Цветочный бизнес: бизнес для души?

Каждую неделю в своей авторской программе Красная книга бизнеса на Медиаметрикс я встречаюсь с предпринимателями.

Это ребята, которые здесь и сейчас варят кофе, пекут хлеб, продают цветы и которых мало замечают “большие” СМИ.

Их истории интересны, прежде всего, мне, потому что всю свою жизнь я создаю сервисы для малого бизнеса.

И они интересны тем, кто этим бизнесом живет или только собирается выйти из найма и открыть свое дело.

Мне редко хватает 45 минут эфира, чтобы задать все вопросы - но бывают случаи, когда за эфирным временем остается та самая фактура, которая просится “на бумагу”.

Одна из таких героинь - основатель сети цветочных творческих мастерских Мистер Флористер, основатель школы цветочного бизнеса, совладелец оптовой компании «Юницветика» Александра Постнова (эфир с ней можно посмотреть по ссылке - https://radio.mediametrics.ru/redbook/66687/)

личный архив Александры
личный архив Александры

Александра не просто владелец бизнеса, поднявший его с нуля, но еще и человек, помогающий такой бизнес построить, или даже отказаться от идеи идти в него.

Именно поэтому я решил часть вопросов перенести в блог.

НП (Николай Петелин)

Александра, цветочный бизнес - кому стоит обратить внимание на эту нишу, сколько надо денег для старта, на какую прибыль и в какой перспективе стоит рассчитывать, какие ресурсы нужны для открытия бизнеса?

АП (Александра Постнова):

На мой взгляд, это тот бизнес, в котором нужно находиться постоянно. Бизнес для души, творческой реализации. Подходит тем, кто хочет заниматься своим делом, получать от него удовольствие, доход, реализовываться творчески. То дело, когда получаешь моральное удовлетворение от прожитого дня.

Обратите внимание на европейский опыт: флорист - владелец магазина. На него идут клиенты - на его стиль, вкус, подачу и общение. И этот тренд в России тоже начинает потихоньку набирать обороты, что логично, поскольку все бизнесы повторяют тот путь, который уже прошли европейцы просто в силу исторических обстоятельств, у них в отличие от нас многовековой бизнес с непрерывной историей.

Что касается денег для старта - необходимо минимум 10 тысяч евро, если речь идет не о палатке с тремя видами цветов, а о более менее приличном магазинчике. Но сейчас не те времена, когда людям все равно где покупать. В зависимости от формата, места, ассортимента, раскрутка магазина занимает от 3 месяцев до 3 лет. Все это время нужно платить аренду, зарплату, налоги, кредит - поэтому суммы могут сильно отличаться. И предпринимательские риски никто не отменял.

личный архив Александры
личный архив Александры

Ну а если говорить про доходность, то когда речь заходит о цветочном бизнесе, то все путают маржинальность и доходность. Высокая маржинальность обоснована дорогой арендой и другими операционными расходами, также мы работаем со скоропортом, поэтому есть определенный процент списания.

Хорошей считается точка, которая приносит минимум 50 000 руб. в месяц, а предела совершенству нет, есть точки с доходностью и свыше 300 000 руб. Повторюсь, это микробизнес и ждать чудес от него не стоит.

НП

Для тех, у кого уже есть опыт в этом бизнесе - на что обратить внимание, чтобы вырасти, дополнительные ниши и услуги, на которые стоит обратить внимание?

АП

Для тех, кто в этом бизнесе - обратить, в первую очередь, внимание нужно на цифры - 99.9% не считают ничего.

Учет - основа любого бизнеса. Быстрая оборачиваемость, скоропорт - все это обязывает четко понимать в режиме онлайн, что происходит в твоем бизнесе. Также важно отслеживать тенденции, смотреть вокруг и брать пример не с других цветочников, а с крупных бизнесов.

НП

Какие сегменты в России не так популярны, как например, в Европе или Азии?

Почему и есть ли перспективы при правильном подходе?

АП

В России, например, практически пустая ниша по комнатным растениям. Очень мало магазинов, кто делает акцент на эту огромную товарную группу. Плюс к растениям подтягивается огромное количество сопутствующих товаров, которые востребованы цветоводами (удобрения, горшки итд итд итп).

Русский цветочный бизнес - это не про бизнес, это самодеятельность.

Основное отличие европейцев от россиян - желание жить в комфорте. Это то, за что они готовы выходить на митинги, бороться за свои права. Именно поэтому они так активно участвуют в политической жизни своей страны. Комфорт. Здесь и сейчас: вкусно, красиво, душевно, атмосферно - те критерии, которыми они руководствуются при выборе домов, квартир, мебели, ресторанов, магазинов. Нам так нравится бывать в Европе, потому что мы видим принципиально другой подход к жизни: не соглашаться на малое, а выбирать из лучшего. Цветочный бизнес - один из тех, кто привносит этот комфорт в нашу жизнь.

Европеец, идя в гости, берет недорогой красивый букет для того, чтобы поднять настроение пригласившему его в гости. Они покупают сезонные цветы, потому что именно в этот период природа радует нас ими и они это ценят. Не 101 красную розу высотой метр независимо от цены и времени года, а травки, былинки, сирень в мае, пионы в июне, георгины в сентябре.

Мне близок их подход - выбирают красивые кашпо, подходящие под интерьер, а в них ставят те растения, которым сейчас время цвести и выбрасывают их по окончании цветения, меняя на следующие, пришедшие им на смену. У нас же выбирают все на всю жизнь, чтобы навсегда. Но радость - это не про навсегда, это про здесь и сейчас.

Число тех, кто в России начинает разделять это видение и мироощущение растет. Процветать будут те цветочники, которые примут этот тренд за основу и будут работать в соответствии с ним. Остальных постепенно вынесут вперед ногами с рынка.

Кстати, то, что происходит с сетевыми цветочными, которые полностью обезличены и в которых работает наемный персонал на рабских условиях - подтверждает мои слова. Это проходящее явление.

НП

Знаю, что ты еще занимаешься аудитом чужих цветочных бизнесов. ТОП ошибок и ТОП решений. Возможен ли список вопросов для самоаудита своего бизнеса?

АП

Топ ошибок:

  • Купить готовый бизнес.
  • Не вникать во все детали, не пройти все процессы самостоятельно и надеяться, что остальные будут развивать твой бизнес с энтузиазмом, ты же платишь им зарплату...
  • Не вести учет: проходимость, конверсия, средний чек, количество покупателей, списание, доходность по товарным группам.
  • Открывать цветочный магазин не потому, что не видишь себя ни в чем другом, а потому, что их много, а значит всем хватает ну и это же “очень выгодный” бизнес.

Решения следуют из ошибок).

В анкете, которую я отправляю владельцам цветочного бизнеса около 70 вопросов - мне на них отвечают перед тем, как я беру человека на индивидуальную консультацию. В процессе написания ответов, некоторые ошибки становятся понятны тому, кто отвечает. Но чтобы грамотно сформулировать вопрос, необходимо знать 90% ответа на него.

личный архив Александры
личный архив Александры

НП

Конкуренция - как правильно оценить свои шансы, найти УТП (уникальное торговое предложение), или может быть даже уйти из бизнеса?

АП

УТП нужно искать до момента открытия. Если ты открываешь то же самое, что открыли до тебя тысячи других людей - ты автоматически попадаешь в огромный алый океан конкуренции.

Подача изнутри - чего не хватает именно мне? Есть ли еще люди, которым это необходимо? Как правило, они есть - это и будет костяк той лояльной клиентской базы, на которой будет развиваться бизнес. Шансы на успех оценить наверное не может никто - иначе не было бы понятия предпринимательский риск. Но если ты выгодно отличаешься от других - не наличием дивана другого цвета и обстановкой, а именно товаром, его подачей, то шансы увеличиваются.

И считать: все считать - начинать с подсчета проходимости при выборе аренды. Если ты даешь покупателям то, что не дает никто, либо дает не в полной мере - это уже и УТП и конкурентное преимущество.

НП

Как продвигать свой бизнес с минимальным бюджетом? Обычно его почти нет. особенно на старте.

АП

Бесплатный способ - работа с собственной клиентской базой. Но для начала ее нужно собирать, желательно с первого дня работы, а это то, чем никто не занимается.

Соцсети - недорогой способ, довольно эффективный при условии, что ведением блога в соцсетях занимается владелец бизнеса, а не отдает на аутсорс.

Александра, конечно же, не раскрывала и 5% всех тайн этого бизнеса, но самое главное для меня лично - это акцент на том, что бизнес это прежде всего про деньги и цифры.

За более детальной информацией можно постучаться к Александре лично - этот опыт для будущих цветочников, я уверен, окажется бесценным.

22
Начать дискуссию