, если сравнивать этих двоих. Однако Стивен Кинг в Америке уже давно считается классиком. Некоторые отрывки из его произведений изучаются не только в университетах, но и в школах. Поэтому Кинг представляет огромный интерес как феномен современной американской литературы последних 30, 40 и даже 50 лет.

Давайте немного поговорим о биографии Стивена Кинга и обсудим моменты, которые, на мой взгляд, особенно важны в контексте «Оно». Кинг прожил совершенно стандартное американское детство. Всё как по канонам американского кино – из грязи в князи. Он родился в обычной средней американской семье, отец ушел из дома, когда Кингу было всего два года, причем эта сцена абсолютно голливудская, вышел купить сигарет и не вернулся. И в общем-то, он навсегда пропал, Кинг узнал о том, что случилось с отцом, только в 90-е годы, на тот момент он уже был мертв.

Стивен Кинг родился в 1947 году в послевоенной Америке, когда только зарождалось общество потребления. Мотивы, которые Кинг впитывал с детства, по-разному отразились в его творчестве. Особенно ярко это проявилось в романе "Оно". Мать Стивена объяснила ему, что его отца похитили марсиане. Я не могу обойти этот факт стороной, потому что, как мне кажется, идея о том, что нечто внеземное может вернуться в нашу жизнь и кардинально изменить её, лежит в основе почти всех крупных произведений Стивена Кинга. Вместе с матерью они жили в разных городах Америки: в Чикаго, Форт-Уэйне (Индиана), Массачусетсе, Висконсине и Коннектикуте. Таким образом, Стивен смог увидеть всю страну изнутри, а не только из своего родного штата Мэн, где в итоге обосновалась его семья.

Чем же вдохновлялся Стивен Кинг в детстве? Как и многие американские мальчишки, он черпал вдохновение в комиксах о Человеке-пауке и Халке, которые в то время были на пике популярности. Кроме того, он часто посещал кинотеатры, где смотрел фильмы ужасов. Одним из первых фильмов, который произвёл на него глубокое впечатление, был культовый в то время «Тварь с чёрной лагуны». Образ этой твари, связанный с героем комиксов Болотной тварью, стал основой для создания «Оно» и других чудовищ из вселенной Кинга.

Как вы понимаете, фантастика была неотъемлемой частью жизни Кинга с самого детства. Он с большим удовольствием читал произведения таких известных писателей, как Айзек Азимов, Франц Кафка, Артур Кларк, Роберт Блох и Рэй Бредбери. Стивена всегда влекло к миру неизведанного. Особо стоит отметить его связь с Лавкрафтом. Творчество этого автора, так или иначе, находит своё отражение в работах Кинга, ведь именно Лавкрафт стал одним из тех, кто пробудил воображение юного Стивена и вдохновил его на создание собственных произведений о мистических и пугающих вещах. Кинг рассказывал, что однажды, роясь в груде старых книг своего отца на чердаке, он обнаружил сборник рассказов Лавкрафта в мягкой обложке под названием «Таящийся в тенях». Чтение этого сборника подарило ему ощущение, как он выразился, возвращения домой. Мир ужасов, который всегда скрывается за закрытой дверью, всегда привлекал его.

"Случилось это, когда мне было лет 13-15, я твердо уверен, что это идеальный возраст для чтения Лавкрафта. Проза Лавкрафта идеально подходит людям, живущим в состоянии гнетущей сексуальной неуверенности. По-моему, в образности его рассказов есть что-то юнгианское, все они о гигантских обезличенных вагинах и тварях с зубами"

Образ, который Кинг пронёс через всю жизнь, так или иначе будет присутствовать во всех его работах. И в частности эта тема сексуального, которую мы поднимем, она всегда была для него важна, как и весь психоанализ в целом.

Я не буду подробно описывать процесс становления Кинга как писателя, но хотел бы остановиться на нескольких ключевых моментах, связанных с его первыми литературными экспериментами. Он писал маленькие рассказы о кролике. И мать платила за каждый рассказ по 25 центов ему Он писал небольшие рассказы о кролике, и мать платила ему по 25 центов за каждый. В итоге он написал пять рассказов, что было довольно приличной суммой для начала 60-х. Также он из популярных фильмов делал короткие повести, рассказы и продавал их тоже по 25 центов в школе. Как видите, его предпринимательская жилка проявлялась уже с раннего детства.

Кинг как писатель, естественно, формируется уже в более зрелом возрасте. И это 1974 год, и все мы знаем, это, конечно же, его роман «Кэри». Кингу на тот момент было уже 27 лет. Этот роман опубликовали не сразу. Кинг прошел такой стандартный путь писателей, которому все всюду отказывают. В общем-то, этот сюжет мы можем увидеть на примере Билла Дэнбро в романе «Оно». Кинг, естественно, пропустил сквозь себя, и эта история его никогда не отпускала. Он всегда помнил о том, кем он был. О мальчике из неуспешной, тяжелой семьи с большими финансовыми проблемами.

Уже в ранних романах Стивена Кинга можно заметить, как он объединяет реальный и вымышленный миры. Собственно, чем фэнтези Кинга отличается от фэнтези, скажем, Толкиена? Тем, что фантазий Толкиена происходит в мире, совершенно отличном от нашего. Мы, безусловно, не можем не проводить параллели между хоббитами и англичанами, между Сауроном и Гитлером, потому что «Властелин колец» был написан на фоне Второй мировой войны. Но тем не менее, это все-таки мир отличный. Почему миры Стивена Кинга так поражают? Потому что они тесно связаны с нашей реальностью. Я бы даже сказала, что творчество Кинга можно отнести к магическому реализму, где зло может вырваться в любой момент.

Кинг черпал вдохновение из научных статей, желтой прессы, телевизионных передач об инопланетянах и таинственных случаях самовозгорания и так далее. Он читал эти журналы и впитывал истории, которые стали основой для сюжетов его ранних произведений. Кинг всегда очень тесно связан с сегодняшним днем, с его реалиями. Именно поэтому он так страшен. Он показывает жизнь обычного, среднестатистического американца, которая не идет своим чередом. Чаще всего что-то вырывается из-под контроля, и никто не может это объяснить. В «Оно» ситуация точно такая же.

Давайте перенесёмся в эпоху, когда творил Стивен Кинг создавая роман. На мой взгляд, его творчество не только определило, но и повлияло на культурный ландшафт 80-х годов, который мы можем наблюдать и по сей день Мы можем бесконечно интерпретировать фильмы и истории. Вы можете представить себе историю Форреста Гампа в любом десятилетии: в 90-х, 2000-х или 2020-х годах. Это всегда будет одна и та же история, но вот историю подростков фильма «Оно» очень сложно переделать в историю подростков нулевых, а не 50-х. История взрослых людей в 80-х очень сложно переложимы на уже современный лад. И мы можем это наблюдать на примере экранизации по Стивену Кингу, потому что это совершенно другие истории. Это уже как бы не Стивен Кинг. Да, сюжет остался тем же, но истории уже не могут быть прежними, и именно поэтому режиссеры идут на всякие ухищрения и переделывания сюжетов. То есть главный вопрос всех страшных историй Стивена Кинга о природе зла он, безусловно, укоренен в истории современной Кингу Америки. Как это зло в нас проникло, если мы с вами, господа, строили идеальный мир? Вот какой главный вопрос романов Кинга и, в частности, романов «Оно».

Что такое восьмидесятые годы в Америке? Это кризис позитивизма. Становится ясно, что мир, который американцы строили в течение последнего столетия, особенно после Второй мировой войны, когда формируется полноценное общество потребления, не принёс людям счастья. Вот о чем я говорю. Восьмидесятые годы стали тёмным периодом для американской культуры. Вот только несколько холодных фактов, которые окружали человека в восьмидесятых годах, то есть то время, когда Кинг пишет «Оно». Образ науки, которая, казалось бы, должна работать на пользу человечества. Она создает бомбу, которая может взрывать города. Я, естественно, говорю про бомбардировку Хиросимы и Нагасаки. Второй момент — это антирелигиозный бунт, который в Америке восьмидесятых годов взорвался и до сих пор не утихает.

Именно поэтому это время восьмидесятых годов так трогают американцев. Именно поэтому до сих пор вы можете наблюдать фильмы и сериалы, происходящие в восьмидесятых годах. Скажем, «Очень странные дела» — сериал, действия которого тоже происходят в восьмидесятые годы. В те же годы идеи Фрейда обрели новый смысл. Его толкования сновидений вызывали у людей различные ассоциации и страхи, что, в свою очередь, порождало новые человеческие кошмары. И о Фрейде в восьмидесятых годах в Америке говорили особенно много.

Но и помимо идейных пластов, как-то да, кризис религии, фрейдизм и так далее, были и обычные бытовые, глобальные проблемы, с которыми Америка особенно остро столкнулась в восьмидесятые годы. Это рост преступности, рост расовой, религиозной нетерпимости, рост экономических трудностей, промышленного загрязнения. Это как раз таки та эпоха, которая будет отражена в фильме «Джокер», не так давно снятом. Это время, когда общество потребления столкнулось с теми последствиями, которые были неизбежны. Я говорю о том, что всегда приходится платить за свое благополучие. И Кинг эту тему постоянно поднимает на страницах «Оно». Никакое благо не бывает просто так. Когда-нибудь обязательно придет расплата. И она может быть очень страшной. То есть вот все это, с одной стороны, становится источником вдохновения Кинга, с другой стороны, это вызов, с которым Кинг будет бороться. К чему я все это говорю? К тому, что все эти события, все эти истории, которые происходили в Америке в 80-х, подтолкнули Кинга на изобличение зла. На то, чтобы поднять из темных глубин человеческой сущности всего заболевшего американского общества, поднять эту боль и вскрыть ее, как гнойник. Вот какую задачу ставил перед собой Кинг, писав роман «Оно».

Жанр и язык:

Стивен Кинг неоднократно рассказывал журналистам историю создания романа «Оно», и я не могу её не упомянуть. В то время Кинг жил со своей семьёй в городе Болдер. По пути домой, после того как отводил дочь в школу, он проходил по мосту он вспомнил одну норвежскую сказку, которая практически неизвестна в России. Сказка называлась «Три козлика Граф». Сюжет там о том, что в долине очень мало травы, поэтому они должны пересечь реку, чтобы добраться до горного пастбища, чтобы попастись и откормиться. Но под мостом живёт страшный и отвратительный тролль, который убивает и съедает каждого, кто пытается перейти его. И суть сказки, что в конце козлята перехитрили живущего под мостом тролля и добрались до пастбища. Вот эта норвежская сказка стала такой основой романа Кинга.

Причем пришла она ему еще в конце 70-х, а роман, напомню, был издан в 85-м году. То есть время огромное прошло, и Кинг эту сказку фактически переложил и развил, расписал до 1300. Для Кинга этот тролль стал Оно, а мост стал городом Дерри. И, соответственно, если мост это город, то что должно быть под городом? Ну очевидно, что канализация. Все это происходит в штате Мэн, вообще все романы Кинга происходят в штате Мэн, это такой штат с таким английским климатом. Там много заболоченной местности, там много рек, соответственно, и развитые канализационные сети. Можно сказать это такой вот прообраз древних индейских миров, обществ, в которых жили духи, которые по этой воде перемещались из мира живых в мир мертвых. Вот эти бесконечные мосты, которые, естественно, в нашем бессознательном связаны с моментами инициации, то есть переходом из одного состояния в другое. То есть мы понимаем, что штат Мэн, он сам из себя представляет такое мифологическое пространство, в котором что-то обязательно должно происходить, и Кинг, безусловно, этим постоянно пользуется.

Хотя мы привыкли считать Стивена Кинга очень плодовитым писателем, способным выпускать по два или даже три объёмных романа в год, его роман «Оно» создавался очень долго. Работа над ним заняла более четырёх лет. Ещё в начале творческого пути Кинг понимал, что это будет сложный и длительный процесс. Книга была выпущена в сентябре 1986 года тиражом 860 тысяч экземпляров. Для современного российского рынка это просто фантастическая цифра. У нас, например, тираж книг редко превышает 10 тысяч экземпляров, а бестселлеры расходятся в количестве 100-200 тысяч. Но это был только первый тираж. За год книга была продана в количестве 2 миллиона 650 тысяч экземпляров, а за три года — более трёх миллионов. Эта цифра просто поражает воображение! Именно «Оно» закрепило за Стивеном Кингом статус самого популярного и востребованного писателя Америки середины 80-х годов.

Как Кинг работал над этой книгой? С одной стороны, он тогда мучился наркозависимостью и большую часть романа писал под воздействием веществ. Еще ближайшие четыре романа, включая «Мизери», он будет писать, употребляя наркотики, но уже к концу 80-х он сможет справиться с этим, и фактически «Оно» будет одним из последних текстов, которые будут завершены под воздействием психотропных веществ. Помимо всего прочего, у Кинга были такие, в общем-то, кризисные периоды, в которые он не мог писать, и, как он сам рассказывает, я писал роман во сне.

Давайте поговорим об инструментах написания этого романа, о том, как он сделан, и его структуре. С одной стороны, вроде бы, структура довольно сложная, а с другой стороны — простая. На деле мы получаем не один, а два романа. То есть, мы видим, что двойная система повествования рассказывает нам две истории. Историю детей и историю взрослых. Эта история Кингом перемежается, то есть мы читаем их параллельно. Одна история подсвечивает другую, и на самом деле на стыке этих историй Кинг виртуозно выстраивает интригу, потому что нам всегда интересно, что станет с героями, как они изменятся, как они менялись, и что из детства, какие сцены из детства повлияли на их формирование уже во взрослом возрасте.

То есть, с одной стороны, эти истории рассказываются параллельно, с другой стороны, эти истории являют собой одну историю. Про то, как люди меняются, про то, как люди являются одним и тем же в детстве и во взрослой жизни. И, естественно, одна из главных тем для этого романа — это переход из детства во взрослую жизнь.

И вот во всём этом большом объёме романа «Оно» всё-таки есть один момент, который не позволяет нам, читателям, заскучать. Это подход Стивена Кинга к отдельным главкам, к отдельным повестям, рассказам, новеллам. То есть каждый раз, когда мы открываем новую главу романа Стивена Кинга, мы не знаем, что именно там будет, во-первых, а во-вторых, она всегда начинается, продолжается и заканчивается так, как будто бы это отдельный нарратив.

Если мы попытаемся пересказать роман «Оно», то это займёт всего лишь две-три минуты. На самом деле, внушительный объём произведения объясняется не богатым сюжетом, а обилием деталей и нюансов, которые Стивен Кинг добавляет в свой мир. Его произведения отличаются избыточностью и многословием. И здесь мы с вами начинаем разговор о языке Стивена Кинга. Не только романа «Оно», но и, в общем-то, всех последующих романов.

«Оно» — это второй по объёму роман Стивена Кинга после «Пробуждения», хотя разница между ними составляет примерно 20 страниц. Одной из характерных черт стиля Стивена Кинга является детализация и прорисовка персонажей. Он всегда с большой тщательностью подходит к созданию своих произведений. Эта черта может напоминать стиль Бальзака, но, прежде всего, она роднит Кинга с Чарльзом Диккенсом — типичным представителем реализма XIX века. Во многом чтение этих романов трудоемкое, и Стивен Кинг, на мой вкус, тоже этим грешит. Диккенс любил подробно описать каждого персонажа, рассказать про его семью, про его привычки, про его образ жизни, про его тайные желания, про его мысли. Это такой фундаментальный подход викторианского писателя. Диккенс никогда не любил оставаться в чем-то непонятым, и мы можем видеть то же самое и у Кинга.

Помимо всего прочего, в книгах Стивена Кинга, как и у Чарльза Диккенса, всегда присутствует мораль. Почему? Потому что Кинг убежден, что литература должна делать человека лучше, дарить надежду и спасать души. И мораль — это то, что Кинг пытается передать. Это то, что, как кажется Кингу, должно спасти не только американцев, но и Америку, но и вообще весь мир. Например, если читатель, который, возможно, имеет лишний вес, прочитает о том, как над Беном издеваются из-за его веса, он должен почувствовать, что не одинок. Он должен поверить, что способен справиться с трудностями. И именно поэтому Бен худеет. И это касается абсолютно всего. Герои, которые не находят в себе сил для перевоплощения, для возрождения и даже воскрешения, эти герои у Кинга обычно умирают.

Кроме того, Кинг проявлял особый интерес к повседневным предметам. В своих произведениях он часто упоминал различные товары, названия радиостанций, автомобилей и так далее. Эти символы эпохи были хорошо знакомы американцам. Например, они знали, что в их городе выходит определённая газета, что в Америке есть такие марки пива и виски, а в 50-е годы в Америке ездили на одних автомобилях, а в 80-е — на других.

Приведу пример:

«Отец Билла оторвался от последнего номера Тру, который пролистывал».

«Мать выглядела такой же безумной, как Эльза Ланчестер в фильме «Невеста Франкенштейна»».

Можно же было написать, что отец Билла просто не мог оторваться от номера любимого журнала. Нет, Кинг всегда назовет название журнала. Зачем это надо? Зачем Кинг так прикрепляет нас к этой реальности? Я думаю, ответ вы сами знаете Дело в том, что когда мы читаем текст о вымышленных персонажах, в котором присутствуют детали нашего повседневного быта, этот текст становится более реальным. Я пью кока-колу, и герои пьют кока-колу. У меня есть такой компьютер, и у героя тоже есть такой же компьютер дома. Мы словно ощущаем себя внутри этих миров, и они становятся более правдоподобными.

Ещё один часто используемый стилистический приём в творчестве Стивена Кинга — поток сознания. Этот термин, который берёт своё начало от Джеймса Джойса и его романа «Улисс». Также пример потока сознания мы можем встретить на страницах «Анны Карениной». Простыми словами, это наши мысли, которые никак не обработаны, которые просто несутся у нас в голове. Кинг использует этот приём, но он его художественно обрабатывает. Мысли героев появляются внезапно и резко врезаются в текст, создавая эффект присутствия.

«Дом там, где сердце, — вдруг подумал Эдди. — Я в это верю. Старина Бобби Фрост говорил, что дом — то место, где тебя должны принять, когда ты туда придешь. К сожалению, это еще и место, откуда тебя не хотят выпускать, раз уж ты туда пришел».

Да, этот стиль гораздо более простой и понятный, и он прекрасно подходит для того, чтобы сохранить динамику истории. Он позволяет придать ей глубину, когда каждое действие сопровождается размышлениями.

Ещё один интересный приём, который часто используется в произведениях Кинга, — это смешение языков. На соседних страницах мы можем встретить сцену, где герои говорят на своём подростковом сленге. А на другой странице мы уже видим историческую справку о Дерри, написанную сухим академическим языком. Таким образом, автор умело играет с различными языковыми стилями, что делает его текст ярким и живым. Благодаря этим приёмам мы проникаемся чувствами и переживаниями героев, что делает произведения Кинга такими популярными и востребованными.

Сюжет и герои:

«Оно» — это история о семи друзьях, которые проживают в штате Мэн в вымышленном городе Дерри. Эти дети объединяются в "Клуб неудачников", потому что каждого из них пытается убить вот этот загадочный монстр, который выслеживает маленьких детей и убивает. Помимо всего прочего, у этих семерых детей есть еще и внешние враги, лидером которых является Генри Бауэрс. И это существо Оно выступает в образе страшного клона Пенивайза, но монстр может принимать вообще любые формы, поэтому дети называют его Оно.

Взрослые не способны увидеть Пенивайза. Они утратили веру во всё сверхъестественное и не могут представить, что существует иррациональное объяснение происходящему. Из-за этого дети остаются практически наедине с этим существом. Они не могут получить помощь от родителей и вынуждены самостоятельно противостоять злу, которое царит в их городе.

Этот клоун живет в канализациях под городом и появляется в этом городе Дерри раз в 27 лет. Каждый 27 лет Оно приходит, и роман описывает историю 58 года, когда Пенивайз приходит в Дерри, и, соответственно, 85 года, когда Пенивайз возвращается спустя 27 лет. Вот главный плод этого романа. Эти семеро детей в первой части романа борются с Пенивайзом, ранят его, и Оно уходит в глубину. Через 27 лет Оно возвращается, и опять-таки эти же дети, которые уже стали взрослыми, возвращаются в городок, чтобы опять бороться с Оно. То есть действия книги происходят в двух временных отрезках. Соответственно, и жизненные реалии Кинг описывает двух эпох, и мы можем видеть, как Америка изменилась за эти вот 27 лет.

Мы встречаем семерых несчастных детей, которых преследуют чудовища, мучают сверстники, а большинство из них испытывают давление или даже насилие со стороны близких — как физическое, так и психологическое. И дети, собственно, в этом аду как-то пытаются сохранить себя, и помогает им в этом дружба. Дружба — это один из основных главных центральных концептов всего романа «Оно», потому что только благодаря дружбе дети побеждают Оно и преодолевают свои слабости.

В романе, который охватывает временной промежуток с 1958 по 1985 год, постоянно чередуются воспоминания о детстве и зрелости, создавая целостную картину происходящего. Каждая сцена, каждый персонаж, даже самый незначительный, изображены с удивительной точностью, яркостью и полнотой. Казалось бы, иногда совершенно неважные сюжетные ходы, второстепенные персонажи, без которых можно было бы обойтись, в романе Кинга предстают такими полновесными героями, такими человеками в полном их обличье, со всей историей, со всеми проблемами и так далее.

Теперь перейдём к Дерри. Этот город был создан по мотивам Бангора — реального города в штате Мэн. В книге можно найти множество деталей, которые отсылают к Бангору: статуя Пола Баньяна, национального героя Америки, а также названия различных заведений. Стивен Кинг никогда не упустит возможности использовать какие-то реальные детали нашего времени в своем тексте. Канализационная система в городе Бангор тоже существует, и Кинг тоже использует этот образ, более того, он даже работал с реальными картами канализационной системы, поэтому она выглядит так правдоподобно. Как устроена канализация в городе Дерри, это особенная история, потому что она настолько запутана, настолько сложна, что герои не могут себя найти в ней и выбраться оттуда, и это сюжетно тоже обусловлено, и это такой очень важный для Кинга инструмент.

Теперь, что касается героев. Детям по 11 лет. По мнению Кинга, это как раз тот возраст, когда уходит детство и ребенок встречается с миром, у него начинает формироваться критическое мышление, он начинает взрослеть. В понимании Кинга взрослость, зрелость, антонимична детству. И на эту же антонимию можно наложить разум и воображение. Дети воображают, взрослые руководствуются разумом. Дети свободны от своих желаний, потому что они могут воображать больше, чем имеют, а взрослые уже от своих желаний далеки. Они меньше принадлежат себе, чем дети, по мнению Кинга. И вот эта тема взросления — центральная тема романа.

У всех детей в 11 лет, в общем-то, так или иначе есть проблема с самооценкой, с неуверенностью в себе, и Кинг именно об этом и говорит, и поэтому у каждого есть какие-то отличительные способности. Ричи Тозер манипулирует голосом, может изображать что-то. Билл заикается, поэтому он придумывает для себя какую-то скороговорку. Эдди – астматик, и он носит с собой ингалятор. Бен – толст, и он ещё трусоват. Но, помимо всего прочего, он имеет талант изобретателя. Майк Эндон – он чернокожий, и в общем-то этим всё сказано. Расовый вопрос в Америке в 80-х стоял очень и очень остро. В общем-то, этот вопрос по-прежнему для Америки один из самых проблемных. Слабость Беф можно описать тоже одним словом, она женщина, и в этом и есть слабость. Тяжело быть женщиной в мужском мире.

И все эти слабости делают их уязвимыми, но при правильном использовании в итоге становятся их оружием. И именно воображение детей там в канализации позволяет сделать из собственных страхов нечто, что может победить оно. Это важно, что умело используемая фантазия, преодолённые слабости человека в итоге становятся их отличительными чертами, чертами их индивидуальности, с помощью которых ты можешь преодолеть свою сущность человеческую.

И у всех героев оно предстаёт в разных обличьях. У кого-то в образе мумий, у кого-то в образе оборотня, у кого-то в образе вот того существа из чёрной лагуны. Помните тот фильм, который так понравился маленькому Стивену Кингу? У Беверли, у единственной девушки из этого клуба неудачников, оно принимает форму кровавых подтёков в ванне. И это, конечно же, такой намёк на страх сексуального домогательства со стороны отца. Очевидно, что здесь Кинг работает с подсознательными страхами. И тварь начинает преследовать клуб неудачников, целенаправленно их по одной очень простой причине, потому что они вместе. Тварь ведь вылавливает детей по одиночке. Почему оно преследует этих детей? Потому что ей ненавистна сама мысль о том, что миры этих детей могут соединиться. Что воображение, сила дружбы, сила единения, сила любви всех этих маленьких детей, живых людей, что очень важно, могут победить оно. Превратиться в единое целое, в единую силу, что в итоге и происходит. И тогда этому монстру оно точно придёт конец. А оно такая всевидящая сущность, оно всё видит, всё прозревает, в том числе собственную погибель, именно поэтому оно предпринимает еще большие действия, оно особенно много тратит силы на победу над вот этими детьми.

И шаг за шагом через детские воспоминания персонажей Кинг нам показывает, как внутри них рождаются и формируются монстры. Как страх, ненависть, обиды, слабости человеческие постепенно превращают обычного ребенка в будущего, возможно, маньяка и сумасшедшего. В романе неслучайно присутствуют сюжетные линии, связанные с Генри Бауерсоном и его друзьями. В жизни этих детей не было места любви, настоящей дружбе, честности и взаимовыручке, и общество превратило их в монстров. А вот в жизни детей из клуба неудачников было место любви, пусть и не всегда искренней. Даже отец Беверли, который строит с ней насильственные отношения, всё равно её любит. Она находит друзей среди этих ребят, и они дарят друг другу тёплую любовь. Именно поэтому эти люди как-то сохраняют себя и выживают.

То есть, подводя небольшой такой смысловой итог, получается, что на самом деле эта книга не столько про то, что оно — это чудовище, а сколько про то, что чудовище мы сами, что мы живем в обществе, которое выращивает из нас чудовищ, вытаскивает из нас нечто страшное, потустороннее, жуткое и непознаваемое, возвращаясь опять-таки к образу Лавкрафта.

Теперь поговорим об образе ОНО, что это вообще за такое существо и почему оно стало таким важным даже для нашей культуры. Дело в том, что Кинг, как вы уже поняли, очень увлекался всем ужасным, мистическим, и он разделил всех персонажей ужаса на три группы.

Первая группа — это группа вампиров, такой архетип вампира, который нам дал Брэм Стоккер в «Дракуле», — это история про существо, которое питается другими. Что такого вообще у Дракулы есть? У Дракулы есть бесконечность, он бессмертен, у Дракулы есть знание, он очень умен, и Дракула мечтает стать человеком. Он ищет невесту, но это трудностежимо. Кто захочет жить с ним? Тем более, что он не сможет с этой невестой в равных правах существовать, он сделает из нее тоже вампира, а следовательно, невеста станет бесплотна. И поэтому Дракула еще и одинок. Но самое важное — это то, что Дракула пьёт кровь, питаясь за счёт других.

Второй тип чудовищ — это безымянные существа, подобные описанным Лавкрафтом. По его словам, такие существа обитают за дверью, и если человек их увидит, то сойдёт с ума. Даже мельком взглянув на одно щупальце или конечность этой твари, разум человека не сможет сохранить оставаться в здравом рассудке, ведь это нечто за пределами нашего понимания. Это непостижимое существо, которое мы не можем постичь, и оно лишает нас рассудка.

Третий тип чудовищ — это, собственно, сам человек. Это чудовище, которое вышло из-под контроля, это чудовище, которое вышло из человека. В качестве яркого примера можно привести историю доктора Джекела и мистера Хайда, описанную Стивенсоном. Доктор Джекел проводил эксперименты, пытаясь осознать и контролировать свою темную сторону. Однако в результате эта сторона вырвалась на свободу и начала уничтожать своего создателя.

Кинг ставит перед собой задачу создать такое существо, которое бы в себе соединяло все эти три архетипа. И он создает Оно. Оно — вампир, которое ест кровь и питается страхами людей, Оно — это безымянная тварь, которая повергает в ужас тех, кто ее видит, и поэтому Оно обретает облики тех существ и тех страхов, которыми, собственно, живут люди, в частности дети. И Оно — это коллективное бессознательное людей. Если в Оно не будут верить, то оно перестанет существовать. То есть Оно — это универсальное чудовище.

Прототипом Пенивайза стал печально известный серийный убийца Джон Уэн Гейси, который любил посещать детские праздники в образе клоуна. Он заманивал своих жертв в безлюдные места и совершал с ними страшные деяния. Более подробную информацию об этом можно найти в Википедии. Пенивайз действует по той же схеме. Он привлекает внимание детей не только своими символами, такими как воздушные шарики, кораблики, музыка или знаки, которые могут заинтересовать малышей, но и своей флёром, своей загадочной и волшебной атмосферой, которая манит любого ребёнка.

Оно — это существо, полностью сосредоточенное на себе. Это зло, древнее, чем сам мир, если не старше его. Как Оно говорит детям, «Я — пожиратель миров и детей». Поглощая детей, Оно не только ест их плоть, но и уничтожает миры, которые живут внутри них. Во многих взрослых эти восторженные детские миры уже угасли, и взрослые стали пустыми. Эти миры погибли, и, возможно, именно поэтому Оно уже не так жаждет поглощать взрослых. Именно этим объясняется его стремление есть именно детей.

У Кинга крайне редко можно встретить прием, столь характерный для жанра ужасов, когда вроде бы уже побежденный на последних страницах или финальных кадрах встаёт как ни в чём не бывало. Зато Вы наверняка вспомните массу примеров из современного голливудского кинематографа. Но в книгах Кинга, если зло побеждено, то оно действительно исчезает навсегда. Это связано с тем, что писатель видит в литературе важную терапевтическую функцию, которая, если хотите, является целью его творчества. Если зло не может быть уничтожено, то весь смысл книги теряется. Монстры должны быть побеждены, а душа исцелена.

Что же мы видим в итоге? Несмотря на то, что монстры Кинга такие ужасающие, абсолютные, непобедимые, в итоге они оказываются поверженными, а герои, которые сражаются с их аналогами в своём сознании, эти герои проходят через катарсис обязательный и обретают внутреннюю целостность и гармонию.

Это становится возможным благодаря уникальным сюжетным элементам, которые мастерски использует Стивен Кинг. Одним из таких элементов являются обряды инициации, и в романе «Оно» я могу выделить три таких обряда. Первый обряд происходит, когда дети дают друг другу клятву вечной дружбы. Они скрепляют свои слова клятвой на крови, разрезая руки и образуя единое кольцо. Второй обряд инициации, который может вызвать неоднозначную реакцию у широкой аудитории, — это сцена группового секса в канализации с Беверли. Все мальчики занимаются с ней сексом, чтобы найти выход из подземного лабиринта, в котором они оказались.

Эта сцена перекликается с древними обрядами и ритуалами. Дружба и любовь между детьми переходят в сферу сексуального, снова погружаясь в глубины бессознательного. Здесь мы снова видим влияние идей Фрейда. Однако в этой сцене нет места ни похоти, ни насилию. Напротив, эта сексуальная связь становится символом их дружбы, её абсолютом, выражением истинной сути их отношений. Эти дети взрослеют вместе, и только их единство помогает им преодолеть детские страхи и слабости. Благодаря этому они побеждают «Оно» и становятся взрослыми, тут все взаимосвязано.

И, наконец, третья и самая интересная инициация — это инициация уже взрослых персонажей. Майк Хэнлон, чернокожий герой, который остался в Дерри и работал там в библиотеке и в местной газете в течение 27 лет, собирает героев обратно в Дерри. Они были связаны обещанием, и Майк заставляет их пережить чувства и воспоминания прошлого. Герои возвращаются к себе, какими они были в детстве. Вот это очень любопытно обряд инициации, потому что он выстраивается не как прямой ритуал, где дети занимаются сексом или они режут себе руки и клянутся на крови. А как работа с прошлым, то есть эта инициация происходит не в какое-то состояние, скажем, лучшей версии себя или более взрослой версии себя, любая инициация — это переход из одного состояния в другое, а эта инициация обращает вспять этих героев, то есть это обратная инициация, если угодно. Они вспоминают себя детьми, и таким образом они опять готовы бороться с Оно.

Ну и я не могу не отметить, что точно такую же функцию исцеления, высвобождения, прихода к самому себе, к хэппиэнду выполняет и главный герой романа "Оно" Билл Денбро. Каким бы слабым и закомплексованным он не казался в начале повествования, он смог победить своих демонов, ведь победить своих демонов может только человек сам. Даже если ты обращаешь их психотерапевту, психотерапевт никогда твоих проблем не исправит, ты сам должен над ними работать. Пример Билла, заикающегося мальчика, который впоследствии становится известным в Америке писателем, — это пример того, как человек может изменить свою жизнь. И этот тип персонажа всегда был близок Стивену Кингу. Я уверена, что в нём он видел свой собственный жизненный путь. И не случайно именно Билл становится главным героем, а Стивен Кинг — его прототипом.

Удивительно, но Стивен Кинг, которого часто называют «самым страшным» писателем в жанре хоррор, на самом деле оказывается одним из самых оптимистичных авторов нашего времени. Он твёрдо верит в победу человека над силами ужаса и своим подсознанием, а также над злом, как внешним, так и внутренним. И в этом смысле, конечно, Стивен Кинг вполне себе душеспасительный писатель, потому что он следует по канонам Фредизма, а что говорит Фредизм, если вы сможете преодолеть свои внутренние страхи, свое внутреннее подсознание, то тогда вы освободитесь и придете к себе настоящим. Да, именно поэтому Билл Денбро тянет на роль настоящего героя, да, потому что он и теряет брата, он преодолевает самого себя, он побеждает зло мирового масштаба и при этом находит в жизни какой-то смысл, что самое главное.

Проблематика:

Насколько вообще важны детские страхи? Насколько важно детское сознание? Эту тему важно выделить в контексте данного романа, да и всего творчества Кинга в целом. Современный мир во многом напоминает эпоху XVIII века. Почему? Потому что в XVIII веке детство не воспринималось всерьёз, его считали временным этапом, который нужно было перетерпеть. Сейчас же мы относимся к детству с особым трепетом и, казалось бы, воспринимаем его иначе, но при этом также несерьёзно.

У детей в современном мире как бы нет голоса, к их успехам относятся скептически, и в целом детская фантазия — это скорее повод подзаработать у производителей видеоконтента и парков развлечений, нежели что-то, к чему стоит серьезно относиться, а вот Кинг всегда к этому относился очень серьезно. И я еще раз упомяну, что именно возможность фантазировать отличает живого человека от, так скажем, мертвого в понимании Стивена Кинга.

Если вы задумаетесь, то, вероятно, сможете припомнить множество моментов из детства, которые кажутся нелогичными. Вы, наверное, вспомните различных монстров и воображаемых друзей. Я уверена, что у многих были свои ритуалы: дойти до дерева и тогда что-то обязательно случится или не случится; не наступить на асфальт, когда переходишь дорогу по зебре на светофоре; нажать кнопку лифта, пока входная дверь не закрылась, и так далее. И вот Кинг относится к этим фантазиям всерьез. И, собственно, дети могут победить Оно только тогда, когда они обращаются к собственной фантазии. Именно по этой же причине взрослые не видят Оно, они не просто не видят, они не могут дать самим себе волю поверить в то, что Оно может что-то делать, что нечто иррациональное можно внедряться в наш рационалистический мир. Именно поэтому дети предоставлены сами себе, именно поэтому они один на один выходят с этим монстром.

И если раскрывать эту простую метафору, то эта история про то, что дети, которых не слышат родители, всегда одиноки в собственных страхах. И именно это время, именно этот возраст и формирует будущего человека. То, как он с этими страхами может справляться, находятся ли рядом люди, которые могут ему в этом помочь. Семеро детей, чьи родители были не всегда внимательны к их проблемам, нашли поддержку в лице друг друга. Они создали клуб неудачников, где помогали друг другу преодолевать свои слабости и становиться сильнее.

И вот та сцена сексуального характера в канализации — это такой пик, кульминация их формирования как личностей. То есть, с одной стороны, Оно — это монстр, которого надо победить. С другой стороны, Оно — это тот страх, что составляет их жизни в этот момент. И больше ничего, кроме этого Оно, у них нет, потому что всю свою жизнь они выстраивают вокруг борьбы с ним. И это очень интересно, потому что Кинг говорит о том, что только лишь встретившись лицом с собственными страхами и приняв и поборов их, мы можем вырасти. Вырасти из своего детского возраста. Мне кажется, что всеобщая инфантилизация современного общества связана с тем, что нас пытаются защитить от всего: от уличных маньяков, опасного контента в интернете и людей, с которыми лучше не общаться. Современный подросток часто воспитывается в атмосфере, которая не позволяет ему пережить собственные страхи. Он не может преодолеть их и проносит с собой через десятилетия, а некоторые, возможно, так и не избавляются от них.

И, мне кажется, в этом смысле книга «Оно» очень терапевтична и может о многом рассказать. Причем где-то это сделано подспудно, таким подтекстом, о котором я сейчас говорю, а где-то это выражено напрямую, когда мы видим, как мать закармливает Бена, потому что очень боится остаться в одиночестве. Как Эдди, говоря, что у нее слабое здоровье, что он астматик, хотя на самом деле никакой астмы-то и нет, это психосоматика, которую родители ему внушили, чтобы тоже он чувствовал себя слабым.

Говоря о фрейдизме, стоит отметить, что для Кинга Фрейд был и остаётся важным писателем. Кинг не раз говорил, что часто использует идеи Фрейда в своих произведениях. В общем-то, создание произведения строится у него по очень простому плану, он находит какую-то информацию чаще всего в СМИ о каких-то событиях, он подвергает это психоаналитическому приему, и у него получается такой вскрытый паттерн, вокруг которого он выстраивает сюжет. Для людей, не читавших Кинга, он может показаться поверхностным писателем, но именно его умение преобразовывать фрейдистские идеи и раскрывать их, это, конечно, подкупает и цепляет.

Как сказал сам Кинг, можно даже сказать, что он подвел мораль всего романа, — мы все индивидуальные, но если мы все американцы, евреи, чернокожи, мы можем победить даже глобальное зло. Только когда каждый из нас осознает свои страхи и негативные модели поведения, которые мы не можем принять с детства, мы сможем объединиться для борьбы с общими угрозами. И фрейдизм в этом смысле, конечно, для Кинга очень важен, Фрейда Кинг всегда читал, всегда любил и очень часто о нем упоминал в интервью. По всей видимости, он всерьез занимался изучением психоанализа, об этом мы точно не знаем. И его сочинение, как, в общем, почти вся литература нового времени, об ужасном, необычном, эксцентричном, загадочном и так далее, без труда описывается и анализируется в рамках фрейдистского учения.

На что стоит обратить внимание, говоря о фрейдизме в романах Стивена Кинга? Прежде всего, большая часть сюжетов Кинга сосредоточена на теме, известной в психоанализе как «неудавшаяся работа траура». Этот термин был введён самим Фрейдом для описания состояния психики, при котором человек не может смириться с разрывом значимых связей в результате потери или утраты. Проще говоря, когда человек теряет близкого и значимого для него человека, он часто пытается воссоздать его в своей новой жизни. Скажем, если мы возьмем Беверли Марш и ее отца, который насильственно с ней обращался, то она ищет себе мужа, мужчину, который бы повторял архетип собственного отца. Вот о чем любит говорить Кинг, траур, который человек пытается пережить снова и снова.

Подводя итог разговору о фрейдизме, стоит отметить, что на протяжении всего XX века Фрейда критиковали за то, что он якобы создаёт монстров, с которыми мы не можем справиться. Считалось, что он открыл ящик Пандоры, и это позволило заглянуть в глубины человеческой психики. Однако, на самом деле, монстров порождает не Фрейд, а современная популярная культура. Она активно использует мифы и психоанализ, демонизируя всё, что лежит в нашем историческом подсознании. Цель этой культуры — воспитывать в нас психозы. Жанр триллера, ужастика или фантастики является самым удобным для развития таких психозов, поскольку он воздействует на наши органы чувств: резко сменяющиеся картинки, выпрыгнувшие из-за угла монстры, неожиданные повороты событий. Именно поэтому, я думаю, Стивен Кинг стал так популярен. Мы хотим переживать стресс, страх и тревогу, и Кинг удовлетворяет наши потребности.

В выводе мне бы хотелось коснуться двух небольших, но, как мне кажется, не до конца проговоренных моментах. Во-первых, по-моему, роман «Оно» – это такая прекрасная психотерапевтическая книга руководства по персональной инициации в современном мире. Что я имею в виду? Кинг рассказывает, как сохранить себя, как не остановиться во внутреннем развитии в том мире, который от тебя постоянно чего-то требует, который агрессивно настроен в отношении тебя, я говорю про агрессию не только со стороны учителей, родителей и цивилизации, но и со стороны рекламы и пиара, которые тоже от тебя все время чего-то хотят. Стивен Кинг открывает секрет успеха, который, повторюсь, заключается в необходимости встретиться со своими страхами лицом к лицу. Но чтобы пройти через это испытание, важно не оставаться в одиночестве, а найти людей, с которыми можно разделить этот путь. Именно поэтому, я думаю, все эти многочисленные обряды, описанные в романе, так важны для его сюжета и композиции.

Второй аспект — это читательский опыт. Что происходит с читателем во время путешествия по роману «Оно»? Вместе с автором мы бесконечно блуждаем по самым тёмным и пугающим уголкам то ли своей собственной психики, то ли психики Кинга, а на самом деле — по психике маленьких детей или даже по психике реального мира, который очень похож на ночной кошмар. Из этого кошмара невозможно выбраться на протяжении 1300 страниц, и победить монстров этого бессознательного мира психоза можно только непосредственно столкнувшись с ними. И Кинг сталкивает читателя с этими монстрами. Собственно, вот такая книга Стивена Кинга, с одной стороны, она кажется затянутой, длинной, спорной, но с другой стороны, эта книга не похожа на современные тренды, потому что она несет терапевтический эффект, и Кинг верит в будущее, Кинг верит в лучшее.

Влияние на массовую культуру:

Мне бы хотелось поделиться своими мыслями об экранизациях книг. Впервые я увидела фрагменты одной из них, когда мне было примерно 8-9 лет. Некоторые кадры тогда меня очень напугали, и с тех пор я испытываю страх и даже отвращение к клоунам. Возможно, именно поэтому я так долго откладывала чтение этого романа, но вот наконец-то решилась, борюсь, так сказать, со своими страхами. И хочется отметить, как современные фильмы по старой книге демонстрируют новую оптику для чтения этих книг, то есть, обсуждая фильмы по старым произведениям, мы можем видеть, как те или иные произведения прочитаны сегодня. И в этом смысле две экранизации дают нам огромный повод для размышлений.

Первая экранизация книги была создана в 1990 году, когда книга пользовалась огромной популярностью. Режиссёром выступил Томми Ли Уоллес, а фильм вышел в 1991 году и был удостоен множества наград. В 2017 году компания Warner Brothers решила вновь экранизировать «Оно». В результате мы имеем два двухсерийных фильма о чудовище, которые происходят по одному и тому же сюжету. Однако между ними существуют значительные различия, которые мы хотели бы обсудить.

В частности, новое «Оно» действует очень напористо, оно идет в атаку без раздумий, использует весь свой богатый арсенал мороков, кошмаров, которыми подавляет человека. Понятно, что современный киноформат требует от фильма больше зрелищности, чем это было в 1990 году. Старый Пенивайз действует не так нахраписто, как новый, он тоже, конечно, убивает, морочит, запугивает, но делает он это все не так напористо, он нагоняет больше жути, я бы даже так сказал. То есть, если мы сравним две киноадаптации 90-го и 2017 года, кстати говоря, 27 лет между ними прошло, ровно столько же проходит между очередным появлением «Оно» в городе Дерри, так вот, если сравнивают две киноадаптации, можно заметить, что представление об ужасном изменилось. Теперь мы больше пугаемся не от жути, а от зрелища. Мы больше видим и воспринимаем на уровне глаз, а не на уровне внутренних ощущений.

Стоит также обсудить, как были сняты эти фильмы. Каждый из них имеет свои достоинства и по-своему страшен. Фильм 1990 года отличается более спокойным тоном и тональностью. В нём нет ярких спецэффектов и жестоких сцен с нападениями на детей. Его даже называли сериалом в двух частях, и в нём прослеживается размеренный ритм, характерный для сериалов. В новом фильме мы видим жилище «Оно», заваленное мусором и кишащее смрадом и нечистотами. А в фильме 1990-го кажется, что «Оно» живёт в стерильной коробке, как в канализации, где всё убрано и аккуратно лежит на своих местах.

Во время первого визита детей в коллектор, когда они собираются расправиться с «Оно», клоун маячит где-то на заднем плане, там изредка появляется, что брось в сторону ребят какие-то запугивающие слова, но вот от этих сцен реально бросает в дрожь, то есть мне кажется, что киноадаптация 90-го года в этом смысле гораздо точнее отражает образ «Оно». То есть «Оно» как бы существует, но существует не столько в реальности, сколько как-то на заднем плане, на той стороне бессознательного, которую мы никогда не видим. А в «Оно» 2017-го года монстр предстает перед нами во всем своем существе. Мы можем даже внимательно разглядеть, сколько у него зубов и какой они длинны.

И еще один момент, на который я бы хотела обратить внимание, в книге «Клуб неудачников», все эти дети, они всегда держались вместе, только так они могли одержать победу над монстром, концепт дружбы для Кинга крайне важен, это именно тот секрет успеха, который позволил ребятам одержать победу. В фильме же их дружба в какой-то момент оказывается под угрозой, хотя у Кинга такого совершенно нет, после первой вылазки в заброшенный дом Ричи Тойзер требует прекратить охоту на клоуна, на что Билл в фильме, разозлившись ему, дает затрещину, и это совершенно никак не согласуется с образом идеальной абсолютной дружбы в романе Стивена Кинга.

То есть, посмотрите, оказывается, что современное «Оно» предлагает нам какое-то совершенное представление о том, что такое дружба, потому что для Кинга именно вот эти безусловные, безупречные отношенческие связи между людьми, будь-то дружба или любовь, только они могут повлиять на то, что человеческая душа, вообще человечество будет спасено. Оказывается, что вся победа над «Оно» лежит не в плоскости дружбы детей, а в силе их личностей. Я думаю, вам уже понятно, на что делает акцент современный Голливуд, на то, что каждый сам по себе может добиться успеха, нам не нужно объединяться, нам не нужно побеждать зло, взявшись за руки и полюбовно, и мне кажется, это очень важный показательный момент.

реклама
разместить
Начать дискуссию
[]