Как оптимизировать расходы на антитеррор без снижения эффективности системы безопасности

March 25, 2024

Направление антитеррора является высокоинтеллектуальным с точки зрения доведения информации до конечного пользователя. Известно, что составить грамотно документ, в котором будет доходчиво и логично разъяснена необходимая информация могут далеко не все. Но даже если инструкция или порядок действий разработаны на высоком метрологическом уровне она требует постоянного совершенствования, которое возможно при наличии обратной связи. Такая работа проводится в очень редких случаях. Даже крупные игроки на рынке не уделяют антитеррору должного внимания, у них даже отсутствуют подразделения, которые этим занимаются непосредственно в рамках своего функционала. Как правило, это назначенный человек, который отвечает еще за пожарную безопасность, гражданскую оборону и предотвращение чрезвычайных ситуаций, иногда даже ещё за охрану труда.

Действительно, антитеррор при создании эшелонированной обороны взаимодействует со всеми этими подразделениями, но выполнять данный функционал один человек просто физически не в состоянии и не может обладать подобными компетенциями в каждом направлении.

Учитывая существующую и нормативно-правовую базу в этом направлении, которая является очень верхнеуровневой, сотрудникам приходится досконально разбираться в системах безопасности и самостоятельно дорабатывать и додумывать требования к антитеррору, например, системам видеонаблюдения.

Например, в Постановлении Правительства РФ от 19 октября 2017 г. № 1273 указаны требования антитеррористической защищенности торговых объектов. В пункте 31 указано: «Система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на территории торгового объекта (территории), архивирование и хранение данных». Очень расплывчато сказано. Покрыть системой видеонаблюдения весь объект очень дорого, одна камера – не достаточно и не устраивает членов комиссии при осуществлении категорирования объекта по антитеррорестической защаищенности. Как правило, в актах категорирования комиссия указывает, что у системы видеонаблюдения не долно быть слепых зон. Глубина архива может быть как 28 день, так и 1 год. Используя неточности в формулировках требований норм, собственник объекта минимизирует расходы на антитеррор. Позиция владельцев бюджета понятна. Обеспечить безопасность на 100% не возможно, но возможно существенно повысить эффективность инженерной защиты здания за счет применения интеллектуальных систем видеонаблюдения: детектирования лиц из базы, выявления входящих лиц неоднократно, сверх раннего обнаружения пожара и т.д.

Разработка паспорта безопасности - это очень серьёзный организационно- технический труд, который требует больших трудозатрат. Если проанализировать торги, которые проходят настоящее время по разработке паспортами безопасности, то мы видим, что многие организации демпингуют и выдают цену за один паспорт безопасности 50-60 тыс.руб. При этом, минимальная его себестоимость на объект площадью 3000 квадратов примерно 200 - 300 тыс.руб. Ниже приведена примерная схема разработки паспорта безопасности. Посмотрите, сколько необходимо выполнить функционала для того, чтобы его разработать.

Как оптимизировать расходы на антитеррор без снижения эффективности системы безопасности

Тем более, что согласно тебованиям ПП РФ № 1273 антитеррористическая защищенность торгового объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается, в том числе, путем применения современных информационно-коммуникационных технологий. То есть разработчик должен быть постоянно на пике технологий.

Резюмируя вышесказанное, очевидно, что действующие нормативно-правовые акты предоставляют собственнику объекта самому выбрать объем технических решений, которые будут внедрены на объекте. И сам руководитель принимает решение об объемах финансирования на антитеррор. Оптимальным решением является применение интеллектуальных систем безопасности.

Что делать прямо сейчас?

Руководителю объекта

В первую очередь найти паспорт безопасности, внимательно почитать, что там написано и выполнить все требования.

Найти акт категорирования объекта, посмотреть есть ли там замечания. Устранить их.

Если паспорт безопасности не найден или он не разрабатывался на основании отсутствия объекта в соответствующем перечне муниципалитета, то правообладатель срочно самостоятельно должен разработать перечень мероприятий по обеспечению антитеррорестической защищенности с учетом степени его потенциальной опасности, характеру угроз и опреативной обстановки в районе расположения объекта.

Провести обучение на основе разработанных методических рекомендаций.

Провести тренировочную эвакуацию. Время от сигнала тревоги до выхода из любой точки здания любой конфигурации должно составлять не более 3-х минут. Идеальное время - 1,5 минуты.

Разработать паспорт безопасности согласно вышеприведенной схемы.

Заказать стенд "Антитеррористическая безопасность" и оформить его. Оптимальная конфигурация стенда на схеме ниже.

Как оптимизировать расходы на антитеррор без снижения эффективности системы безопасности

В случае террористического акта

Позвонить 112

воспользоваться инструкцией ссылке.

Зададать вопрос в свободной форме Помощнику на основе искусственного интеллекта https://t.me/Zashchitnik_poter_II_bot. Например: "В здании террористы, что делать".

Не отправлять фото и видео в общественные каналы. Это помогает террористам вести онлайн разведку. Такими действиями вы делаете только хуже всем. Фото и видео направлять сюда https://t.me/VerRixOll_Bot?start=TerrAkt

В случае угрозы артеллерийского обстрела

Сделать объявление по громкой связи посредством системы оповещения я управления эвакуацией;

- трансляция обращения ведется посредством микрофона (консоль оповещения), установленного в кабинете директора;

- в обращении необходимо сообщить порядок действий и направление движения в безопасные места.

Примерный текст для трансляции:

«ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! Граждане! Воздушная тревога! Воздушная тревога! Уважаемые покупатели, операционная деятельность магазина прекращается. Просьба всех покупателей прекратить покупки, оставить свой товар в тележках. Соблюдайте спокойствие и порядок. Сотрудники магазина укажут вам безопасное место для укрытия».

- если покупатели захотят покинуть торговый центр, то их необходимо выпустить из ТЦ.

Как вести себя при обстреле:

Услышав сигнал «Воздушная тревога» персоналу ТЦ необходимо:

- организовать движение покупателей в ближайшее укрытие (бомбоубежище, цокольные этажи, подземные парковки, подвальные помещения);

- либо перейти в защитное сооружение гражданской обороны (заглубленное подземное сооружение), расположенное по адресу, определенное местными органами ГО;

- при отсутствии подземных укрытий надо зайти в помещение, окруженное несущими стенами (кирпичная бетонная, без окон), лечь на пол и прикрыть голову руками.

Категорически запрещается находиться напротив окон возле оборудования и мебели со стеклами, возле электрощитов

После получения сигнала информации об отмене воздушной тревоги директор организовывает:

- участие в мероприятиях по ликвидации последствий обстрела и оказание первой помощи пострадавшим;

- возвращение персонала к месту работы;

- сопровождение покупателей из защитного сооружения/подвала ТЦ в торговый зал и к выходу из ТЦ

Действия посетителя объекта

В случае террористической угрозы (голосовое оповещение, взрыв, попадание БПЛА и т.д.) при нахождении в здании необходимо:

- постараться как можно быстрее покинуть его;

- покидая помещение, спускаться по лестнице, а не на лифте, так как он в любой момент может выйти из строя;

- пресекать панику, давку в дверях при эвакуации, останавливать тех, кто собирается прыгать с балконов и окон из этажей выше первого, а также через застекленные окна;

- оказавшись на улице, отойти от ближайших зданий минимум на 500 м или перейти на открытое пространство;

- при наличии поблизости убежища, метро без паники пройти в него до окончания тревоги.

Для подготовки к действиям в условиях террористической угрозы необходимо иметь рядом с собой:

- СИЗ;

- питьевую воду;

- документы;

- заряженный POWER-банк;

- фонарик;

- верхнюю одежду, в зависимости от сезона;

- минимальный набор лекарственных препаратов как индивидуального, так и общего пользования: давление, головная боль, сердечные и т.д.

Если Вы находитесь в здании, и при этом отсутствует возможность покинуть его, то:

- займите самое безопасное место: проемы капитальных внутренних стен, углы, образованные капитальными внутренними стенами, под балками каркаса;

- при возможности, спрячьтесь под стол – он защитит Вас от падающих предметов и обломков;

Если Вы находитесь с детьми:

- укройте их собой;

- проанализируйте расположение существующих выходов, чтобы обеспечить себе эвакуацию в случае необходимости;

- не поддавайтесь панике и сохраняйте спокойствие, ободряйте присутствующих;

- держитесь подальше от окон, электроприборов;

- если возник пожар, не попытайтесь потушить его, эвакуируйтесь;

- используйте телефон только для вызова представителей органов правопорядка, пожарных, врачей, спасателей;

- не выходите на открытые пространства: балконы, атриумы, антресоли;

- не пользуйтесь спичками, потому что может существовать опасность утечки газа.

Сейчас и всегда руководителям организаций необходимо анализировать текущую обстановку и принимать необходимые меры защиты себя и окружающих, задуматься о своей личной безопасности. Вспомните речь стюардессы перед вылетом: "Наденьте маску сначала на себя, а потом на ребенка" и вспомните, что лично вы сделали для обеспечения безопасности.

Только совместными усилиями и инициативой каждого мы повысим безопасность до приемлемого уровня.

_______

Эксперт Гильдии негусударственных структур безопасности России, к.т.н. Жуйков Денис Анатольевич.

email: info@insrnb.ru

_______

Больше важной информации о том как предотвратить любые потери в магазине

https://t.me/poteryamnet

33
реклама
разместить
Начать дискуссию