Загадки истории. Кем на самом деле был Жеводанский зверь, терроризировавший французских крестьян в середине XVIII века?

Шел 1764 год — первые годы правления Екатерины II Великой. Год был богат на события: издание указа Екатерины II о секуляризации церковных земель, и около 2 млн душ монастырских крестьян передано в ведение Коллегии экономии (бывшие монастырские крестьяне стали называться экономическими крестьянами) , покупка в Европе все той же Екатериной II 250 — ти картин, что послужило началом основания знаменитого на весь мир Эрмитажа в Санкт-Петербурге, массовое переселение немецких колонистов в Россию и Саратовское Поволжье, плохой урожай в Южной Италии, тем самым послужил волнением крестьян и горожан, и многое другое.

Екатерина II Великая. Фото взято из открытых источников.
Екатерина II Великая. Фото взято из открытых источников.

Но все эти события млекнут перед тем, что происходило во Франции.

Жарким июньским месяцем 1764 года в юго-восточной провинции Жеводан Королевства Франции некое волкоподобное существо открыло охоту на людей.

Впервые о звере услышали в июне 1764 года. В первый день лета того года огромное существо неизвестного происхождения пыталось напасть на женщину, которая посла коров в лесу Меркуар. По рассказам жертвы, гигантский, похожий на волка зверь выбежал из глубины леса и хотел было наброситься на нее, но стадо коров его отпугнуло. Так женщине удалось выжить…

Свое имя Жеводанский зверь получил по месту обитания – провинции Жеводан (в настоящее время – департамент Лозер) – которая располагалась на юге Франции (в Маржеридских горах) на границе регионов Лангедок и Овернь.

Фото взято из открытых источников.
Фото взято из открытых источников.

Первой погибшей от рук зверя стала девушка четырнадцати лет – Жанна Булле. Она была убита чудовищем в конце июня 1764 года недалеко от деревни Юбак.

В последний месяц лета того же года существо напало на двух детей (девочку и мальчика), в сентябре – еще на пятерых. К декабрю количество жертв увеличилось до двенадцати человек. Последнюю жертву в том году, Катрин Валли, женщину семидесяти лет, зверь убил в конце ноября, восстановившись после тяжелого ранения, полученного при встрече с охотниками.

К началу 1765 года от зверя пострадало двадцать семь человек. За его голову объявили награду, а по округе стали распространяться гравюры со схематичным изображением странного существа и просьбой о помощи в его розыске, уничтожении.

Именно в этой местности волкоподобный зверь-людоед активно охотился в период с 1764 по 1767 годы. За это время он нападал на людей около двух с половиной сотен раз, притом каждое второе нападение было летальным для жертвы.

За три кровавых года Жеводанского зверя власти города несколько раз публично объявляли о его смерти, однако спустя какое-то время жертвы появлялись вновь. На зверя охотились тысячи людей, проводились сотни облав. Его онтогенез до сих пор во многом остается загадкой, а установленный в Оверни (возле деревни Сог) памятник скорее создан в соответствии с мифологическими представлениями.

Жеводанский зверь.
Жеводанский зверь.

Еще осенью 1764 года, когда нападения участились, военный губернатор и граф де Монкан на борьбу с устрашающим существом отправил отряд из пятидесяти шести драгунов во главе с капитаном Жаком Дюамелем. Военные устраивали облавы, убили сотни волков, но жуткого зверя так и не нашли.

В октябре того же года зверя чуть было не убили охотники, наткнувшиеся на него у лесной опушки. Они открыли огонь по цели, находящейся на расстоянии десяти шагов. Но раны оказались не смертельными, и существо смогло скрыться в лесу. Охотники не растерялись, бросились по кровавому следу, но вместо этого обнаружили очередную жертву зверя – парня, убитого им незадолго до встречи с охотниками.

После встречи с охотниками Жеводанский зверь на время затаился, чтобы зализать раны. Но с наступлением зимы жертвы стали появляться вновь. Зверь стал нападать еще чаще, чем раньше. Так, в декабре он нападал на людей по два-три раза за день. В январе 1765 года ситуация несколько изменилась: зверь стал нападать через день. И все чаще люди выживали после нападения.

В середине января 1765 года Жеводанский зверь напал на группу детей разного возраста (среди которых был Жак Портфе). Они смогли отпугнуть зверя, бросая в него камни и палки. С того момента Фортуна отвернулась от зверя: людям чаще обычного удавалось уйти от него. Так что к середине сентября из ста тридцати четырех нападений, только в пятидесяти пяти случаях зверь смог добиться своего.

Жеводанский зверь по рассказам очевидцев. Фото взято из открытых источников.
Жеводанский зверь по рассказам очевидцев. Фото взято из открытых источников.

Жеводанский зверь. Попытки поймать.

К началу 1765 года подключается сам король Франции — Людовик XV.

Он проводит аудиенцию с тринадцатилетним парнем, пережившим нападение. Парень рассказывает о том, как ему пришлось встретиться лицом к лицу с чудовищем, — огромной тварью с огненными глазами, парнишка рассказывает, что отбился камнями и палками и благодарит Всевышнего за это чудо.

Выслушав его историю, Людовик дает ему 300 ливр за храбрость (парень отбился камнями и палками).

Газеты тем временем наводят шуму по всей Франции, рассказывая о монстре, которого свет еще не видел.

Король, понимая размеры нарастающей проблемы, приводит супер-профессионалов — отца и сына Д’Энневали, которые были настоящими легендами того времени, лично убившие более тысячи волков.

Они устраивают десятки огромнейших облав на Зверя: около 120 солдат, 600 местных жителей, тысячи ловушек кругом.

Но все безрезультатно. Монстр продолжает нападать на крестьян.

Мари-Жанна из деревни Полак отбилась от монстра и увековечила свое имя в истории. Рядом с ее поселком установили скульптуру, изображающую бесстрашную девушку, которая отбивается от волка.

Памятник Мари-Жанне. Фото взято из открытых источников.
Памятник Мари-Жанне. Фото взято из открытых источников.

Звероловы из Нормандии не справились с заданием правителя. Людовик доверил расследование Франсуа-Антуану де Ботерну, который был лейтенантом королевской охоты. Придворный числился «носителем личной аркебузы монарха». Парижанин привез с собой свору волкодавов и применил ту же тактику, что и предшественники.

Королевский охотник прочесывал Меркуар и окрестности. Лейтенант заявил, что убил пару сотен волков, но Жеводанский зверь не попадался. В сентябре 1765 года де Ботерн организовал масштабную облаву, которая не вызвала энтузиазм у крестьян. Парижанину удалось набрать полсотни добровольцев.

Рейд был удачным. Собаки напали на след волка, который оказался необычайно большого размера. Лейтенант выстрелил в животное и попал в шею, но зверь лишь на мгновение упал. Поднявшись на лапы, хищник стремительно побежал в сторону де Ботерна. Тогда второй охотник попал волку в голову, но тот вновь встал и напал на столичного зверолова. Прогремел третий выстрел, который стал смертельным для волка.

Королевский охотник не сомневался, что на земле лежит зверь, который терроризировал Жеводан. Габариты хищника поражали: 80 см в высоту и 170 см от носа до кончика хвоста. Волку вспороли брюхо и нашли доказательства тому, что животное съело человека. Из трупа зверя сделали чучело, которое выставляли в Версале. Король наградил охотника, а в Жеводане 2 месяца никто не сообщал о нападении гигантского волка.

Странное совпадение

Кстати, в облаве де Ботерна участвовал 57-летний охотник Жан Шастель и два его сына. Когда бездыханный волк лежал на земле, братья Пьер и Адриан поссорились, и дело дошло до рукоприкладства. Начальник облавы арестовал троих Шастелей и без долгих разбирательств отправил в тюрьму, где их держали 2 месяца. Вскоре после их выхода на свободу произошло новое нападение волка.

Волк, которого подстрелил Шастель, был меньше хищника, чье чучело красовалось в королевском дворце в Париже – всего метр от ушей до основания хвоста. Однозначный вывод охотникам сделать помешало описание внешнего вида зверя. Для волка у него были чересчур длинные передние лапы и череп слишком вытянутый. 19-сантиметровая пасть вмещала ряды острых как бритва зубов. Охотников удивили изогнутые клыки, которых они ранее не встречали.

Смерть хищника

В конце 1765 года лесное чудовище продолжило охоту на беззащитных людей. Зимой, весной и летом 1766-го Жеводан утопал в крови новых жертв. Число погибших за два года приблизилось к сотне. До Парижа доходили жалобы с юга, но Людовик смотрел на чучело зверя и считал, что с хищником покончено. Жеводанцы поняли, что на помощь из Парижа рассчитывать больше не стоит, поэтому боролись собственными силами.

Масштабные облавы не устраивали, но старались без острой необходимости в лес не ходить, а отправляясь в соседнюю деревню, брали попутчиков. Но зверь продолжал убивать до конца осени, пока внезапно не исчез на четыре месяца. Загадка ситуации в том, что жеводанцы специально не выслеживали зверя, а охотники не сообщали об убийстве огромного волка. Нападения возобновились весной 1767 года. Лесной монстр словно пережидал зиму, набирался сил, чтобы нанести новый удар. В апреле хищник совершил 8 нападений, а в мае – 19.

Летом жеводанцы самоорганизовались и выследили чудовище. Среди участников облавы был Жан Шастель, который присоединился к добровольцам после нападения зверя на племянницу. Однако охотник вел себя странно, чем привлек внимание других участников рейда. Крестьяне утверждали, что Жан зарядил ружье серебряной пулей, которая перед этим была освящена в церкви. Пока охотники искали следы зверя, осматривали кусты, Шастель вышел на опушку леса, встал на колени, открыл Библию и стал громко читать ее.

Сельчане с недоумением переглянулись, а затем услышали шорохи и рычание. Из кустов вылез огромный зверь, который направился прямо к Жану. Шастель выстрелил в монстра в упор. Пока зверь скулил и корчился на земле, он перезарядил ружье и вогнал в хищника вторую серебряную пулю, которая стала смертельной.

После данных событий нападения на крестьян прекратились.

Так кем на самом деле был Жеводанский зверь?

Теория гласит, что Жеводан атаковали четыре хищника. Первого прикончили через несколько месяцев после первого нападения. Второго застрелил королевский охотник. Третий попал в ловушку, после чего новых жертв не было 122 дня. Четвертого убил Шастель. Версия рассыпается из-за того, что у зверя, застреленного Жаном, в ноге нашли дробины, выпущенные крестьянами осенью 1764 года, когда в поисках участвовал драгунский полк.

Волки
Волки

Побег из зоопарка

Современные исследователи полагают, что крестьян мог терроризировать некий экзотический хищник. Животное сбежало из бродячего зверинца и обосновалось в лесах Жеводана. Или местный граф купил в Северной Африке льва, чтобы удивить гостей. Но зверь удрал во время транспортировки в поместье аристократа.

Атаковать жеводанцев могла гиена, молодой лев, который не обзавелся гривой, или ягуар. Повадки неизвестного монстра отражали отдельные черты этих зверей. Но в «чистом» виде в Жеводанском звере не угадывался ни лев, ни гиена, ни ягуар.

Ягуар
Ягуар

Реликтовый зверь

В лесах Жеводана могла орудовать небольшая стая волков, которые на сегодняшний день считаются вымершими. Например, подстреленный де Ботерном зверь по размерам соответствует Aenocyon dirus («ужасный волк»). Однако хищник жил на территории Северной Америки и исчез 13 тыс. лет назад. Возможно, в Европе был похожий вид, который пока не открыт палеонтологами. Есть версия ученых, что на жеводанцев нападала пещерная гиена, жившая в Европе около 11–14 тыс. лет назад.

Фото взято из открытых источников.
Фото взято из открытых источников.

Семья Шастелей

Считается, что Жан Шастель убил Жеводанского зверя. В его честь установлена стела в департаменте Лозер. Крестьяне относились к его семейству с подозрением и недоверием. Шастели жили на окраине деревни, не дружили с односельчанами. Младший сын Жана, Адриан, был в плену у средиземноморских пиратов. Француз несколько лет жил в Северной Африке и мог привезти с собой экзотическое животное в виде льва. Но сохранить в секрете от соседей это было невозможно.

Другая версия гласит, что Шастель-старший разводил крупных собак, которых использовал для охоты. Вероятно, он скрестил домашнего пса с волком. Один из волкособов сбежал, одичал и стал добывать пропитание самостоятельно, не брезгуя человечиной. Историю с Библией и серебряными пулями могли додумать крестьяне или журналисты, которые сочинили немало мифов о Жеводанском звере.

Таинственный дрессировщик и другие мифы

История с Жеводанским зверем не избежала мифологизации и случаев фальсификации. Семилетняя война отгремела, и газетам писать было не о чем, поэтому они цепко взялись за историю с хищником. Пока одни французы пытались найти рациональное объяснение, другая часть, более многочисленная, искала доказательства вмешательства сверхъестественных сил. По югу Франции расползлись пугающие слухи. Крестьяне знали, что волки в одиночку на людей не нападают, делают это только стаей. Быстро доминирующей версией стала легенда об оборотне или некоем исчадии ада.

Колдун-дрессировщик

От имени выживших ходили слухи, что во время нападения зверя в кустах прятался неизвестный. Суеверные крестьяне крестились и говорили, что это либо колдун, призвавший жителя преисподней на грешную землю, либо хитроумный дрессировщик-маньяк. Якобы некто натренировал хищника и с его помощью совершает преступления.

Подозрения падали на Шастелей. Поговаривали, что семейство собаководов вывело особую породу псов-людоедов. Припоминают и то, что нападений не было, пока Жан и его сыновья сидели в тюрьме. В начале XXI века натуралист Мишель Луис развил теорию, объяснив необычный окрас хищника. Он допустил, что Шастель накидывал на огромную собаку кабанью шкуру. Насколько удобно хищнику было охотиться в таком «наряде», натуралист не объяснил. Жан выдрессировал пса, но осознал чудовищность деяний, когда животное искусало племянницу.

Эпизод с чучелом тоже выглядит странно. Убитого зверя возили по деревням, пока трофей не стал издавать характерный запах. Шастель не спешил делать из волка чучело и отправлять его в Париж королю. Жан не чувствовал себя героем и хотел поскорее закопать тушу. Но местный умелец смастерил чучело, которое отправили правителю. Однако от него разил такой запах, что Людовик даже не стал подходить к нему, потребовав сжечь трофей. Награду от короля Шастель не получил и довольствовался тем, что местные собрали для него 72 ливра.

Оборотень или человек-гиена

Альтернативная история рассказывает о том, что младшего сына Жана Шастеля во время путешествия укусил один из вервольфов или вергиен, и он сам стал обращаться. У Жана не хватило духа убить Адриана, поэтому он прятал его. Когда число нападений перевалило за сотню, а среди потенциальных жертв оказалась родственница, Шастель решил остановить сына.

Ходила легенда, что Адриан, проведший несколько лет в Африке, попал под влияние неких шаманских практик. Среди племен, живших южнее Сахары, например, в Нигерии, был известен феномен под названием «люди-леопарды» или «люди-гиены». С ними десятилетиями боролись и колониальная администрация, и христианские миссионеры. «Люди-гиены» совершали ритуальные убийства, подражая хищникам.

История, разворачивавшаяся в лесах Жеводана, трактуется и с точки зрения мифологии алгонкинов – группы коренных народов Северной Америки. Они верили в вендиго – духов-людоедов, которые могут вселяться в человека.

Интересные факты

Зверь, терроризировавший жителей Жеводана, убил около 120 человек, совершив 250–300 нападений на людей. Но реальность такова, что исследователи не могут точно ответить, кем был Жеводанский зверь. Он мог быть волком, реликтовым хищником или маньяком, который использовал дрессированное животное и параллельно раздувал историю в прессе. Изображения зверя не имеют ничего общего с человеком или животным, которое известно науке.

Однако в мире случались похожие случаи, когда хищник атаковал населенные пункты. В индийском округе Рудрапраяг в конце 1910-х и 1-й половине 1920-х орудовал леопард-людоед, который убил не менее 125 человек. Зверя застрелил английский охотник Джим Корбетт. Он же расправился с Чампаватской тигрицей, которая в начале XX века терроризировала жителей Непала и индийского региона Кумаон. Считается, что она убила 436 человек.

Источник

Начать дискуссию