Отказное письмо: что это такое, как получить и сколько стоит

Сейчас стала популярной торговля на маркетплейсах, но для этого необходимо оформить либо сертификаты на продукцию, либо, если товар не подложит сертификации, то нужно предоставить отказное письмо.

Отказное письмо: что это такое, как получить и сколько стоит

Рассказываем подробно, о том что такое отказное письмо, как и где его можно оформить, какие товары можно продавать на маркетплейсах без сертификатов и деклараций соответствия?

Что такое отказное письмо?

Отказное письмо — документ о том, что продукция не подлежит сертификации и обязательному декларированию соответствия. Оформляются эти документы на отечественные и импортные товары.

Выдаются такие письма органами по сертификации, аккредитованными в российской службе по аккредитации «Росаккредитация».

Получают отказные письма, чтобы официально подтвердить тот факт, что указанная в нем продукция может реализовываться в России без сертификата соответствия либо декларации о соответствии.

Сколько стоит оформление отказного письма на товар и можно ли его получить бесплатно?

  • Стоимость отказного письма варьируется в районе 3000 рублей;

  • Документ можно оформить в течение 1 рабочего дня;

Расценки на услуги по сертификации совершенно разные. Цены зависят от компании, в которую вы обратитесь. В органах сертификации стоимость письма может варьироваться от 3 000 до 4 000 рублей. У посредников цена начинается от 5000 рублей. Ничего удивительно, все хотят заработать.

Бесплатно получить отказное письмо по сертификации нельзя сказать, что совсем уж нереально, но маловероятно. Возможно и найдутся такие исполнители, которые готовы бесплатно поработать, но обычно это платная услуга.

Отказное письмо — это добровольный документ

В законе о техническом регулировании РФ и технических регламентах Таможенного Союза требований, обязывающих предпринимателей оформлять отказные письма на товар нет. Письма носят исключительно справочный характер.

Зачем же их тогда оформляют?

  • Отказное письмо получают для предоставления надзорным органам, например со стороны Роспотребнадзора в случае проверки, чтобы доказать, что реализуемый товар действительно не подлежит сертификации.
  • Чаще всего отказное письмо оформляют для реализации товаров через маркетлейсы или торговые сети. Тут все аналогично, оформляются они, чтобы подтвердить, что на реализуемый вашей компанией товар не нужно получать сертификаты качества и декларации о соответствии.

На какой срок выдаются отказные письма?

Отказное письмо на товары выдаётся без срока действия. Но тут есть одна тонкость. В каждом документе указывается такое пояснение: письмо действительно до вступления в действие изменений в законодательные акты РФ или технические регламенты Таможенного Союза. Когда будут внесены эти изменения, ни кто естественно не знает, поэтому срок действия не отражается.

Обычно такие изменения вносятся один раз в год, но бывает и чаще. Чтобы понять, требуется ли обновление ранее оформленного отказного письма о сертификации, необходимо проверить, были ли внесены изменения именно по вашей продукции в Постановление Правительства РФ № 2425 от 23.12.2021 или действующие технические регламенты Евразийского экономического союза.

Если изменения не вносились по реализуемым вашей компанией товарам, то ничего переоформлять нет необходимости. Можно вопрос мониторить самостоятельно, но проще обратиться в ту организацию, в которой Вы ранее получали отказное письмо.

На кого можно оформить отказное письмо?

  • Получить отказное письмо по сертификации может любая организация (ИП, ООО или самозанятый) . Это может быть производитель, импортер или просто торговая компания, занимающаяся перепродажей товаров на маркетплейсах. Дело в том, что в отказных письмах не указывается информация о производителе и даже о стране происхождения. Следовательно, ни каких сложностей и ограничений в плане оформления нет.
  • А вот с сертификатами все наоборот, там документы можно оформить только на российского производителя или импортера в статусе резидента РФ, который официально ввозит импортный товар через таможню. Но это уже другая история и мы расскажем об этом в следующем материале.

Какое количество продукции можно внести в отказное письмо?

В отказном письме можно указать примерно 10-12 наименований. Больше просто физически невозможно отразить. Приложений к письмам не существует. Поэтому вся отражаемая информация должна уместиться на стандартом листе формата А4., а это же не бесконечный носитель информации.

Нужно же отразить не только перечень товаров, но и реквизиты центра сертификации, реквизиты компании заявителя, нормативные акты и технические регламенты, а также коды ТН ВЭД, которые указываются отдельно по каждому наименованию продукции.

Где можно оформить отказное письмо на товар?

Получить отказное письмо можно любом региональном центре сертификации. Чьи условия кажутся более привлекательными, там и оформляете. Главное условие, чтобы сертификационный орган был аккредитован в «Росаккредитации».

Не важно, где территориально зарегистрирована ваша компания и сертификационный центр, в котором вы планируете заказать оформление отказного письма.

А вот цены на услуги конечно могут отличаться. Например, в Москве количество компаний, оказывающих услуги по сертификации намного больше, чем в любом другом регионе РФ. Следовательно, конкуренция выше и многие организации демпингуют стоимость услуг, чтобы наработать клиентскую базу. Этим можно воспользоваться при выборе исполнителя и подобрать наиболее выгодные условия оформления.

Возможно ли сделать отказное письмо самостоятельно?

Самому себе выписать отказное письмо нельзя. Точнее можно конечно, но юридической силы оно иметь не будет. Сценарий «Сам себе режиссер» неуместен.

Отказные письма должны оформляться независимой стороной. Ну и самое главное, организация должна быть иметь статус аккредитованного органа по сертификации.

Даже при выгрузке копии письма в кабинете маркеплейса, нужно указывать номер аттестата аккредитации органа, который выдал отказное письмо. Идея самостоятельного оформления не имеет перспектив.

Если Вы перепродаете товар, то можете запросить отказное письмо у поставщика. Такой вариант подойдет для работы с маркетплейсами. Единственный минус этого варианта, что «засвечиваются» данные поставщика товара, так как указываются реквизиты получателя. Если не критично для Вас, то это рабочий вариант и бесплатный.

Пример отказного письма по сертификации

Образец <br />
Образец

Какие товары можно продавать без сертификата?

Закрепленного на законодательном уровне перечня продукции, не подлежащей обязательной сертификации и декларированию, на которую можно оформить отказное письмо в России нет. Есть только перечень товаров, подлежащих сертификации/декларированию в системе ГОСТ Р (постановление Правительства № 2425) и технические регламенты Таможенного Союза.

Если продукция не указана в нормативных документах, то товар можно продавать по отказному письму. Самостоятельно разобраться в этом вопросе конечно же можно, но гораздо проще отправить запрос по интересующей Вас продукции в орган по сертификации — сэкономите уйму времени и это будет точнее.

В любом случае, при подаче заявки на получение отказного письма, сертификационный орган проверят все указанные товары на предмет принадлежности к декларированию соответствия и обязательной сертификации. Так что можете сразу подавать заявку. Те товары, на которые оформление информационного отказного письма невозможно, просто отфильтруют.

Пример продукции, не подлежащей сертификации

  • Бижутерия из любых материалов;

  • Ювелирные украшения;

  • Свечи, в том числе ручной работы;

  • Аксессуары для волос, кроме детских;

  • Аромадиффузоры и другие виды ароматизаторов, кроме аэрозольных;

  • Елочные украшения;

  • Товары для домашних животных, кроме кормов;

  • Картины и постеры;

  • Сувенирная продукция;

  • Посуда и кухонные аксессуары из дерева;

  • Рыболовная продукция;

  • Канцелярские принадлежности;

  • Очки солнцезащитные и оправы;

  • Крепежные элементы (шурупы, гвозди, гайки и так далее);

  • Искусственные и живые цветы;
  • Салфетки для уборки;

  • Принадлежности для маникюра и педикюра;

  • Настольные игры, кроме детских;

  • Массажеры механические;

  • Спортивные тренажеры и инвентарь.

Также можете проверить перечень товаров, не подлежащих сертификации и убедиться, что на интересующую Вас продукцию не нужны сертификаты и декларации.

Есть нюанс. Изделия, работающие от любых источников питания (электросеть, аккумуляторы или батарейки) подлежат обязательной сертификации либо декларированию соответствия, вне зависимости от области применения. Например, выше указано, что на товары для животных можно получить информационное отказное письмо, так как на них не требуется сертификат. Но машинки для стрижки животных работают или заряжаются от сети (есть источник питания) и они подлежат сертификации.

Аналогичная ситуация и с продукцией, предназначенной для детей и подростков. На бижутерию не требуется получать сертификат, на эту категорию товара достаточно отказного письма. Но если она предназначена для детей, то требования уже другие — нужно оформлять сертификат соответствия ЕАС.

Какие требования предъявляют маркетплейсы?

Тут все просто, предоставленные документы на товар, которые Вы собиратель продавать через маркетплейсы должны быть легитимными. Требования Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет в отношении сопроводительной документации совершенно прозрачны и поняты.

Сертификаты качества, а также декларации должны быть зарегистрированы в электронном реестре Росаккредитации. Проверить подлинность обязательных документов (сертификатов и деклараций соответствия) элементарно.

Для этого нужно перейти в вышеуказанный реестр, в соответствуем разделе вбить номер документа и нажать кнопку поиска. Появится информация, актуален документ или нет. Бывает и такое, что сертификат действительно был оформлен, но отправлен в архив и значится не действующим. Такое может быть по двум причинам: срок действия закончился или же он был оформлен с нарушениями и был аннулирован.

Подлинность отказных писем проверить через реестр нельзя, такого реестра просто нет, так как письма относятся к разъяснительной документации, а не регламентирующей, в отличие от сертификатов соответствия и деклараций. Поэтому основное условие маркетплейсов — отказное письмо должно быть выдано аккредитованным сертификационным центром. Если у покупателя или сотрудника маркетплейса возникли сомнения в подлинности, то можно отправить запрос в сертификационный центр, приложив копию или просто указать его номер и дату выдачи.

33
Начать дискуссию