Первый в мире танк. Новая эра боевых машин

Британская пехота. Фото взято из открытых источников.
Британская пехота. Фото взято из открытых источников.

Первая мировая война к 1915 году начала заходить в тупик и таким образом превратилась в позиционную, окопную. В то время уже пехотные, кавалерийские и другие подобные атаки на эшелонированную оборону не приносили должного результата, в связи с чем атака не имела перспектив и стоило это огромных потерь

На фронте в то время уже во всю действовали разнообразные бронеавтомобили. Но у всех тяжелых броневиков был один недостаток – очень плохая проходимость. Однако их успешность наводила на мысли о создании более мощной и везде-проходимой технике.

Именно тогда многим военным начала приходить в голову мысль о том, что проблемы смогут решить так называемые «танки» (в то время еще не было такого названия) .

Начало

Уинстон Черчилль, занимавший в то время должность министра военно-морского флота, предложил премьер-министру Герберту Асквиту создать новую боевую машину, которая смогла бы справиться с трудностями «окопной» войны. Для этих целей он предложил использовать трактор, который предполагалось обклеить стальными листами и перевести на гусеничный ход. Однако, до поры до времени, весь проект так и остался существовать лишь на бумаге.

От мыслей к действию.

В ходе боевых действия, а также столкнувшись с окопной жизнью, Черчилль вновь возвращается к идее создания бронемашин. Он готовит для правительства документ «Варианты наступления», в котором пытается убедить чиновников в необходимости создания нового вида вооружения. По его мнению, новые бронемашины, одновременно изрыгающие огонь и неуязвимые для противника, смогут, прикрывая собой с десяток солдат, взбираться на склоны гор, сметать заграждения из колючей проволоки, подходить вплотную к вражеским окопам и брать их штурмом, обстреливая непрерывным, всепоглощающим огнём.

Попытки создания танка.

После возвращения в Уайтхолл у Черчилля хлещет энергия и амбиции, засучив рукава он старается претворить свои идей в жизнь. После многочисленных дискуссий и обсуждений с военными специалистами, ему это удаётся. Начинается проведение первых тестовых испытаний.

Среди всего прочего, военные инженеры предлагали использовать вместо колёсного автомобильного шасси — гусеничное. Своего рода гусеничные тракторы к тому времени уже активно производились в различных странах (преимущественно в Америке), и их технологии в целом были отработаны. В военные институты Великобритании начали поступать проекты изобретений боевых машин на гусеницах, так сказать «сухопутные крейсеры», которые можно описать как джип на гусеничном ходу, или трактор на гусеничном ходу. Все результатам испытаний признаны бесперспективными.

Наконец-то.

И так весной 1915 года при британском Адмиралтействе был создан специализированный «Комитет по сухопутным кораблям». Создание этого института координировала Военно-морская авиационная служба. Она была очень заинтересована в таких бронированных боевых машинах для охраны своих континентальных береговых баз. И в 1916 году было осуществлено создание танка. Название, которого с английского переводится как «бак». Такое название машина получила для маскировки, чтобы противник думал, что по железной дороге перевозят именно баки.

После успешного прохождения испытаний в производство поступило в районе ста танков Mk. 1 (MarK – 1). Танк выпускался в двух вариантах или точнее модификациях – Male и Female (Самец и Самка) . У первого на вооружении были пулеметы и две 57-миллиметровые пушки, а у второго – только пулеметы.

Первый в мире танк. Новая эра боевых машин

Применение.

Впервые MarK-1 был использован английской армией против немецких войск 15 сентября 1916 года во Франции, в «Битве на Сомме». В ходе боя выяснилось, что конструкция танка сконструирована ненадежно, не доработана, и как итог, из 49 машин, которые англичане подготовили для атаки, на исходные позиции выдвинулось только 32 (17 танков вышли из строя из-за неполадок) , а из этих тридцати двух, начавших атаку, 5 застряло в болоте и 9 вышли из строя по техническим причинам. Такие дела.

Тем не менее, оставшиеся 18 танков смогли продвинуться дальше, вглубь обороны на 5 км, и самое удивительное что потери англичан в этой наступательной операции оказались в 20 раз меньше обычных.

Танк преодолевал проволочные заграждения и траншеи и окопы шириной примерно 2,7 метра. Броня держала попадания пуль и осколков снарядов, однако не могла вытерпеть прямого попадания снаряда.

Конечно из-за малого количества танков фронт не удалось прорвать окончательно, но вместе с тем новый вид боевой техники показал свои возможности и имело место быть, что танки имеют большое будущее. В первое время после появления танков на фронте, немецкие солдаты боялись их как огня.

MarK-1. Фото взято из открытых источников.
MarK-1. Фото взято из открытых источников.

Как итог проект создания танка удался. И когда пришло время славы, Королевская комиссия, которая занималась присуждением наград за большие технические прорывы заявила, что «идея использовать танк в качестве оружия смогла воплотиться в жизнь благодаря настойчивости и смелости Уинстона Спенсера Черчилля». Но тот удивил всех отказавшись от каких-либо наград и сказал следующее — «мои идеи и моё время всецело находятся на службе государства».

Источник

Начать дискуссию