Монетизация личного бренда айтишника
Мой месячный доход с подписок — 3 миллиона рублей. Второе мое достоинство — честность, поэтому признаюсь: я не расскажу, как заработать эти деньги сегодня, ты не увидишь пути целиком. Но я укажу первые шаги, твоей же задачей будет их сделать.
Осознание личного бренда
Личный бренд не появился у меня по щелчку пальцев. Я бился в закрытые двери 5 лет. Вот стадии моего погружения.
Я хочу быть ТРУ айтишником
Корпоративная культура давно ввела термин “личный бренд”. В IT комьюнити разносится: надо контрибьютить в опенсорс, выступать на конференциях, вести технический блог и вот тогда… ну… эээ… ты станешь молодцом. Аргументов — нет. Самое сильное, что я слышал “это поможет легче проходить собеседования, потому что твою экспертизу будут знать на рынке” (напиши в комменты свои аргументы ЗА личный бренд).
Окей, доверился я, круто клево, делаем. Я попробовал все:
- преподавание в ВУЗе (Политех Петра Великого). Долго, нудно, бесплатно. Приятно видеть, как студенты устраиваются потом на работу, но чтение лекций пришедшим за халявным зачетом — утомляет. И денег нет
- технические статьи. Слишком сухо, не раскрывает личность. Нельзя рассказать, как правильно писать на Rx, чтобы люди поняли, насколько я сам интересный. Оценят знания технологии, но не меня самого
- твиттер. После выпуска Подлодки про личный бренд был хайп “вся IT тусовка в твиттере”. На поверку, токсичность и срачи. Я не знаю, что делать со своими 17к подписчиков, это бесполезная цифра. Алгоритмы рекомендаций не позволяют ссылкам на внешние ресурсы (Telegram/Youtube) набрать много просмотров, а байтить на комменты спорной позицией по острым вопросам не хочется.
- опенсорс. Часы, потраченные на выяснение, почему мейнтейнер не хочет принимать твой MR, ведь его тайное видение развития фреймворка расходится с твоим
- технические доклады. Прирост уверенности в себе. Круто, зал взрослых дядь слушает. Но потом осознаешь, ты этого не заслужил, так принято по законам конференций. Им стыдно уйти, даже если неинтересно. Так просто не принято.
Потом я начал писать более субъективные статьи о несправедливостях IT, волновавших меня. Они делили общество на полярные лагеря спорщиков, статьи сильнее разлетались. Выступления “вот тезис, сейчас я вам его докажу” радовали куда больше, но…
Кризис творчества
После очередного выступления я оглянулся вокруг и охуел, среди кого я нахожусь. Спикеры с потухшими глазами, о которых не слышали за пределами узкого мира конференций. Им даже не платят за доклады (хотя билеты стоят по 30к), ведь их убедили, что выступать — почетно и круто. “У меня в этом году 10 выступлений!”, “а у меня 13!” — в чем смысл этой гонки? Ведь нет ни профита, ни финиша.
Мне обрыдло жить среди иллюзий, я ушел зарабатывать на квартиру на 3 работах. Я создавал устойчивый плацдарм, с которого можно делать вылазки в жизнь, не боясь провалиться. Год ничего не писал, не смотрел, полностью игнорировал IT медиа.
Волчистость
Квартира был доделана 22.02.2022, думал “щас кайфану”… После начала событий я свалил в Турцию. Пожив в режиме декаданствующего эмигранта (утром быстро работаем, дальше бухаем с другими и ноем как все плохо), я понял: это не жизнь. Я теряю самого себя, проматываю дни без всякой цели. Нужно срочно найти себе интересное дело.
Важно, весной 2022 любой контент про IT расхватывали как горячие пирожки. Тред “как какать в IT” разлетался на 5к лайков, люди подписывались тысячами. Запись 480p из зума без монтажа собирала 10к просмотров. Не уверен, что смог бы набрать аудиторию так быстро в другое время.
Спустя пару недель бесплатных консультаций про IT, я понял: проблема людей не в технических умениях, а в постоянном страхе делать, в прокарстинатоских отговорках “надо подготовиться” или “я марафонец, а не спринтер”. И написал базовую статью, объявив о создании сообщества.
В июне понял, что это мое. Ушел с айтишного дохода $9100 + €6000 на 160к рублей с boosty. Мне нужно было лишить себя плана B, позорного прозябания “я уже сегодня поработал хорошо, видео запишу завтра…”. Сейчас в сообществе 5800 платных подписчиков, рост продолжается. Путь к монетизируемому личному бренду начался весной 2022. До этого я тупо следовал общественным нормам, делая как все. Удовольствие — сомнительно, профит — отсутствовал.
Как основать личный бренд
Популярность персонального менторства вытекает из падения доверия к крупным школам. Школы не разорились, они по-прежнему гребут свои миллиарды. Но люди поняли, отдавать 30к за записанные лекции и одного уставшего лектора на поток в 40 человек— плохая сделка. Лучше заплатить 30к человеку, который целью будет ставить наибыстрейшее устройство на работу и уделит время им персонально. Подумай! Ты предпочтешь ходить в маленькую кофейню под домом, где тебя заботливо обслужат и поболтают о новостях, нежели в плюющий на конкретного клиента Старбакс.
Ниша и первые клиенты
Известные мне ниши клиентов:
- устройство на первую работу. Помочь определиться, снабдить материалами, передать опыт, сделать резюме, натренировать на собесы
- повышение квалификации работающих. Помочь в чем-то разобраться джуну, быстро объяснить новый фреймворк мидлу
- уникальные знания. Твоя компетенция глубока и редка, ты можешь целые компании консультировать, потому что ты один знаешь, как делать такую херню
- разовые консультации. Смотрим резюме, проводим мок-собес. Не закладываемся на долгосрочное сотрудничество
Первые клиенты:
- знакомые, сыновья маминой подруги, которые давно хотели, но так и не начали
- мой бот для поиска менторов
- другие сервисы для размещения услуг (Авито, GetMentor, Solvery)
Социальные сети + менторство = личный бренд
По-другому никак. Без социальных сетей ты невидим для интернета, неважно насколько хорошо ты учишь. К тебе не придут, если нельзя узнать, что ты делаешь, как мыслишь. Без менторства социальные сети — бессмысленны. У тебя 100к подписчиков, что с ними делать? Показывать им рекламу казино?
После выхода мок-интервью по React за неделю к симпатичному Арсению обратилось 15 человек за обучением, он был просто в шоке. Именно так и работают социальные сети. Внимание — ценнейший ресурс в наше время.
Учись консультировать как когда-то учился плавать — прыгай в озеро и греби. На 100% тут заранее не подготовишься, но самые популярные ошибки и заблуждения о менторстве собрал тут.
Не советую учить людей с нуля (синтаксис языка/термины):
- Встретив первые трудности, отваливается большинство. Это фильтр замотивированных людей
- По базе языков уже есть хорошие курсы
- Владение языком — не твой эксклюзив. Дорого его не продать
Начинай обучение, когда база уже пройдена и время получать опыт. Я обычно кидаю ссылку на курс по Swift, со мной же ученик сразу начинает делать тестовое задание и узнавать синьорные приемы в написании кода. Это — мой уникальный опыт, за него можно просить большие деньги.
Постоянно держи в голове цель обучения. Если это новичок, то твоя цель не навалить ему “это надо знать”, а как можно быстрее устроить человека на работу. Если ты загрузишь его всем, что когда-либо читал, он просто сломается и уйдет.
Деньги
Давай честно, это работа. За продажу своего времени ты должен брать деньги. Если долго делать трудное дело без позитивных последствий, организм устанет и выгорит. Твоя цель построить систему, а не залететь поиграться на пару месяцев. Брать надо больше стоимости часа на работе. Динамичный разговор, где ты постоянно думаешь над объяснениями и примерами, утомляет гораздо сильнее сольной работы.
Будет казаться, что ты столько не стоишь. Что это всем известно и брать деньги гнусно, инфоцыганство же! Ты даже можешь верить в альтруизм. Правда в том, что за два месяца бесплатных консультаций до выгорания ты поможешь десятку людей, а за два года платных, ты бы помог двум сотням. По количеству пользы на дальней дистанции платный подход выигрывает.
Всех не спасти — запомни эту мантру. Регулярно в личку буду набегать люди “у меня кредит, последние бабки, с первой зарплаты ТОЧНО ОТДАМ, помоги выручи”. И нужно будет отказывать, ибо твое время — бесценно. Попытавшись помочь всем, ты просто сломаешься. Людская благодарность не длится долго, после первой зарплаты тебе скажут “так я сам все выучил, лол” и забанят.
Про оплату после оффера, процент от зарплаты и любые хитрые варианты оплаты скажу просто: веришь людям, пробуй.
Развитие ментора
Первые консультации дадут понимание, как менторство работает, с какими запросами приходят. Дальше пойми свои сильные стороны, за что тебе платят на самом деле, и приложи к ним максимум усилий.
За что платят
Информация не уникальна. В интернете можно найти все. Платят не за информацию, а за:
- роадмап. Твой уникальный короткий путь до первой работы. Структура документа со ссылками и гайдами, порядок лекций
- ораторское искусство. Умение понятно объяснять сложные вещи
- психологию и эмпатию. Нельзя быть просто хорошим инженером, ты должен быть еще и коучем-психологом. Который понимает, когда МОТИВАЦИЮ НАДО ПОДНЯТЬ, а когда наоборот попросить человека взять перерыв. Ученики — не машины по переработке статей в знания, они живые люди с эмоциями и страхами. Ученик, который все выучил, но испугался идти на собес, это твой менторский провал.
Делегирование
Обложки, картинки, монтаж, звук, выбор микрофона, составление расписание, бухгалтерия, договора — все это на аутсорс.
Нельзя делегировать написание текстов. Можно найти хорошую статью и вставить ее ссылкой вместо написания самому. Но сажать копирайтера писать посты в блог вместо тебя — нельзя. Ты делегируешь свою основную ценность.
Не делегируй маркетинг. В IT медиа есть печальные истории, когда хороший программист отдавал рекламу своих курсов на ауторс маркетологам, которые запуски/воронки/прогревы/тикающий таймер/скидка только сегодня. Напомню, большие школы перестают уважать именно из-за таких приемов. Результаты предсказуемы: попранная репутация, насмешки коллег. Делай маркетинг как умеешь, параллельно обучайся. Не обещай невозможного, вывози за базар.
Личность
Вспомни профессора из университета с одним потертым пиджаком на всю неделю. Бесспорно, он крутой ученый, но почему его не хотелось слушать? Текущее состояние человека — результат его мыслей/действий/знаний. Чему научит человек, который в почтенные года читает лекцию в затхлой аудитории безразличным студентам? Если я усвою все, что он скажет, я стану им. Нет, спасибо.
Ты не будешь слушать рекомендации по выбору квартиру в Дубае от бомжа. Новичок не будет учиться у вечно недовольного скуфа-синьора. Развитие личности напрямую влияет на мотивированность учеников. Они могут не осознавать это, но подсознательно цепочка “он крутой, значит он может научить меня быть крутым” работает отлично.
Отзывы и раскрутка
У каждого ученика проси оставить отзыв. Отзывы — самый надежный инструмент убеждения в качестве услуг. Развернутый и искренний отзыв продает лучше всяких воронок. Примеры здесь.
Параллельно продолжай развивать блог. Простой рецепт выбора тем: посмотреть какой вопрос вызывает у учеников наибольшее непонимание. Услышав “блог”, многие представляют инста-коучей, пьюдиапаев и прочий хайп. НЕТ! У нас блог является отражение компетенции, которая сразу же монетизируются. Стример с 100к подписчиками вынужден крутить рекламу казино, чтобы как-то прокормиться. Ты из 1000 подписчиков можешь набрать группу из 20 студентов за те же деньги. Разница в том, что ты edtech, а не реакты на тиктоки. Твоя аудитория — монетизируема.
Масштабирование
Рецепт масштабирования:
- Увеличивать поток клиентов с помощью отзывов и соц сетей, коллабораций с другими блогерами и сарафанного радио (“ой меня так круто научил этот чел”)
- Автоматизировать рутинные действия. Если ты 10-й раз объясняешь SOLID, время записать это на видео
- Объединять одиночек в группы, сокращая временные затраты. Будь осторожен, не превратись в ту самую большую школу, ориентирующуюся на количество, а не качество.
Недавно вышло интервью с IT ментором, во всю ударившемся в масштабирование через воронки и запуски. Хороший ли это путь, покажет время, но о таком варианте развития точно надо знать.
Мои итоги
Не буду врать, все НЕ шоколадно. Минусов куча.
Минусы
- циничность к людям. Показательный кейс: человек, благодаривший меня за советы, с помощью которых начал зарабатывать 300к+, позже написал в главном чате “повышение цены подписки на 200 рублей это скам”. Я перестал верить в благодарность и начинал все свое время пересчитывать в деньги.
- постоянная неопределенность. Нет гайда, как хорошо составлять роадмап или как быть хорошим ментором. Постоянно тестируешь гипотезы, получаешь обратную связь, отказываешься от принятых решений
- повышенная чувствительность к результату. Подробнее про эффект Конкорда. Коротко: “я это все своими руками сделал, не бросать же”.
- мгновенная отдача. Мало поработал — мало получил.
- work-life balance ухудшается. Это вторая работа. Если не оптимизировать, не ограничивать себя, силы закончатся. Помни, всех не спасти.
- грусть от слабости учеников. Когда человек, заплативший 60к, не может заставить себя открыть компьютер чаще раза в неделю, поневоле разочаровываешься в людях.
Плюсы
- Рост софт скиллов. Только попробовав объяснить что-то, осознаешь свое косноязычие. После многократных объяснений одного и того же наконец учишься говорить понятно
- Мгновенная отдача — еще и плюс. Много поработал, хорошо оптимизирован, сэкономил время — много получил
- Социальная валидация. Лайки, отзывы, благодарности
- Масштабирование и автоматизация нетворкинга
- Мотивация к комплексному улучшению личности (здоровье, красота, кукуха), ведь нельзя быть хорошим учителем, если ты сам говно
Что сделать прямо сейчас
- Выбери нишу
- Пройдись по знакомым, никто не хочет в IT?
- Запишись в табличку или выбери другое место размещения с трафиком
- Поставь цену за консультацию
- Консультируй, формируй свой роадмап, постоянно думай, как оптимизировать
Я постарался уместить в статью как можно больше информации, но все не влезло. Полный гайд по монетизации личного бренда доступен здесь.
Кстати, я регулярно делаю полезные статьи и видео, где отвечаю на похожие вопросы про айти и разбираю проблемы. Например, как пройти успешно собесы, получить выше зп, работать меньше.
Приходи в мое IT-сообщество, в котором собрались люди схожих со статьей мыслей и настроений. Обрети поддержку, мотивацию и короткий путь к своим целям.
3 миллиона рублей. Второе мое достоинство — честность
По опыту могу сказать что честность и большие деньги в принципе не совместимые вещи...