Я за процесс, я не за результат

Часто слышал, особенно от менеджеров компаний с третьем уровнем культуры фразу, подытоживающие каждое совещание– я не за процесс, я за результат.

Да я и сам раньше так говорил, но действовал не всегда, иногда меня подхватывал поток и я наслаждался процессом, стыдясь себя и своих чувств – мы же серьезные люди, на работе нельзя получать удовлетворение, особенно от процесса!

Решил поделиться своим опытом как делать иначе бизнес, и что из этого получается.

Меня учили что пул культура это для инновационных компаний, и я решил попробовать!

Я за процесс, я не за результат

Имея действующий прибыльный бизнес, основанный на традиционной бизнес-модели летом 2021 мы задумались над диверсификацией бизнеса. Чувствовали, что надо строить новую лодку, потому что если придет время ей воспользоваться, начинать надо заранее! Анализировали сегменты, выбор сделали неожиданный - финтех! Мир финансов мной был не изведан, а интерес был большой – сегмент имеет большой потенциал роста, а еще потому что это совершенное новое направление деятельности с которым никогда не сталкивался. Подошли с командой к вопросу основательно. Провели исследования рынка, пригласили в команду трех топов которые имели опыт реализации финтех проектов, начали консультации с лидерами финтех индустрии, и как конец фазы исследования - провели митап где сформировали общее видение проекта. Надо сказать, что это был для меня очень тяжелый путь в 2,5 месяца – в первую очередь из-за того, что я совершенно по новому реализовывал фазу R&D. Раньше мой опыт был основан на том что мы делаем именно исследования и девелопмент параллельно, такой подход был неплохой, но существенно снижал качество исследований и удорожал разработку, получалось что исследования продолжались и ложились на разработку, которую нужно было менять, в тех отраслях где у меня достаточно компетенций это не приводило к большим затратам но позволяло ракетой стартовать от фазы PoC до MVP. Но в финтехе кроме юзерского опыта у нашей команды на начальном этапе исчерпывающих компетенций не было. Ребята которые пришли из отрасли – настоящий клад, столько инсайтов и энергии появилось в проекте! Существенно укрепившись, мы взялись за реализацию – провели исследования рынка, сделали касдев, заключили контракт с Ipcos на подтверждение гипотез. Это было все правильно и выверенно, но начал теряться драйв, по моему опыту это очень опасно для любого стртапа. И тогда пришла в голову идея – сделать комитмент! Этот термин я открыл для себя проходя стажировку в силиконовой долине. Комитмент – это публичное объявление готовности взять на себя определенное обязательстве в будущем, в общем для того, чтобы не отказаться от мечты – мы решили что нужно обязательно сделать шаги которые не дадут нам отступить если появятся сложности. А сложностей в мире финтех оказалось много.

Наш взгляд в качестве первого шага к мечте – брокерская компания! Брокер — это еще не банк, но уже и не МФО! Логика на тот момент была железной! Мы только отчасти понимали, что из себя представляют требования регулятора ЦБ, как получать лицензии, как получать аккредитации на Московской и Санкт-петербуржской бирже. Главное, что было в тот момент – желание развиваться и понимание того, что кадры решаю все! Вот такие были предпосылки при создании моего самого успешного стартапа – Брокерской компании «Вектор Икс», кстати в названии Икс – это"зашифрованный" мультипликатор.

Мы стартовали, собрали команду из профессионалов и поняли, что у профи с рынка совершенно отличный от нашего подход к брокерскому бизнесу, типа девиз брокера - нам не нужна миссия нам нужна комиссия. Это хоть и шуткой звучало, но давало понимание - опыт при инновациях часто вредит проекту. Мы не отчаивались, проводили обучение, тренинги, закупили бизнес-литературу, приглашали Сколковских, в общем начали менять людей, а потом менять людей - те кто не хотел измениться (а это очень тяжело знаю по себе) пришлось расставаться.

Но процесс был запущен. А для меня уже в то время – правильно выстроенный гармоничный процесс был гораздо важнее конкретного результата.

К концу 2021 года у нас сформировался крепкий костяк из креативных профессионалов.Это еще не была команда мечты, но задатки для нового взгляда на рынок и продукты.

Сначала Команда брокера ждала идей от меня, но после множества попыток получить директиву для реализации от собственника сдалась и начала креативить. Я всячески поддерживал это и наш девиз был – давайте ошибаться, ошибаться часто, но не дорого! Декларировать это просто, но для любого профи, особенно из мира финансов ошибка — это провал. Но там, где ищешь инновации и там где создается что-то новое без ошибок нельзя, именно ошибки и есть главная цель и главный результат при старте проекта, надо отрабатывать гипотезы, а старт и в HADI цикле начинается с гипотезы и цель в начале - как можно больше гипотез отработать получив максимум инсайтов.

Я за процесс, я не за результат

В конце декабря 2021 года мы провели стратсессию, нашли УТП, сделали план и с воодушевлением приступили к работе в январе 2022 года. Ну а дальше прилетел черный лебедь инвестиционного бизнеса и мы растерялись (бизнес-план ведь уже был сформирован на 2022 год) но не на долго, команда научилась и растерянность сменилась на сосредоточенность и поиск новых идей развития. Мы начали искать новые голубые океаны. Наше преимущество было в гибкости и открытости, мы изменили подход отрасили к клиенту – главное не комиссия, главное – дать ценность клиенту.

Один из инновационных кейсов родился внутри команды – продукт ЦФА. ЦФА – это цифровой финансовый актив, смысл в том чтобы клиент мог в 10 раз быстрее и в 10 раз дешевле провести транзакцию с инвестиционным классом активов, таким как палладий, золото, брильянты и прочее. Идея была супер, мы встретились с командой платформы Атомайз и работа закипела. Наши ребята работали быстро и качественно и как результат – мы стали первой компанией в нашей стране совершившей сделки с ЦФА не только в сегменте В2В но и в дальнейшем в сегменте В2С. Нас это окрылило и мы еще получили хороший профит от сделок - 42 процента годовых, это были первые заработанные деньги! Дальше были новые проекты мы падали, вставали и считали не столько раз сколько упали, а столько сколько сумели встать после падения. Успех к нам пришел неожиданно в там, где мы и не ждали, расскажу про это отдельно. А этот проект ЦФА стал для нас спиноф проектом (спиноф – это термин пришел из мира кино, когда есть актер в сериале с ролью второго плана который запомнился и полюбился зрителям, и про него снимают отдельный фильм) положил начало новому направлению в моей деятельности - токенизации активов.

33
1 комментарий