Создать бренд на маркетплейсах. И избежать проблемы российского брендинга.

Создать бренд на маркетплейсах. И избежать проблемы российского брендинга.

Привет, я Дима Драцкий и я коммерческий директор Студии дизайна Бензин. Мы единственная в СНГ студия, которая создает контент и разрабатывает бренды, понимая, что происходит на ВБ, Озон, ЯМ и прочих. Проще говоря – у студии есть узкая специализация.

То, что вы сейчас прочитаете – даст ориентир для того, как стоит делать при создании бренда на МП, а как нет. Хотя на самом деле это относится к любому начинающему бренду. Разница между сетями, ритейлом и маркетплейсами в формате восприятия. В маркетплейсах – огромная конкуренция, где бренд должен выделяться на экране, а в сетях и ритейле – на полке или среди товаров того же бренда. Это разные точки контакта, а значит по разному видно цену, качество и все коммуникационные материалы. Да и ценности у брендов на МП отличаются от тех, что есть на полках.

Знаете, какая есть проблема у Российского брендинга в целом?

Шрифтовые логотипы.

Несмотря на то, что их становится как будто все меньше – проблема явно есть. Ниже будет исследование компании Signs (которая Бог знает, чем занимается, но исследование получилось хорошее), где показываем на конкретных примерах, что такое узнаваемость и лояльность.

Шрифтовые логотипы проблемны по определению. Нет фирменного знака = нечему запоминаться в 9/10 случаев. Даже в новых импортозамещенных компаниях (у которых бюджеты ого-го) акцент сделали на шрифтовое, еле-еле заметное композиционное сходство. Но силу фирменных отличий через знак при этом утратили. Слава Богу, Ростикс хоть красным остался.

Воспроизведение логотипа Адидас покупателями
Воспроизведение логотипа Адидас покупателями
Воспроизведение логотипа Старбакс покупателями
Воспроизведение логотипа Старбакс покупателями

Минимализм решает?

Как вы можете видеть по проценту правильно отображенных – минималистичные логотипы воспринимаются куда легче и запоминаются более четко. Значит ли это, что они лучше? А точнее решают ли свою задачу простые логотипы качественнее, чем сложные?

Создать бренд на маркетплейсах. И избежать проблемы российского брендинга.
Создать бренд на маркетплейсах. И избежать проблемы российского брендинга.

Цвет порешал.

На реальных данных видно, что основное, что откладывается в голове покупателя – цветовые ассоциации и примерная композиция. Можно легко сделать вывод, что даже при том, что эти бренды кучу раз меняли логознак – цветовые решения помнятся и они как раз таки и формируют узнаваемость.

Создать бренд на маркетплейсах. И избежать проблемы российского брендинга.
Создать бренд на маркетплейсах. И избежать проблемы российского брендинга.

Работает ли так со всеми?

Нет. Поэтому и родилась эта статья, чтобы рассказать вам об отличиях.

Всё, что вы увидели – большие бренды. Даже огромные. И у них логотип решает кучу задач. Причина у этого очень простая – они вложили очень много денег в то, чтобы этот знак был показан много раз много где. Если вы не можете сделать так же, то дальше я расскажу, как определиться с решением.

Для кого простота?

Для тех брендов, где это влияет на мерчендайзинг и визуальную коммуникацию. Если ваша товарная политика охватывает широкую аудиторию и ваш клиент взаимодействует с продуктом каждый день подолгу – минималистичный лого самое оптимальное решение. И если вы маленький – идеальное решение. И если вы хотите много и дешево продавать на МП – идеальное решение.

Для кого сложность?

Она создает ощущение уникальности и эксклюзивности. Сложный лого может стать элементом истории бренда, который рассказывает о его наследии и ценностях. Даже если детали не запоминаются, эффект сложности создает ассоциацию с высокой ценностью. Starbucks = средний кофе по высокой цене. Почему тогда покупают? Потому что это бренд – есть история и сложный лого это тоже её часть.

Дорогие продукты на МП есть далеко не в каждой категории. Даже сами маркетплейсы отличаются по платежеспособности аудитории:

1. Яндекс Маркет
2. Озон
3. Вб

Поэтому при выборе лого-решения ориентируйтесь на то, в каком сегменте ЦА вы будете продавать и уверены ли, что останетесь в нём. Учитывая как любят демпинговать ваши коллеги.

Резюмируем

Цвет первичен. Однозначно точно это можно сказать, если вы только начинаете разивать бренд на МП. Удачное цветовое решение формирует первое впечатление и ассоциативный ряд. Если вы не выкупаете тонны разного трафика и не создаете рекламные ролики с бюджетом в 10-20-30 млн – каким бы минималистичным или сложным не был ваш логотип, запоминать его будет единицы. А вот цвет совсем иначе оседает в голове потребителя.

В случае, когда бренд уже устоялся – логотип конечно же играет более значимую роль. В случае таких брендов как Apple или Nike, их узнаваемость настолько высока, что они могут менять цветовую гамму своих логотипов в зависимости от маркетинговых целей, не теряя при этом ничего. Наоборот же сделать не могут. Поэтому я и обратил внимание выше на то, что после импортозамещающего ребрендинга куча логотипов потеряли в узнаваемости, а значит в количестве покупателей, а значит в деньгах.

Вам это не грозит. Определяйтесь с сегментом. Формируйте УТП. Дизайньте лого так, чтобы он говорил за вас. Не зацикливайтесь на знаке, лучше зацикливайтесь на цвете. И смыслах.

А если не хотите ни на чем зацикливаться – пишите мне в Телеграм и обсудим разработку вашего бренда для МП.

Создать бренд на маркетплейсах. И избежать проблемы российского брендинга.
22
Начать дискуссию