Идем на восток. Как мы за 7 месяцев с нуля разработали автоклассифайд для Казахстана
Рассказываем, как в сжатые сроки сделали MVP и настроили процессы для сервиса по продаже и покупке машин Mycar и как уже готовый продукт передали развивать внутренней команде.
Всем привет! На связи AGIMA. Сегодня мы здесь, чтобы рассказать про кейс, который нам очень нравится. Около года назад в Казахстане появился сайт для продажи автомобилей Mycar.kz. Он очень быстро собрал приличную аудиторию и составил конкуренцию аналогичному ресурсу, который появился на рынке на десятилетие раньше. Но для нас интересно не это. Дело в том, что еще в январе прошлого года проекта просто не существовало. Создать масштабную, рассчитанную на сотни тысяч пользователей площадку с нуля удалось за 7 месяцев. И хотя без косяков не обошлось, всё же к осени проект вышел на рынок и начал зарабатывать.
Как вы догадались, разработкой занималась AGIMA. Сейчас расскажем, как работали над проектом и как сложно было успеть в срок.
Предыстория
Расскажем откуда ноги растут, чтобы было четкое представление. Итак, мы занимаемся разработкой веб- и мобильных приложений, и в начале 2020 года у нас появился новый заказчик — компания Astana Motors. Это один из крупнейших в Казахстане мультибрендовых автодилеров, который продает машины разных марок: от BMW до Chevrolet. Компания существует с 1992 года, и за это время они открыли по стране сеть из 23 дилерских центров. Через эти салоны и шла большая часть продаж. Масштабно!
Но в 19-м году ребята задумали большой проект — собственный классифайд. Помните газету «Из рук в руки»? Вот то же самое, но в интернете: сайт с объявлениями типа «продам машину». И хотя в Казахстане на тот момент уже работал один подобный ресурс, в Astana Motors решили, что могут лучше.
Сказано — сделано. В ноябре 19-го года ребята решили, что сайт пора делать. Поискали компанию, с которой хотят работать, и остановились на нас. А в феврале 20-го мы уже приступили к работе. Планы были наполеоновские: нужно было построить платформу (не забываем, что это и веб и мобайл), где любой человек или компания смогут продать машину, купить машину или взять машину в кредит. В общем, второй Авто.ру, только для Казахстана. Но главное — запустить проект хотели уже в июне.
Вызов принят
Когда проекту дали старт, первым делом мы поехали в Казахстан. Нужно было (попробовать местную кухню и погулять по горам) обсудить с заказчиком все нюансы будущего классифайда, начать предпроектное исследование и зафиксировать требования. И главное, хотели понять специфику рынка и выяснить, какая инфраструктура есть у Astana Motors.
Нам было важно, чтобы итоговый продукт был не просто еще одним проектом Astana Motors, а чтобы уже сложившийся бизнес и новый сайт работали в единой системе. Поэтому много внимания мы уделили особенностям локального рынка. Скажем, в России почти не встретишь Hyundai Elantra, потому что у нас в этой нише продается модель Hyundai i30. А вот в Казахстане — очень популярная модель. Поэтому при проработке каталога автомобилей это надо было учитывать.
Вывод простой: работаете на зарубежном рынке, узнайте боли и потребности этого рынка. Очевидно? Да! Все так делают? Нет.
Наполеоновские планы
В Казахстане наша команда из 4 человек пробыла неделю. С нашей стороны работал технический архитектор, аналитик и два проектных менеджера. Со стороны заказчика к нам на разных этапах присоединилось еще около 20 человек. Вместе через интервью и опросы мы составили портрет пользователя, для которого делали сайт.
Старались опять же учесть местный колорит. Например, оказалось, что в Казахстане картинки зачастую пересылают скриншотом. Вот понравилась машина — и они ее скринят. Так что картинки на сайте мы делали с мыслью, что их будут скринить, а не пересылать с помощью специальной кнопки, скажем.
Через неделю такой работы нам удалось собрать требования для MVP:
- каталог автомобилей с большим набором фильтров для сортировки;
- личный кабинет с возможностью управлять объявлениями (публиковать, редактировать и удалять) и добавлять их в избранное;
- функциональность сохранения настроек поиска;
- настройка уведомлений о новых подходящих объявлениях;
- интеграция функций авторизации и регистрации пользователя.
Летом, когда мы уже готовились к сдаче проекта, в MVP добавилось еще несколько пунктов. И тут нужно написать про огонь и вот это все, но мы вместе сочли, что это важные фичи для MVP, поэтому добавили. Вот они:
блог, куда менеджеры клиента смогли бы добавлять новости из мира авто;
- раздел с кредитными программами по автомобилям — новым и с пробегом;
- функцию онлайн-заявки на кредит, интегрированную со скорингом;
- брендовый раздел каталога Mycar Prime для проверенных авто от дилера.
После того, как мы собрали все требования, плотно взялись за работу.
Следующие шаги
Дальше мы запустили все основные процессы: начали продумывать архитектуру, разрабатывать брендинг и формировать продуктовую команду. В итоге в ней, кстати, было 36 человек. Это больше, чем среднестатистический школьный класс или больше, чем средняя студия по разработке в регионе. На начальных этапах команда состояла по большей части из наших сотрудников, а со стороны Astana Motors работали маркетолог, технический специалист, аналитик и менеджер. Но в процессе работы количество сотрудников со стороны заказчика росло. В этом был смысл: изначально предполагалось, что мы передадим им готовый и функционирующий продукт, а перед этим научим, как с ним работать и его развивать.
В феврале-марте команда полноценно взялась за дело. Одной из важнейших задач был брендинг: для классифайда надо было придумать всё — от названия до логотипа. Название придумывали на совместных мозговых штурмах, в переписках — в общем, по-разному. По идее, хорошее название должны легко читать, легко писать, быстро запоминать и моментально понимать. Так что из всех вариантов больше всего зашел Mycar. Соответственно, так появился и адрес сайта — mycar.kz.
С логотипом было чуть сложнее, но и интереснее. С помощью лого надо было:
- донести до пользователей информацию о самом продукте;
- акцентировать внимание на важном;
- показать, что сайт и приложение современные и актуальные. Все-таки хипстеров в Казахстане тоже много.
В первую очередь начали заигрывать с темой лошадей: лошадиные силы, лошади под капотом, степные лошади Казахстана — вот это вот всё. Но вскоре поняли, что рядовому пользователю больше запомнится что-то проще и лаконичнее.
В итоге главным элементом логотипа стало лобовое стекло, напоминающее улыбку. Выполнен он был в зеленом цвете: во-первых, это разрешающий сигнал светофора, а во-вторых, цвет безопасности и надежности.
Архитектура
Параллельно с брендингом начали заниматься и технической работой: декомпозировали бэклог на фичи и занялись бэкендом. Чтобы успеть к сроку, нам пришлось торопиться, и поэтому мы допустили с пяток ошибок разной степени сложности, о которых подробно написал архитектор проекта Леша Половинкин в нашем блоге на Хабре. В техническом смысле перед нами стояла реально впечатляющая задача: создать сайт и мобильные приложения на Android и iOS с кучей интеграций и сервисов, рассчитанные на как минимум миллион пользователей в день. Чтобы заставить такую махину работать, да еще и в короткий срок, выбрали микросервисную архитектуру в Kubernetes, где каждый логический юнит — это отдельный сервис.
Поговорим о технологиях, о том, что мы любим больше всего. Итак, сервисов получилось много:
- сервис объявлений (самый крупный из всех): через него можно создавать объявления, искать, редактировать их и т. п.;
- сервис SEO: его задача — обеспечивать умную настройку правил формирования URL, а еще делать так, чтобы сайт быстро находили в сети;
- сервис замазывания номеров на фотографиях: здесь мы применяли machine learning — сервис сам находит номер машины на фотографии и прячет его;
- сервис кредитования: своеобразный кредитный калькулятор;
- сервис трейд-ин: он помогает продавать автодилеру за счет интеграции с CRM.
И это даже не полный список. Другие сервисы отвечали за блог, хранение истории поисков, избранного, профилей пользователей, финансовые программы, маркетинговые активности, геолокацию и т.п.
Конечно, вся архитектура находится в Kubernetes, потому что:
- помогает мониторить сервисы и распределять нагрузки;
- саморегулирует отказы от неработоспособных контейнеров;
- помогает выпускать новые версии на базе старых и позволяет бесшовно масштабироваться.
Кроме того, изначально было понятно, что проект Mycar будет расти, и монолит мешал бы его масштабированию. Хотя, конечно, были и свои недостатки: на создание инфраструктуры ушло много ресурсов, мы ее долго выбирали. Но итогом остались довольны.
Главные фичи
Когда мы закончили работать с брендингом и архитектурой, взялись за фичи. Главной задачей было сделать каталог интуитивно понятным, а продажу автомобилей безопасной для пользователей и бизнеса. Начали с дизайна: его сделали максимально легким, чтобы ничего не отвлекало от выбора машины. Кроме того, добавили мультяшные элементы. Напишите в комментариях, нравятся ли они вам.
Саму карточку с объявлением сделали функциональной и простой. Продавец может добавлять в нее сколько угодно фотографий или даже видео. При этом связаться с продавцом легко: в карточке есть специальная кнопка. Но его личные данные захэшированы, чтобы их не могли скопировать злоумышленники.
Всю информацию о машине, которая понравилась, можно узнать из превью на главной странице. Так можно сравнивать несколько автомобилей, не открывая отдельные вкладки. Все основные опции мы успели сделать в срок — уже летом первая версия сервиса была готова, но заказчик, как мы и говорили, решил расширить MVP.
Так во всей истории появился кредитный калькулятор: захочется купить машину подороже — можно прямо на сайте рассчитать, каким будет ежемесячный платеж и какими будут переплаты. Больше того, заявку на кредит тоже можно подать через сайт и приложения. Затем добавили еще один большой сервис — блог с новостями автоиндустрии и вокруг нее.
Мобильное приложение
Версии мобильного приложения Mycar для iOS и Android сразу входили в MVP. Astana Motors понимали, что большая часть пользователей будет продавать или покупать машины через «сотку» (так в Казахстане называют мобильные телефоны, такая вот местная особенность).
Из особенностей: в мобильной версии сделали больший акцент на фото — их с экрана смартфона должно быть хорошо видно. Они перелистываются по свайпу, их легко скринить (помните же про скрины?=)) и отправлять кому-то.
Что в итоге
Вернемся к нашей хронологии. Запустить итоговый и полностью работающий продукт мы должны были в июне. Полностью разработать масштабный проект за 4 месяца, как вы понимаете, практически невозможно — так что реальный срок сместился на конец лета. Но когда на горизонте уже замаячил финиш, заказчик расширил MVP.
В итоге запустили Mycar в сентябре. Посчитаем: февраль, март, апрель… сентябрь. Получилось 7 с небольшим месяцев. За это время команда со стороны заказчика существенно выросла, и мы готовы были передать им полностью работающий проект. В конце прошлого года, когда мы активно следили за статистикой, на сайте ежедневно было 7000 активных объявлений. Активных — то есть не старше 2-х недель.
Давайте подытожим, что же удалось сделать за 7 месяцев:
- мы собрали команду с нужными компетенциями и экспертизой: от аналитики до ввода в эксплуатацию;
- выстроили процессы разработки и передали экспертизу заказчику;
- разработали удобный сервис, успели сделать и веб- и мобильные приложения;
- выстроили процессы управления продуктом на основе данных и передали всё внутренней команде проекта.
И главное правило — исследуйте рынок, на котором работаете. Это могут быть как сайты и приложения, так и игрушки для детей или кровля для домов. Делитесь в комментариях вашими историями создания цифровых продуктов на других рынках, с удовольствием подискутируем на этот счет.
Пока не сказали, что линия - это лобовое стекло, вообще бы не понял (это с учетом того, что я подкованный в брендинге человек).