«Роль ремарок в драматургическом произведении (на примере пьес А. Н. Островского и М. Горького)»

Одним из элементов драматургического произведения является авторская ремарка. Ремарка – это замечания, пояснение автора по ходу пьесы. Функции ремарок в пьесах очень разнообразны. Изучение ремарок позволяет глубоко рассмотреть драму как род литературы, понять авторский замысел и авторскую оценку персонажей, особенности внутреннего мира героя и своеобразие композиции.

Актуальность моего исследования заключается в необходимости совершенствования возможностей драматургического анализа, а также в получении более полного представления о возможностях поэтики русской драматургической ремарки, как непосредственной формы выражения авторского начала.

Цель: выявление смысловой нагрузки ремарок в драматургическом произведении и определение функций ремарок в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и М. Горького «На дне»

Задачи:

1. Исследовать художественную ткань произведений, определить частотность употребления ремарок в пьесах А. Н. Островского и М. Горького, систематизировать их и выявить их роль в произведениях

2. Сопоставить исследования с целью выявления функций ремарок, особенностей стиля писателей, выражения их авторской позиции

3. Сделать выводы о роли ремарок в драматургических произведениях и их функциях

В ходе исследования произведения А. М. Горького «На дне» для того, чтобы понять как ремарки помогают поддерживать линию сюжета, я сопоставила отрывок-оригинал из действия третьего пьесы и текст этого отрывка с исключенными из него ремарками. При исключении ремарок в тексте произошло несколько изменений. Во-первых, отрывок потерял свою эмоциональную окраску. Во-вторых, без ремарок невозможно увидеть внутреннее состояние некоторых персонажей. В-третьих, исключённые ремарки помогают строить линию сюжета и без них часть происходящего остаётся для читателя скрытым.

Далее, исследовав произведение А. Н. Островского «Гроза» для того, чтобы убедиться в том, что ремарки помогают читателю понять отношение автора к поведению героев, я сравнила два отрывка с разным количеством ремарок. Из сопоставления двух одинаковых по объему отрывков с разным количеством ремарок стало видно, что чем чаще автор использует их в тексте, тем ярче выражено его присутствие. Это позволяет увидеть отношение автора к герою: его сопереживание, уважение, осуждение или пренебрежение.

В ходе проделанной мной работы подтвердилась гипотеза о том, что ремарки в драматургическом произведении помогают раскрыть внутренний мир героев, передать авторскую позицию, понять особенности композиции, донести основные мысли автора.

Таким образом, понятие термина «ремарка» изучалось и совершенствовалось на протяжении многих лет и в современном театре достигло пика эволюции. Понятие стало более точным, прочно утвердились функции ремарок. Поэтому становится невозможным отрицание важности их роли в драматургических произведениях. Ремарка – одна из незаменимых частей пьесы.

реклама
разместить
Начать дискуссию