Трансформация на рынке FMСG, или 11 причин, почему ваш товар завтра (не) купят

Рынок перестал быть прежним – почти одномоментно накопилась критическая масса факторов и изменений. О них и поговорим.

Трансформация на рынке FMСG, или 11 причин, почему ваш товар завтра (не) купят

Российский рынок вступает в эру новой конкуренции, более жестокой, более напряженной и (!) более умной. Для того чтобы подготовиться к этой эре, действовать нужно уже сейчас.

Итак, с какими вызовами нам придется работать уже сегодня и в будущем году:

1. Очень плотная полка + e-commerce

С одной стороны, физическая полка становится все плотнее, с другой – активный рост электронной коммерции. При этом е-com дает меньше пространства для бренд-коммуникации с потребителем: там сложнее выделиться и запомниться именно как бренд. Конкуренция в таких условиях требует новых подходов и выверенной стратегии.

Трансформация на рынке FMСG, или 11 причин, почему ваш товар завтра (не) купят


2. «Одинаковые» обещания

Потребитель принимает решение у полки не пробуя продукт, опираясь на бренд-коммуникацию. При этом уже практически все игроки подтянулись и стали маркетингово подкованными, формулируя похожие УТП: все уже симпатичные, вкусные и полезные.
При этом, несмотря на уникальные особенности каждого продукта/бренда, большинство товаров все-таки соответствует определенному стандарту качества и понятным вкусовым характеристикам. И потребитель почти не видит разницы. Все это делает процесс выбора для покупателя более стрессовым и сложным.

Трансформация на рынке FMСG, или 11 причин, почему ваш товар завтра (не) купят

3. Компромиссные продукты

Жесткие требования рынка не всегда позволяют дать продукт, который устроит покупателя по качеству и цене. Компромиссный продукт становится все чаще нашей реальностью, когда производитель вынужден найти баланс между требованиями ретейла, собственной прибылью и качеством товара.
А есть целые категории, где все больше таких компромиссов и даже высокая цена не гарантирует, что потребитель получит действительно качественный продукт. А запрос на это есть!

фото с сайта ru.freepik.com
фото с сайта ru.freepik.com


4. Новинки, новинки! Новинки...

В последние годы производители активно выпускают новые позиции, вкусы – продуктовые матрицы брендов постоянно расширяются.
С одной стороны, этому способствует тренд-запрос потребителя на новинки, с другой – важно не заиграться в эту историю и не расфокусировать бренд, так как потребителям становится все сложнее обрабатывать новую информацию, сталкиваясь с большим количеством таких предложений.

фото с сайта www.lubyatovo.ru
фото с сайта www.lubyatovo.ru


5. Рост экосистем

Экосистемы становятся частью нашей жизни и меняют привычный ландшафт торговли. В том числе и в FMCG. Например, бренд «Мираторг» уже давно не только про мясо. Экосистемность, хотим мы того или нет, нагружает «операционную» память нашего потребителя, ведь ему нужно расширять восприятие бренда в своем сознании.
И обучение потребителя, правильная коммуникация и ёмкое позиционирование становятся сегодня важными требованиями при таком подходе.

Трансформация на рынке FMСG, или 11 причин, почему ваш товар завтра (не) купят


6. Конкуренция со стороны крупных ретейлеров

CTM в ретейле становятся серьезными игроками на рынке, предлагая продукцию уже практически во всех ценовых сегментах и товарных категориях. Для создания собственных продуктов ретейл эффективно использует метаданные о поведении потребителя, чтобы точно соответствовать их запросам. И мы должны это учитывать (!).

Трансформация на рынке FMСG, или 11 причин, почему ваш товар завтра (не) купят


7. Диффузия категорий и новые правила

Традиционные границы между различными категориями товаров стираются. Например, дизайн упаковки алкоголя может напоминать упаковку сока, а премиум-якоря могут присутствовать в бюджетном продукте и наоборот. Это вызывает «путаницу» у потребителей и требует дополнительных усилий для распознавания продукта и его свойств.

Трансформация на рынке FMСG, или 11 причин, почему ваш товар завтра (не) купят


8. Очень схожие дизайн и приемы

Многие бренды начинают использовать похожие элементы дизайна, похожие food-зоны, приемы и ходы, что приводит к еще большему размыванию. Покупатели могут легко «перепутать» продукты разных производителей, особенно если упаковка имеет «сходство до неприличия».

Трансформация на рынке FMСG, или 11 причин, почему ваш товар завтра (не) купят


9. Информационная перегрузка

Сегодня как никогда потребители сталкиваются с огромным количеством информации и вариантами выбора. Плюс общая турбулентность на мировой арене и негативные темы в инфополе. Все это вызывает раздражение и сильную усталость от инфошума. И рекламная коммуникация в таких условиях становится менее эффективной.

фото с сайта ru.freepik.com
фото с сайта ru.freepik.com


10. Мультикультурная страна, специфика потребителя по регионам

Россия является многонациональной страной, где каждый регион имеет свою культурную специфику. Учитывать эти различия при разработке и продвижении продуктов крайне важно. Например, мы, чтобы успешно выводить продукт с широкой логистикой, постоянно изучаем ментальный код российского потребителя, региональные особенности и плотно работаем с нейромаркетингом и физиологией человека.

11. Всё новые и новые паттерны поведения

Привычки и предпочтения потребителей активно меняются, появляются новые запросы и модели потребления. Производители вынуждены быстро реагировать на эти изменения, чтобы оставаться конкурентоспособными. Для того чтобы ваш продукт был нужен сегодня и завтра, гибкость становится важным критерием для бизнеса и продукта. Также мы рекомендуем активно включать в работу понимание структуры мотивации потребителя, умело работать с триггерами в дизайне и коммуникациях и находить более точные инсайты. Больше (и быстро) исследовать и тестировать.

.

Как итог

Итак, рынок FMCG претерпевает значительные изменения, которые важно учитывать. Они требуют от компаний новых подходов, но одновременно дадут возможности для тех, кто готов адаптироваться и меняться.

Если тезисно – ресурс для конкуренции в этих условиях лежит еще и в работе с нематериальными бизнес-активами: бренд и имидж, производственные возможности, продуктовая матрица, команда и партнеры. Новые вызовы ждут активных шагов и грамотных стратегий.

В следующих материалах поделюсь ценными идеями и практическими советами как справляться с этими вызовами

22
2 комментария

На тему вторичных преимуществ не работают. Польза д/б двойная и более. Ну и креативность идёт в общем русле, так что и креативностью назвать язык не поворачивается. Стандартные люди делают стандартные вещи.

Спасибо за интересные мысли. Есть о чем задуматься.