Почему на немецком веб-дизайне «далеко не уедешь»?

Практичность и эффективность — главный лозунг «немецкого подхода». Но как мне показалось, они неплохо споткнулись, когда дело дошло до дизайна корпоративных сайтов.

Позаимстовал из блога: http://smotra.ru/users/uristpavel/blog/145467/
Позаимстовал из блога: http://smotra.ru/users/uristpavel/blog/145467/

Пол года назад я приехал в Германию после небольшого карьерно-фрилансерского пути в РФ за тем, чтобы жить и учиться в стране, которую я влюблён. Именно влюблён, потому что принимаю эту страну со всеми ее недостатками, о которых хочу упомянуть в серии статей.

Возможно, кого-то это убережёт от предубеждений, что Германия идеальна и подходит каждому. К слову, в Германию регулярно приезжаю уже 8 лет, то на короткие, то на длительные визиты в основном с учебно-языковыми целями, поэтому, как мне кажется, имею право делать выводы.

В этой статье хочу поговорить именно о веб-дизайне, потому что это то, что регулярно меня мягко говоря «подбешивает», несмотря на то, что я ни капли не дизайнер, поэтому не дам конструктива, а скорее приведу примеры и по-дилетантски покритикую.

Сайты университетов

С чем мне предстояло столкнуться в первую очередь? Именно с университетами. Приготовьтесь: занимающий первую строчку в рейтинге университетов — Мюнхенский университет имени Людвига и Максимилиана

Сайт университета №1 в Германии
Сайт университета №1 в Германии

Поступить туда очень трудно, а выпускаются самые стойкие. Поверьте, название этого универа в вашем резюме значительно упростило бы вам поиск работы, но почему-то этот престиж не коснулся внешней оболочки. Все-таки на нашем веку может не быть здания и аудиторий, но сайт точно нужен и делается не ради наличия.

Я долго и нудно искал сначала перечень направлений, затем требований и так и не нашел сроков подачи. Проще говоря, страдает не только сам дизайн, но и навигация. Ну и к тому же сайт абсолютно старый и не адаптивный. По-видимому последний раз его обновляли в 2007 году.

Пойдем дальше.

А это второй в списке универ: Технический университет Мюнхена. Ситуация с навигацией уже лучше, но как только вы кликнете на нужный раздел, вы утоните в наплыве текстов. Честно, сначала я просто закрывал ноут и делал перерыв, потому что когда ты все время напрягаешься, чтобы визуально разделять информацию, то болят глаза и шевелятся нервы.

И, наконец, немного изображений внутри кухни. Поскольку при поступлении необходимо заполнять анкету, то у каждого поступающего поваляется личный кабинет. И пока что все выглядит примерно под лозунгом: «квадратиш-практиш-гут». К тому же, я чуть не пролетел с поступлением, хоть это и другая история. Во время подачи заявление, у них было обновление «системы» и 16 декабря 2019 они выкатили обновленную платформу, которая не передавала заявки поступающих в секретариат. Все решилось исключительно в ручном режиме через e-mail переписки с приемной комиссией. И только в апреле 2020 она начала работать более менее штатно.

Совсем обижать не буду, вот это мой универ, который популярен среди тех, кто учит IT — Universität des Saarlandes. И полтора года назад он исправился и решил обновить сайт. По крайней мере на нем гораздо легче ориентироваться, и нет никаких проблем с адаптацией.

Ну ладно, это бюджетники, а как же бизнес?

Допустим, с бюджетниками все понятно. В конце концов, в РФ универы тоже не тратят много денег на внешний вид, но давайте посмотрим на банки, отрасль, которая больше других стремится в digital.

N26 — аналог российского Тинькофф. Именно его я и взял, потому что ходить в отделения, получать отдельно по почте доступ в интернет-банкинг долго и муторно. Поскольку в Германии любят до сих пор все делать через обычную почту, о чем я еще расскажу, я предпочел этого избежать, поэтому через пол часа после заполнения формы на сайте у меня уже был счет в N26, и потому что через 5 дней я получил свою карту, опять-таки по почте.

Посмотрите сами сайт банка N26. На мой взгляд, нетипичный для Германии приличный сайт. И все потому что он действительно digital.

Нетипичный, потому что так выглядят крупнейшие и известные банки этой страны: Commerzbank, Deutsche Bank, DZ Bank, Kreditanstalt für Wiederaufbau.

Причина лежит в корнях и менталитете

Видите ли, в данной проблеме (по крайней мере для меня) я вижу столкновение двух прекрасных стереотипов: экономия и предметоориертированность (Sachorientierung).

Предметоориентированность выражается в том, что важно содержание, само наличие информации, а не форма и эстетика ее подачи. Этот стереотип касается как деловых отношений (необязательно бухать для новых партнерств), так и отношения к вещам: машина для езды; одежда, чтобы было удобно и задница прикрыта; сайт, чтобы там можно было найти информацию.

Казалось бы, что искать информацию тоже должно быть удобно, повышая его юзабилити и в итоге увеличивая% конверсию, но это интересует разве что e-commerce, у кого продажи напрямую зависят от качества пути клиента на сайте. Государственные университеты это не сильно интересует, даже если он № 1, ведь стереотип «экономия» заставляет задаться вопросом: а зачем нам тратиться на дизайн?

На мой взгляд, важность эстетики в дизайне осознают более менее крупные предприятия, которые заботятся о своём имидже. Теперь главный меркантильный вопрос, а нужно ли продавать дизайн в Германию? Есть ли на него такой спрос, как в РФ?

Здесь, конечно, надо спросить у тех, кто это делает, но пока что я понимаю это так: кто представляет, что на немецком рынке он будет делать «дорагха-богхато» и получать свой гевин, то есть прибыль, тому стоит задуматься, а нужны ли такие навыки здесь и захотят ли здесь видеть что-то эстетичное.

Точно ясно одно, что упаковка и эстетика в РФ дизайне по сравнению с Германией гораздо важнее. Русские любят выглядеть хорошо и продают в первую очередь формой. Немцы — содержанием.

Начать дискуссию