Турция - страна, стратегически удачно расположенная на пересечении Европы и Азии, с ценным культурным наследием и развитой инфраструктурой.
Турция привлекает не только туристов, но и предпринимателей, в том числе российских.
Планируете бизнес в Турции?
Чрезвычайно важно учесть особенности рынка.
Разумеется, выход на турецкий рынок, как и на любой другой, необходимо начать с глубокого исследования его структуры.
Проанализировать спрос на ваш товар/услугу.
Понять соотношение собственного - импортного производства.
Оценить степень зрелости рынка: развит, насыщен или только зарождается.
Изучить основных игроков.
Определить сильные стороны лидеров.
Исследовать предпочтения местных потребителей в вашем сегменте.
А дальше - самое интересное: национальные особенности ведения бизнеса. Начнем.
Командное мышление.
Не стоит забывать, что национальный турецкий бизнес, как правило, семейный. Турки работают семьями и с трудом набирают себе команду со стороны. Если и делают это, то чаще по личным рекомендациям. К бизнесу здесь относятся не как к личному, а как к коллективному делу. Это, в первую очередь, работа команды, где каждый гордится за всех.
Личные отношения и доверие.
Огромное значение в Турции имеют личные отношения и сетевые связи. Бизнес часто строится на доверии. Турки всегда держат свое слово и выполняют данные обещания. Именно поэтому крайне редко подписываются официальные документы, гарантирующие соблюдение условий договора. В этом просто нет необходимости.
Религия.
Конечно, мусульманство оказало свое влияние на ведение турецкого бизнеса, хотя современные крупные предприниматели практически не зависят от мусульманских канонов. Процент глубоко верующих людей среди городского и высоко квалифицированного населения не так значителен, поэтому традиционные мусульманские традиции тут перемещены с современными.
Коммуникации.
По большей части, турки относятся к типу людей, которые не готовы сразу переходить к официальной части разговора. Для них исключительно важно сначала установить личностный контакт, выстроить взаимоотношения, понять человека, расположить к себе.
По этой причине турецкие предприниматели всегда начинают деловую встречу с неспешной светской беседы на бытовые темы: о семье, стране, городе. Они рассказывают, откуда родом, где бывали, как принято у них в семье… При этом, турок совершенно не заботит тайминг встречи, им свойственно отвлекаться на посторонние темы в рамках делового общения.
Язык.
Огромным преимуществом для вас, как для бизнесмена, будет знание турецкого языка. Это не только поможет лучше понимать местных клиентов и партнеров, но и укрепит уважение и доверие между вами. Конечно, многие турецкие бизнесмены говорят на английском, но рекомендуется все же нанять переводчика, который посодействует в коммуникациях с турками.
Риски.
К ним турки не склонны. Южные культуры менее устойчивы к стрессу, а потому придают огромное значение вопросам безопасности. Турки годами неукоснительно следуют установленным в их бизнесе правилам, как делали их отцы и деды. По этой причине турецким бизнесменам сложно воспринимать изменения, и они медленней адаптируются к новым идеям.
Регистрация.
Процесс регистрации компании в Турции несложен и занимает около недели. Необходимо выбрать форму ведения бизнеса: акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, филиал иностранной компании. Важно учесть налоги и юридические требования, чтобы не иметь проблем в будущем.
Логистика.
Турция имеет современные порты, аэропорты и транспортные сети, что способствует облегчению транспортировки товаров, но важно досконально изучить таможенные процедуры и требования, чтобы исключить задержки и дополнительные расходы.
Валютные риски.
Турция предлагает множество возможностей для инвестиций, однако следует учитывать валютные риски и колебания курса турецкой лиры. Не лишним будет проконсультироваться с финансовыми экспертами и минимизировать риски, например, с помощью хеджирования.
Консультационная поддержка.
Успешно вести бизнес в Турции вам помогут местные эксперты и организации, такие как торгово-промышленные палаты и консалтинговые компании. Они предоставляют необходимую информацию, проводят образовательные программы для предпринимателей, организовывают качественные B2B мероприятия, оказывают поддержку на всех этапах построения бизнеса.
Учет этих особенностей поможет вашему бизнесу успешно адаптироваться и динамично развиваться в многообещающей Турции.
Удачи, друзья!