Бизнес-ассистент для собственника: как его нанять и что именно ему делегировать

Перегрузка, многозадачность, выгорание – это то, с чем реально сталкиваются собственники бизнеса. С чем это связано? На старте многие собственники сами выполняют все задачи - от закупки и маркетинга до роли курьера. В зрелой компании это может быть признаком того, что недостаточно выстроена оргструктура: нет сильных замов, которые могли бы выполнять задачи в своей зоне ответственности.

Как же снизить нагрузку на собственника? Один из вариантов - нанять личного ассистента. Про свой опыт работы с ассистентом рассказал основатель и руководитель PNEVMOTEH Александр Матвейчев.

Материал опубликован на портале ibmedia.by 18.06.2024

Бизнес-ассистент для собственника: как его нанять и что именно ему делегировать

- Представьте, у вас в каждом месяце 168 рабочих часов, а когда появляется ассистент, то их становится 320-330. Если несколько ассистентов - то еще больше. Так у вас появляется больший объем ресурсов, и вы за один месяц можете выполнить столько задач, сколько раньше решали бы за два-три.

Предлагаю разобраться, как правильно нанять ассистента, где его искать, как делегировать задачи (и какие) и сколько платить.

Что можно поручить ассистенту?

Ассистенты могут заниматься административными делами (расписание, покупка билетов, организация встреч и т.д.), личными (химчистки, семейные поездки, недвижимость, ремонт и др.) и бизнес-задачами. К бизнес-задачам, которые можно поручить ассистенту, относим:

  • поддержка всех бизнес-процессов в рамках компании или группы компаний руководителя;
  • управление графиком руководителя в Outlook, координация его с
  • другим ассистентом;
  • открытие новых бизнесов, поиск партнеров, продажи;
  • организация, сопровождение и протоколирование совещаний;
  • ведение TO DO LIST по проектам, бизнес-задачам, поручениям руководителя с регулярной актуализацией статусов;
  • контроль сроков и качество исполнения поручений, контроль сотрудников.
Бизнес-ассистент для собственника: как его нанять и что именно ему делегировать

Все зависит от компетенций и проактивности ассистента. Результаты, которые можно получить благодаря его работе:

  • достижение целей;
  • масштабирование бизнеса;
  • улучшение и настройка процессов компании;
  • экономия денег;
  • возможность заниматься новыми направлениями;
  • избавление от рутины;
  • способность решать любой вопрос быстро;
  • выстроенное расписание.

Также ассистент помогает с личными делами руководителя и его семьи:

  • помощь по личным делам и делам семьи;
  • координация водителей, домработниц, нянь;.
  • химчистки, ремонты, покупки, заказы;
  • организация семейных мероприятий и поездок;
  • поручения, связанные с детьми (образование, курсы).
  • медицинское сопровождение (координация записи у врачей, тренеров и т.д.).
  • недвижимость и транспорт: контроль оплат, ремонта.

Удаленный бизнес-ассистент: какие задачи ему можно поручить?

Ассистента можно взять и на “удаленку”. Вот список задач, которые можно поручить удаленному помощнику:

Бизнес-ассистент для собственника: как его нанять и что именно ему делегировать
  • ведение календаря руководителя: напоминание о встречах, ведение задачника, организация онлайн-встреч и звонко;
  • сбор, систематизация, анализ и структурирование информации;
  • присутствие на встречах в Zoom, протоколирование;
  • контроль исполнения поручений;
  • коммуникация с сотрудниками и подрядчиками;
  • работа с Google-таблицами, формами, Яндекс-диском.
  • обработка фото и видео в программах на телефоне;
  • монтаж видео;
  • помощь в ведении социальных сетей;
  • решение мелких личных поручений руководителя;
  • покупка авиа, ж/д билетов, бронирование отелей;
  • ведение первичной финансовой отчетности.
  • составление Т3 на сайт или поиск исполнителей для типовых задач и контроль выполнения (например, дизайн, таргетинг);
  • транскрибация голосовых сообщений.

Выбираем бизнес-ассистента

Как подобрать подходящего кандидата? Обращайте внимание на эти пункты:

  • внешний вид;
  • пунктуальность;
  • структурное и понятное резюме;
  • опыт работы на подобной должности;
  • быстрота реакции, четкая обратная связь;
  • коммуникабельность, людям приятно с ним общаться;
  • проактивность (предугадывать ситуации наперед);
  • умение брать ответственность и самостоятельно принимать решения.

А еще вы поймете, что ассистент вам подходит, когда почувствуете высокий внутренний коэффициент удовлетворенности.

Как искать ассистента?

Бизнес-ассистент для собственника: как его нанять и что именно ему делегировать

Есть несколько путей поиска бизнес-ассистента:

  • Самостоятельно (составить и загрузить вакансию на сайт по поиску работы);
  • Через HR-специалиста;
  • Через агентство по подбору персонала;
  • Выкупить лучшего выпускника с надежного курса ассистентов.

Что можно предложить ассистенту?

  • деньги (оплата в Москве в 2023 году ассистенту – от 100 до 250 тыс. RUB то есть $1000 - $2700 по данным компании SMART & TALENTED.Professional Assistants. В Минске, по данным Rabota.by, оплата в среднем составляет от 1000 BYN до 2000 BYN ($300 - $600);
  • опыт (если вы эксперт в чем-то);
  • рабочее место в хорошей локации;
  • удобный график;
  • нестандартные задачи;
  • знакомство с новыми людьми;
  • обучение на курсах за ваш счет;
  • корпоративный ноутбук;
  • оплату связи;
  • оплачиваемый отпуск.

Как делегировать задачи?

Конечно, всю работу делегировать невозможно. Как понять, какие именно задачи отдать ассистенту?

  • Составьте список задач, которые вам надоели или вы тратите слишком много энергии на них.
  • Выделите те, которые способен делать ассистенту.
  • Опишите задачи подробнее.
  • Пропишите результаты, которые вы хотите видеть в итоге.
Бизнес-ассистент для собственника: как его нанять и что именно ему делегировать

Первое время проводите встречи и обсуждайте промежуточные и финальные итоги, давайте обратную связь. Лучше ответить на 2-3 вопроса ассистента, чем он что-то сделает на свое усмотрение и придется переделывать. Чтобы ассистент не перегорел, давайте ему достаточно времени на выполнение задач.

Как правильно ставить задачи ассистенту?

1. Убедитесь, что ассистент способен выполнить задачу и никакие внешние факторы этому не мешают.

2. Поставите четкие сроки исполнения, желательно с промежуточными пунктами контроля (либо эти пункты пусть он озвучит сам).

3. Приоритезируйте задачи, помогайте ассистенту делить их на важные и второстепенные (он не всегда понимает, какие задачи в приоритете).

4. Разбирайте с помощником ошибки и их причины, ищите решения, чтоб избежать ошибок в будущем.

5. Фиксируйте все задачи в одной системе, там же контролируйте ход работы и отслеживайте результаты.

6. Не забывайте о мотивации.

От чего выгорают ассистенты?

Мотивация важна, потому что ассистенты тоже выгорают. Вот с чем им приходится каждый день сталкиваться (взято с реальных слов ассистентов):

  • “Иногда чувствую себя рабом из книги «Самый богатый человек в Вавилоне»”.
  • “Часто воспринимаю сообщения от руководителя как приказы”.
  • “Засыпает сообщениями на выходных”
  • “Когда у меня запланировано занятие по английскому или тренировка, или, например, поход в кино или театр, он как будто чувствует и внезапно ставит встречу на это время.
  • “Я знаю о руководителе почти всё, выполняю свои бизнес-обязанности профессионально, но некоторые люди воспринимают меня не как его правую руку, а как глупую секретаршу”.
  • “Приходится терпеть волнообразное настроение босса”.

Мой личный опыт работы с ассистентом

Бизнес-ассистент для собственника: как его нанять и что именно ему делегировать

По моему опыту, лучшие ассистенты – это девушки, так как они более ответственные и работоспособные. Вот какие конкретные задачи я поручаю личному помощнику:

  • ассистент следит за расписанием и встречами, помогает заполнять календарь по регламенту (событие, номер телефона, адрес, время);
  • если в календаре важные встречи и поездки, то ассистент связывается со стилистом, чтобы тот подобрал образ. Потом ассистент контролирует, чтобы к нужному времени одежда была подготовлена и чтобы клининг отутюжил вещи;
  • если предстоит командировка, то ассистент приезжает домой и собирает чемодан под поездку;
  • ассистент следит за тем, чтобы не были пропущены даты дней рождений и друзей, заранее подготавливает подарки этим людям и отправляет их;
  • ассистент может организовывать свидание с женой, предлагает варианты на вечер и покупает билеты;
  • если не хватает чего-то на мероприятии или дома, ассистент может заказать доставку или сам съездить купить;
  • ищет место для праздников (Новый год, день рождения), подготавливает и отправляет пригласительные. Организует доставку подарков домой после дня рождения. На 8 Марта – заказывает цветы, оплачивает выданной ему банковской карточкой (при этом ведет таблицу учета расходов). Подписывает открытки, придумывает текст;
  • помогает искать персонал – от повара на мероприятие и до сотрудников внутри компании;
  • планирует путешествия (семейные и групповые), собирает информацию и составляет смету;
  • следит за внешним видом и состоянием руководителя, записывает в барбершоп, на маникюр-педикюр, в баню, на массаж лица;
  • еще ассистент – человек, который может поддерживать психологически в решении задач, потому что у него тоже есть жизненный опыт.

Что думаете о работе ассистента? Это роскошь или необходимость для руководителя?

Начать дискуссию