Почему ваш интернет-магазин нуждается в AI-консультанте: топ причин и живой кейс интернет-магазина

Привет, коллеги! Хочу поделиться опытом внедрения AI-консультанта “полного цикла” в знакомый интернет-магазин электроники (названий не будет, чтобы не приняли за рекламу). ИИ должен был нарастить конверсию в покупку за счет потерянных клиентов и самостоятельно, без помощи человека доводить посетителя сайта до оформления заказа. “Полного цикла” – это от выбора до доставки и допродажи (апселл). С посетителями AI работал только через чат, входящими звонками занимались люди.

TL;DR (для нетерпеливых) – дело было непростое, но результат того стоил. Если вы из екома и сомневаетесь, стоит ли связываться с ИИ, кейс покажет, как это работает на практике и какие конкретные результаты можно получить.

После 6 месяцев использования AI-консультанта интернет-магазин имеет:

- Рост конверсии: +18%

- Увеличение среднего чека: +15%

- Рост повторных покупок: +32% (за счет фолоуапов в мессенджерах)

А теперь подробнее, почему и как это принесло пользу интернет-магазину

“Роботы всесильны, жаль, роботы – не мы” (с) Кибердеревня

Сразу скажу, что успех внедрения любого сервиса автоматизации зависит от качества его настройки, сценариев и интеграции с существующими бизнес-процессами. Это не магическая таблетка, а инструмент, он требует грамотного подхода к внедрению и использованию. То есть как минимум вы должны понимать, какие у вас проблемы и что конкретно хочется исправить, в чем будет выражен конкретный результат, что должно быть сделано или сказано. И осознавать, может ли это исправить именно ИИ-консультант или проблема лежит в иной плоскости.

Изложу на примере друзей-коллег из екома.

Почему ваш интернет-магазин нуждается в AI-консультанте: топ причин и живой кейс интернет-магазина

Пробовали догонять потеряшек и конвертировать их с помощью живых консультантов, делать рассылки, общаться в чате. Увидели, что клиенты проявляют интерес, но столкнулись с ростом затрат и низким качеством коммуникаций. Решили автоматизировать процесс с помощью ИИ. Надеялись, что ИИ не будет сильно тупым и не станет раздражать клиентов (как минимум).

Типы AI-консультантов

Базовые чат-боты с элементами ИИ

- Простые, работают по заготовленным сценариям

- Умеют распознавать типовые вопросы

- Подходят для небольших магазинов с простым ассортиментом

Пример из практики: Мой коллега внедрил такого бота в магазин спортивного питания. Бот отлично справляется с базовыми задачами: подбирает протеин по параметрам, советует добавки для разных целей, отвечает на вопросы о составе. Стоимость внедрения – от нескольких сотен тысяч рублей.

Продвинутые AI-ассистенты

- Используют машинное обучение

- Понимают контекст разговора

- Умеют работать с каталогом и характеристиками товаров

- Интегрируются с CRM и складом, иногда с веб-аналитикой

Реальный кейс: В "М.Видео" такой ассистент не только консультирует по технике, но и отслеживает наличие товаров, сравнивает характеристики и даже может зарезервировать товар в конкретном магазине. Инвестиции по нашим сведениям серьезнее – от нескольких миллионов рублей на старте.

Комплексные AI-системы

- Полная интеграция со всеми бизнес-процессами

- Предиктивная аналитика

- Персонализированные рекомендации

- Омниканальность

Доступный пример из глобального рынка: Amazon использует такую систему в своем онлайн-консультанте. Она не только помогает с выбором, но и прогнозирует потребности клиента, анализирует историю покупок и даже предупреждает о возможных проблемах с товаром.

Понятно, что продвинутые системы – это не какой-то единый супер-робот, а набор модулей, компонентов, например, нескольких нейронок, скриптов аналитики и так далее. Здесь лично мне было неважно, что там у платформы внутри. Было важно, чтобы все компоненты собирались на стороне вендора и выполняли мои задачи.

Где еще можно подсмотреть работающие решения

Глобальные примеры, на чей опыт стоит обратить внимание, и их особенности (далеко не все, конечно):

Best Buy (США)

- AI-консультант интегрирован с геолокацией

- Проверяет наличие в ближайших магазинах

- Предлагает записать на консультацию к специалисту

Alibaba (Китай)

- AI работает на нескольких языках

- Распознает товары по фото

- Подбирает аналоги с разных складов

Как выбиралось решение (чек-лист)

По итогам прошлого года команда интернет-магазина решила рискнуть и насколько возможно полно заменить живых консультантов чата роботом – и проверить, возможно ли это, эффективно ли. О проблемах будет ниже, а пока вот чек-лист – может пригодиться.

1. Сначала команда определила приоритеты. В ее случае основными стали:

- Интеграция с 1С и Jivosite

- Работа с каталогом 10 000+ товаров

- Понимание технических характеристик товара

- Автоматическое обучение на основе диалогов сейлзов и клиентов из CRM

2. Протестировали три варианта, хотя склонялись к готовому решению от вендора:

- Простой бот (в итоге не потянул сложные запросы и аналитику)

- Самописное решение (дорого в поддержке, идея была оптимизировать расходы)

- Готовая AI-платформа с персонализированной настройкой под интернет магазина(то, что нужно).

3. Составили список требований к вендору. Здесь обозначены ключевые моменты, и вам советую указать только критичные факторы, чтобы желаемое не конфликтовало с реальностью:

- Опыт работы в рознице

- Техподдержка 24/7

- Возможность кастомизации

- Разумная стоимость владения

- Минимум головняка с технической стороны (настройки, интеграции…)

- Российское решение (есть в реестре российского ПО и т. п.)

В случае знакомых идеальным решением стала коммуникация в привычном окошке чата Jivosite, который установлен у них на сайте. Подключались через API мессенджера, техподдержка вендора настраивала и подключала AI-консультанта самостоятельно, а они только сообщили данные API. Еще инженеры вендора попросили доступы в их CRM, чтобы дообучить нейросети на живых примерах взаимодействия сейлзов и клиентов.

Процесс внедрения на практике (или сколько времени ждать до старта)

До полноценного запуска ребята потратили 2 месяца. Много это или мало? Я считаю, что внедрение и полноценный запуск ИИ за 8 недель – это быстро.

2 недели подготовки. Что делали:

- Выгрузили каталог товаров

- Подготовили базу знаний совместно с вендором

- С помощью вендора настроили интеграции

1 месяц тестирования. За это время они:

- Запустили на 20% трафика

- Анализировали диалоги

- Корректировали сценарии

- Дообучали систему, тестировали новые метрики и KPI для консультантов-людей

2 недели на полный запуск, а конкретно:

- Постепенно увеличивали нагрузку

- Отлаживали проблемные места

- Обучали персонал работе с системой

Как это работает: проблема, решение, результат

Как и было сказано выше, ребят из кейса не обошел рост затрат на персонал (особенно на консультантов – попробуй найди толкового) и требовательность, разборчивость покупателя: клиенты хотят ответов здесь и сейчас, а не "оставьте ваши контакты, мы перезвоним завтра". Каждый второй покупатель не то что ждет, а прямо требует индивидуального подхода. Еще нужно как-то выделяться на фоне конкурентов.

В итоге, устав от постоянной текучки консультантов и необходимости разруливать конфликты из-за "человеческого фактора", они решили, что прогресс в этой ситуации поможет. А еще посчитали затраты на содержание штата и прослезились.

При этом, конечно, очень хотелось трансформировать возросший трафик в деньги, систематизировать редкие успехи консультантов в чате, превратить их в нормальный процесс. Короче, получить нормальный источник денег без колоссальных затрат.

Что в итоге? В итоге пока что все хорошо, даже отлично. Для конкретики повествования я выделил

Топ ситуаций, где полноценный ИИ-консультант их спас

Минимизация человеческого фактора

Знаете ситуации, когда консультант игнорируя скрипты и банальную вежливость отвечает клиенту "как получится"? У здесь такое бывало и не раз, особенно в конце рабочего дня или под конец недели. А если клиент в такой момент не в духе, цепляет консультанта и все, диалог провален.

Что изменилось с AI:

- Больше не слышно "я устал" или "у меня обед", у сейлзов пропала необходимость возиться и с “потеряшками”, и со стажерами.

- Каждый клиент получает одинаково качественный сервис

- Никаких перепалок с недовольными покупателями – нет эмоций, нет рискованных реакций. AI всегда готов уступить.

Реальный пример: раньше у ребят было около 15-20 жалоб в неделю на хамство или некомпетентность консультантов в чате, причем неважно, был ли неправ сам консультант. После внедрения AI число жалоб упало до 3-4, и те в основном по техническим причинам..

Как это влияет на конверсию (спойлер: положительно)

Давайте на конкретном примере. У ребят в магазине большой раздел с ноутбуками. Раньше живой консультант мог обработать максимум 3-4 запроса одновременно, и то не факт, что качественно. Теперь он подхватывает заказ после оформления и способен оперировать десятками диалогов. И человек прокачивается и зарабатывает премию, и показатели растут. Текучки кадров стало меньше, проблем с онбордингом – тоже меньше. Никто не дергает старших, не просит разобраться с диалогом, подсказать ТТХ, рассказать, что делать, если…

Что делает AI, пошагово, как пример:

1. Мгновенно анализирует, что смотрел посетитель, на каких страницах, где он сейчас и какой товар смотрит

2. Предлагает сравнить характеристики товаров

3. Подсказывает альтернативы с лучшим соотношением цена/качество, мягко подводит к покупке более достойного варианта

Пример диалога: 
Пример диалога: 

Результат: конверсия в разделе ноутбуков выросла на 23%. Причем средний чек по сайту увеличился на 15% – AI лучше объясняет преимущества более дорогих моделей. В каком смысле лучше? Не как “при инструктаже по-своему понял, потом половину забыл”, а ровно так, как предполагают и излагают маркетинг и отдел продаж.

Работа с лояльностью

Здесь все просто – AI не забывает, не теряет информацию и всегда помнит предпочтения клиента. Остается вежливым и внимательным, что бы клиент ни творил.

Почему ваш интернет-магазин нуждается в AI-консультанте: топ причин и живой кейс интернет-магазина

У ребят это тестовая фича, скоро планируют развернуть на все соцсети и мессенджеры, результат радует. За 6 месяцев 32% клиентов вернулись за дополнительными покупками после такого фоллоу апа. Оказалось реально удобнее рассылки, такой персонализированный маркетинг. В почте не настроишь 100500 вариантов скидок и предложений исходя из предыдущих покупок каждого контакта.

Маржинальность и средний чек

Честно – сначала пугало, что AI будет тупо впаривать самое дорогое. Но нет, все работает умнее.

Как это происходит, пошагово:

1. AI видит, что клиент смотрит бюджетный принтер

2. Предлагает сравнить стоимость печати:

- Дешевый принтер + дорогие картриджи

- Принтер подороже + экономичные расходники

3. Показывает расчет на год/квартал… вперед

Результат: потенциальный клиент часто выбирает более дорогую модель, понимая выгоду. Маржа интернет-магазина выше, клиент доволен – все в плюсе.

Работа с негативом

Вот тут AI невероятно спасает. Помните ситуации, когда разъяренный клиент пишет в час ночи? Раньше это превращалось в проблему, теперь, пошагово:

1. AI мгновенно реагирует

2. Сам собирает всю информацию

3. Быстро, без паузы предлагает варианты решения

4. Если нужно, эскалирует вопрос команде поддержки

Почему ваш интернет-магазин нуждается в AI-консультанте: топ причин и живой кейс интернет-магазина

Интеграция с логистикой

Отдельно стоит сказать про связку ИИ-консультанта с доставкой – это просто космос, потому что консультант без напоминаний, задержек и потерь информации спокойно:

- Отслеживает статус заказа

- Предупреждает о возможных задержках

- Предлагает альтернативные варианты доставки

- Напоминает о необходимых документах

Типичные сценарии использования (с чего удобнее стартовать)

Вообще, такого типа консультант осуществляет всю покупку от выбора до доставки, и в принципе ведет клиента, делает допродажу и т. п. Знакомые начали с нескольких процессов и сейчас активно отрабатывают четыре основных сценария, остальные работают в тестовом режиме. Вот примеры диалогов и типы этих сценариев.

Главное – Конверсия из потеряшки в покупателя (то, на что изначально рассчитывали)

AI-консультант помогает принять решение о покупке, даже если посетитель не добавил товар в корзину, изучив карточку товара. Как уже было сказано, он не парит посетителю мозг недосказанностью, требованиями дать почту, телефон и бессмертную душу. Он старается максимально проинформировать клиента по интересующему его товару и рассказать об аналогах. Здесь ИИ работает в связке с алгоритмами аналитики, он “видит”, где ходил посетитель, на каких страницах был, что смотрел, что смотрит сейчас. Видит, наблюдает и спустя время инициирует диалог.

AI: Здравствуйте! Варочная панель Asko HCL634G – отличный выбор для современной кухни. Обратили ли Вы внимание на её функцию "stop&go" для сохранения настроек? Что для Вас важно при выборе техники?

Простые консультации

Клиент: Какая диагональ у iPhone 13?

AI: У iPhone 13 диагональ экрана 6,1 дюйма. Хотите сравнить с другими моделями? У 13 mini - 5,4 дюйма, у 13 Pro Max - 6,7 дюйма.

Сложный подбор

Почему ваш интернет-магазин нуждается в AI-консультанте: топ причин и живой кейс интернет-магазина

Техническая поддержка

Клиент: Не работает новый принтер

AI: Давайте разберемся пошагово:

1. Модель принтера у вас [модель из заказа]?

2. Какую ошибку показывает?

3. Драйверы с нашего сайта устанавливали? Проведу вас через процесс настройки.

Замечание по ТП: ребята скормили ИИ множество PDF-инструкций к разной технике, плюс дополнительные доки к сопутствующему инвентарю. Так он научился настраивать оборудование, понимать, встанет ли такой-то монитор на такой-то компьютерный стол или полку, влезет ли этот стол или полка в комнату с конкретным метражом – и многому другому.

Пара советов по внедрению

Есть ли, цитируя мем, нюансы, подводные камни? Здесь на практике выявились две ситуации, у кого-то их будет больше. Рассказываю:

Номер раз. Пришлось повозиться с обучением персонала.

- Проблема: сотрудники боялись потерять работу

- Решение: показали, как AI упрощает их задачи. Создали новые цели и KPI для живых людей в связке с ИИ. Можно рассказать об этом подробно, если хотите

Номер два. Довольно долго бились над настройкой сценариев.

- Проблема: много специфических запросов

- Решение: постепенно дополняли базу знаний

От своих коллег по интернет-торговле я слышал о третьей проблеме.

Ребят из кейса она не коснулась, так как интеграцию выполнял вендор + их CRM не вызвала вопросов. Тем не менее, упомяну сложность интеграции с legacy-системами.

- Проблема: старая CRM у коллег не имела API

- Решение: коллеги сами написали промежуточный сервис

Если решите внедрять ИИ по схеме кейса и потребностям, вот что крайне важно учесть:

Не экономьте на настройке. Потратьте время на проработку сценариев, научите AI правильно определять проблемные ситуации, настройте интеграцию со всеми системами – или доверьте сложные задачи инженерам вендора.

Начните с простого. Сначала базовые консультации, как если бы вы онбордили нового консультанта. Потом подключайте сложные функции и постепенно расширяйте возможности вашего “сотрудника”.

Следите за метриками! Иначе вовремя не скорректируете поведение консультанта и рискуете получить очередного раздражающего бота. Метрики следующие:

- Конверсия по разным категориям

- Удовлетворенность клиентов

- Скорость решения проблем, особенно если ИИ работает в техподдержке

Почему ваш интернет-магазин нуждается в AI-консультанте: топ причин и живой кейс интернет-магазина

Что дальше: планы по развитию и выводы

Технологии не стоят на месте. Вскоре ребята планируют запустить:

- Предиктивную аналитику для прогноза спроса

- Автоматическое обновление сценариев общения

- Интеграцию с соцсетями для омниканального обслуживания (сейчас работает в тестовом режиме и не во всех соцсетях)

- Подключение чата на казахском. Собираются выходить в Казахстан, у вендора есть поддержка казахского

Вот такой вот кейс получился! А вообще, как я уже писал в начале, AI-консультант – это не волшебная таблетка, которая решит все проблемы. Это рабочий инструмент, который при правильной настройке серьезно упрощает жизнь и вам, и вашим клиентам. Да, придется повозиться с тестами, процессами, но результат того стоит.

P.S. Если есть конкретные вопросы по развертыванию, сценариям и результатам – пишите в комментариях, поделюсь опытом подробнее.

88
5 комментариев

а где пруфы по цифрам? то что это конверсию увеличивает — ок, юзеру меньше действий совершать

а как это на средний чек влияет вообще

сейчас у меня крутится один из чат-ботов: на средний чек никак его подключение не повлияло. там только сокращение издержек на фот и проч: да и то мб со снижением качества

слабо верится извините)

Сколько за интеграцию-то в итоге вышло?

Интересно, а как реагируют клиенты на переход от живого общения к ИИ? Внедрение технологий сильно влияет на доверие

Не очень понимаю: сначала речь шла про автоматическое обучение, а потом - "проработайте сценарии, научите AI распознавать проблемные ситуации". Если его тоже учить придётся, есть ощущение, что времени на это придётся потратить столько же, сколько на стажировку реального менеджера..

Получается, что AI собирает кучу данных, в том числе и персональных и банковских. А предусмотрена ли какая-то защита от утечек?