Зачем предпринимателю психолог - как мы помогали малому бизнесу переживать кризис

Весна 2020 года, как только мы начали узнавать слова - пандемия, карантин, цифровые пропуска - я принял решение, что клиентов из сегмента малого и среднего бизнеса, которым я руковожу в банке “Восточный”, пора быстро предлагать решения по поддержке бизнеса в кризис.

Мы не только начали вводить антикризисные тарифы, давать отсрочки и прочее-прочее, но решили запустить серию партнерских проектов, которые могли помочь предпринимателю. Одним из наших партнеров стала команда, которую возглавляет Арсений Поярков (к.э.н, психолог, член экспертного совета Государственной Думы по цифровой экономике и блокчейн технологиям,руководитель рабочей группы по проблемам блокировки счетов предпринимателей комитета "ОПОРЫ РОССИИ" по финансовым рынкам), которые предложили бесплатные бизнесовые, а потом и психологические консультации для бизнеса.

личный архив Арсений Поярков
личный архив Арсений Поярков

Признаться честно, меньше всего я верил в то, что мои клиенты готовы получать психологическую помощь - как банкир со стажем, я был склонен к тому, что помощь должны быть ощутимой, а лучше всего выражаться в денежных знаках, но на эксперимент пошел.

Как только рассылка ушла, мы начали получать фидбэк от партнеров, что тема “взлетела”. Для меня, как мне кажется и для большинства, обращение к психологу это поступок. Поэтому я решил, что просто должен поговорить с Арсением, чтобы понять - что это было и чем он реально помогает людям, а главное зачем ему это делать бесплатно?

НП (Николай Петелин)

Откуда у нас в стране неприятие психологов? И чем это нам мешает?

АП (Арсений Поярков)

Среди россиян, особенно родившихся еще в СССР, не принято работать с психологом. Забота о собственном здоровье вообще находится на низком уровне. Бедность, уравниловка, суровое школьное воспитание, многочисленные акты насилия, не обязательно физического, но очень часто морального, сформировали поколения людей, не живущих собственной жизнью. Так проявляется нелюбовь к себе, привитая еще в детстве. Люди находятся под влиянием негативных моделей поведения, которые передаются по наследству. Что-то не так, начинается депрессия, невроз навязчивых состояний, психосоматика. Это все очень мешает жить и в поисках решения небольшой процент ищущих выход доходит до психолога. Пытаться кого-то переубедить бесполезно. Человек сам дозревает до осознания своей проблемы и необходимости ее решения или живет всю жизнь с травмированной психикой. Подавляющее большинство, к сожалению, действуют по второму варианту.

НП

В чем отличие бизнес-психолога от просто психолога или коуча или ментора?

АП

Бизнес-психолог от других психологов отличается своей целевой аудиторией и, соответственно, основным набором вызовов. Такие симптомы как страх перед разорением, увольнением, отсутствием карьерного продвижения в этом сегменте будут “популярнее” упадка сил на фоне тяжелых отношений с женой или мужем. Также работа бизнес-психолога направлена не только на преодоление внутренних преград, но и продолжается на этапе созидания, формирования новых целей, задачи и смыслов. Он как тьютор может давать дополнительный импульс для того, чтобы человек смог лучше достигнуть поставленных целей. От коучей в этом плане психолог отличается наличием диплома. Менторство же предполагает иной формат взаимодействия, когда человеку дают конкретные советы, а не помогают находить решения изнутри. Как в известной фразе, дают кусочек рыбки вместо удочки.

НП

Психологов довольно много, почему к тебе стали обращаться?

АП

Сыграло несколько факторов. Во-первых, случился настоящий кризис, как говорится - “черный лебедь”, который ударил именно по укладу жизни людей, выбил из привычной колеи львиную долю земного шара. Во-вторых, надо сразу отметить, что мой диплом психолога достаточно свеж и я ни в коем случае не претендую на то, что владею этой профессией лучше опытных практикующих коллег. Я предприниматель и продолжаю развивать свой бизнес в сфере финансовой аналитики. Однако многие знают меня как руководителя рабочей группы “ОПОРЫ РОССИИ” по проблемам блокировки счетов предпринимателей (115-ФЗ “О противодействии легализации доходов и финансированию терроризма”), как члена экспертных советах Государственной Думы и других объединений. Получилось, что какое-то количество людей изначально были готовы поговорить со мной о том, о чем не хотели говорить с незнакомым специалистом. Есть более опытные психологи, но они не могут говорить с предпринимателями на одном языке, не чувствовали их боль.

НП

С какими запросами к тебе обращаются предприниматели?

АП

Основные темы это потеря бизнеса, передача его по наследству, неудачи в карьере, потеря интереса к жизни и сомнения в правильности выбранного пути. Мне кажется очень важным и ценным, что мы действительно можем говорить на одном языке как бизнесмены или менеджеры, поскольку многое из обсуждаемого переживалось мной как предпринимателем и когда я работал наемным работником. При этом на сессиях не предполагается давать конкретных советов и путей решения, обратившийся должен прийти к ним сам через формирование собственной картины. Безусловно качество диалога получается выше благодаря лично пережитому опыту и специальным знаниям.

НП

А что получается в результате, ты же гарантируешь успех?

АП

Успех абсолютно не гарантирован. Человек может оказаться недостаточно мотивирован, клиент и психолог могут друг другу не подойти по индивидуальным параметрам, опять-таки возможна стадия расстройства, когда уже необходима медикаментозная помощь и работа психиатра. Ситуации бывают разные, это очень тонкая работа и неудачи случаются. В идеале человек осознает проблемы, которые мешают ему, структурирует свои мысли и пытается дальше применить полученные знания для улучшения качества собственной жизни. В бизнесе это может выражаться в творческом подъеме, преодолении разногласий, нормализации баланса работы и личной жизни. Если человек пришел с готовностью работать над собой, то большинство проблем можно решить.

НП

Почему этот проект был запущен на некоммерческой основе для клиентов банка Восточный именно в кризис, тогда когда многие наоборот снижают активность и прижимают деньги?

АП

Когда мы что-то делаем, мы тем самым пытаемся удовлетворить собственные или (что хуже) чужие желания. Во время самоизоляции количество и качество общения с окружающим миром резко сократилось и через этот благотворительный проект, который был абсолютно бесплатен для всех клиентов, я пытался заместить выпавшую активность.

НП

А почему был, что-то поменялось?

АП

Подтвердилась старая истина о том, что бесплатное не ценится. В рамках благотворительного проекта нередко приходилось сталкиваться с мало мотивированными клиентами, которые не были готовы к качественной работе и по сути сессия была потерей времени. Это было не столь критично когда все сидели дома, но уже неприемлемо когда жизнь возвращается в прежнее русло.

НП

Что будет с проектом дальше?

АП

Для многих прошедших сессию польза, по их собственным словам, очевидна, да и на мое собственное восприятие жизни и бизнеса эта работа влияет благотворно, поэтому я планирую продолжать вести сессии онлайн. Мы сделали сайт с ответами на некоторые популярные вопросы, подключили удобный интерфейс, все желающие могут посмотреть на http://psolving.ru/

НП

Арсений, давай разберем реальный кейс и как вы его “решали”

АП

Кейс

Предприниматель, женщина, семейный бизнес. Давайте назовем ее Светлана. Небольшая сеть пекарен с мини кафе в Москве.

Страх потерять источник дохода, оказаться на улице без средств к существованию. В связи с введенным режимом самоизоляции бизнес практически остановился, остался небольшой сегмент “на вынос” и доставка, но объемы упали на 80%, арендатор не шел ни на арендные каникулы ни на снижение ставки. Компания работала в убыток, финансовая подушка быстро истощалась.

У Светланы объективно тяжелая ситуация. Мы разделили проблему на две составляющих - первая как быть с бизнесом, что делать для повышения шансов на успешное прохождение кризиса. Вторая как перестать нервничать, начать жить полноценной жизнью без предпринимательского невроза.

Управленческий учет в компании не велся, мы сформировали приблизительную модель и нашли несколько возможностей для сокращения затрат в период вынужденного простоя. Светлана очень переживала за персонал, но в процессе консультаций пришла к выводу, что сохранение бизнеса в целом важнее чем сохранение доходов каждого члена коллектива на период самоизоляции. Проработали ряд идей, таких как, например, организация онлайн продаж. Это направление было признано неперспективным, так как потенциальные доходы в краткосрочной перспективе оказались несопоставимы с издержками. Далее мы перешли к непосредственно страху потерять бизнес, оценили вероятность и возможные сценарии. Во время сессии Светлана приняла тот факт, что банкротство может состояться, это реальность и негативные сценарии периодически реализовываются. При этом у нее ранее был опыт работы в найме, есть активы, способные приносить доход. Светлана перестала воспринимать этот риск как катастрофический, вышла из режима черное/белое в режим оценки вероятности и получила импульс для осознанной и качественной деятельности по спасению своего предприятия. В период кризиса ей будет немного проще вести деятельность, а для достижения постоянного эффекта она может начать проводить системную работу над собой.

33
Начать дискуссию