Как не умереть, работая преподавателем

Точка эмоционального выгорания преподавателей. Кто-то преувеличивает сложности, кто-то их преуменьшает. Они существуют, это факт, но справиться с ними можно.

Сразу подчеркну, что не дам волшебную таблетку от проблем, а сделаю акцент на 3-х компонентах, работа над которыми помогает мне держаться, когда сложно.

Попробую сегодня порассуждать, обобщить свой опыт и опыт коллег, чтобы прилепить подорожник к больным местам учителя. Но что бы я тут не писал, решение, как и к чему относиться, принимает каждый сам. Я не говорю сейчас о том, что можно выбрать радость или грусть, а о том, что все мы, бывает, принимаем “позицию жертвы” из которой очень трудно себя вытащить. Но вытащить можно волевым решением.

Сначала, хочется сказать тем преподавателям, которые помимо высоких ожиданий от учеников (что, как мы помним, важно и полезно) имеют неадекватно завышенные требования к своей работе и себе (что вредит и мешает пониманию действительности). Встречали таких суперменов? Возможно, сами испытывали такие чувства. Я таким болел, да.

Вот несколько пунктов, просто покрутите их в своей голове:

  • невозможно все время работать самым лучшим образом и с каждым учеником;
  • невозможно не совершать ошибки;
  • невозможно всегда понимать, почему ученики ведут себя так, как они себя ведут;
  • невозможно научить всему каждого;
  • невозможно всё время оставаться невозмутимым, рациональным и профессиональным.

Эти слова не для того, чтобы кто-то выдохнул и снял с себя всю ответственность, а для того, чтобы прояснить, что чувство вины мешает адекватной работе и изменению ситуации к лучшему.

Теперь о тех 3-х компонентах, за которыми я всегда наблюдаю. Они помогают упрощать жизнь:

1.Эффективное управление временем.

Расставляйте приоритеты по срочности и важности.

Систематизируйте свои папки, если таких нет - заведите.

Идеальный набор содержит в себе:

  • расписание
  • план работы поурочный, с прописанной целью каждого урока
  • банк идей (игр, заданий, методик)
  • банк раздаточных материалов
  • план работы годовой, с датами срезовых работ

2. Периодически задавайте себе вопрос: “вы пассивный или активный учитель?”

Как это определить? Помните, мы обсуждали эту тему про учеников?

Активные учителя работают с девизом “Контроль в моих руках”, “Я могу изменить к лучшему”. Они принимают на себя ответственность и при столкновении с проблемами пытаются их решить. Если что-то не работает, они меняют подход.

Пассивные учителя работают под девизом “Это не моя вина”, “Я ничего не могу с этим сделать”. Я думаю, это близко к позиции жертвы. Они считают, что проблемы зависят от факторов, а не от их контроля, - врожденные особенности учеников, свои, специфика предмета, наличие ресурсов и прочее.

Активные люди концентрируются на следующих вещах:

  • процессе (что нужно сделать дальше?)
  • улучшении (как можно было бы сделать это лучше?)
  • позитивном опыте (а тот аспект сработал неплохо)
  • негативный опыт - опыт и точка роста (какие уроки можно извлечь из этого?)

Пассивные люди концентрируются на:

  • вероятных отрицательных результатах (это будет катастрофа)
  • перфекционизме (это никогда не получится у меня хорошо, поэтому не буду даже пробовать)
  • негативе (это будет ужасно)
  • обвинениях (это ошибка ученика, родителя, системы и тд)

Выбор позиции - это дело каждого, но активная позиция гораздо эффективнее и для вас, и для учеников. Нельзя сказать, что нет проблем, которые не зависят от вас, но можно попытаться их минимизировать и делать то, что зависит от вас. Активно реагировать на постоянные трудности нелегко, некоторые учителя приходят к цинизму, но это губительно для процесса обучения.

Выход в этой ситуации - обсуждать проблемы с коллегами, с людьми, которым вы доверяете.

3. Сам за себя или в команде.

В современной школе очень часто проходит градация между молодыми учителями и теми, кто работает давно. Бывает очень сложно найти общий язык. Есть несколько приемов, чтобы наладить коммуникацию, если вы на взводе:

  • напоминание о цели (потребности учащихся важнее разногласий)
  • напоминание о формулировках (информацию можно донести разными способами и тоном)
  • активная позиция, из которой легче решать проблемы
  • необвинительная позиция, как с учениками, так и с коллегами (возможно вы не смогли правильно донести свою мысль, поэтому что-то было не так сделано или понято кем-либо, и у окружающих нет цели достать вас). Тогда окружающим не придется защищаться и градус общения будет снижен.

Отдельно хочется сказать, берегите свой голос:

чтобы сохранить голос - пейте воду, это увлажняет гортань

не пытайтесь перекричать шум в классе, заведите и натренируйте с классом жест, который призывает к тишине

Как не умереть, работая преподавателем

В периоды стресса или какой-то ситуации, которую вы не можете решить, предлагаю вам упражнение “Квадрат Декарта”.

Суть в том, чтобы рассмотреть ситуацию с 4 сторон, ответив на следующие вопросы:

  • Что будет, если это произойдет? (Что я получу, плюсы от этого).
  • Что будет, если это не произойдет? (Все останется так, как было, плюсы от неполучения желаемого).
  • Чего НЕ будет, если это произойдет? (Минусы от получения желаемого).
  • Чего НЕ будет, если это НЕ произойдет? (Минусы от неполучения желаемого).

Почему эта техника работает? В ситуации, требующей решения, мы часто зацикливаемся на одной позиции: что будет, если это произойдет? С помощью квадрата Декарта мы рассматриваем одну и ту же ситуацию с 4 разных сторон. Это и помогает сделать взвешенный и осознанный выбор.

В своем телеграм-канале я даю советы по оптимизации времени, делюсь секретами того, как репетитору работать эффективнее и зарабатывать больше без выгорания.
Так же на канале я делюсь другими лайфхаками и стратегиями для увеличения дохода репетиторов
Переходите по ссылке и подписывайтесь
https://t.me/+6FcrBowiPOxhMzli

1 комментарий

Учителя это наше будущее

Ответить