Антитеррористическая защищенность объекта (территории). Что это и зачем?

Что конкретно заключается в данном понятии? Какую важность для бизнеса и государства оно скрывает? Давайте разбираться вместе.

Определение понятия звучит так: антитеррористическая защищенность объекта (АТЗ) - это комплекс мероприятий, который направлен на предотвращение и минимизацию угроз террористических актов на территории объекта. Другими словами - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, места массового пребывания людей, препятствующее совершению противоправных действий.

Отсюда снова вопрос: что такое состояние защищенности здания?

Если простыми словами, то сюда входит инженерно-техническое оснащение: ограждение, КПП, шлагбаумы, система видеонаблюдения, системы контроля и управления доступом (турникеты, считыватели, контроллеры и т.д.), противопожарные системы и оборудование, физическая охрана, а так же документация по антитеррористической деятельности и др. Подробнее об инженерно-техническом оснащении и требованиям к нему надо разбирать отдельно.

Кого же все-таки касается антитеррористическая защищенность?

Здесь все просто. Если у вас есть свой бизнес, к примеру ресторан, торговый центр или магазин, ночной клуб, клиника или стоматология, кинотеатр, гостиница или хостел, то вы обязаны позаботится о безопасности посетителей. "Зачем это нужно? Ведь у меня итак все в порядке и никах угроз нет!", - подумаете вы. Но! в свое время и сотрудники непримечательного дома культуры на юго-востоке Москвы никак не ожидали такого исхода, приглашая зрителей на просмотр мюзикла. Чем завершилась эта история всем прекрасно известно.

Данная тема касается не только частного бизнеса, но и государственных организаций, где предусмотрено массовое пребывание людей. Правительством РФ издано множество законов, регулирующих антитеррористическую безопасность предприятий разных сфер деятельности. Эти законы обязывают не только обеспечивать безопасность граждан, но и иметь действующий паспорт антитеррористической защищенности (по-другому: паспорт безопасности, антитеррористический паспорт, ПАТЗ и т.д.).

Что такое паспорт безопасности и зачем он нужен?

Давайте представим ситуацию: крупный бизнес-центр захватили непонятные лица с понятными намерениями, взяли людей в заложники. На ситуацию сразу же отреагировали силовые органы. Как они будут выстраивать порядок действий по спасению людей? По идее им нужны максимально подробные данные об этом бизнес-центре: поэтажные планы, расположение входов и выходов, расположение камер и т.д. То есть абсолютно вся информация об инженерных особенностях и инженерно-технической составляющей объекта. Где же силовики будут искать все нужные данные? Правильно, в паспорте безопасности, экземпляр которого они запросят в своих архивах и получат в кратчайшие сроки. Ведь по законодательству в обязательном порядке ПАТЗ объекта передается на хранение в ответственные органы. То есть в данном случае, доля вероятности спасения людей значительно увеличивается.

Паспорт безопасности (антитеррористической защищенности)
Паспорт безопасности (антитеррористической защищенности)

А теперь представим, что паспорта у бизнес-центра по каким-то причинам нет. Уйдет уйма времени, пока органы безопасности соберут необходимую информацию и выстроят план действий по спасению людей. В этом случае, безусловно, исход будет печальным.

Наличие у предприятия антитеррористического паспорта - это наиважнейшая составляющая безопасности людей. Требования к составлению и согласованию этого документа регулируются профильными постановлениями Правительства РФ. Подробнее с ними можно ознакомиться на сайте

Антитеррористическая защищенность объекта (территории). Что это и зачем?

Сама процедура оформления паспорта довольно трудоемкая и времязатратная. Кроме этого, чтобы самостоятельно организовать разработку всех необходимых документов нужны определенные знания в области антитеррористической деятельности и правил взаимодействия с согласующими органами, а так же навыки составления схем и технической документации. Именно по этим причинам оформление ПАТЗ руководители предприятий доверяют специализированным узконаправленным организациям.

Сразу оговорюсь, услуга оформления паспорта у подрядных организаций стоит недешево. На это есть рад причин.

Первая причина - это сложный комплексный процесс с определенным порядком действий, который может затянуться от нескольких месяцев до полугода.

Вторая. При составлении комплекта документов по АТЗ важно, чтобы они максимально соответствовали всем требованиям территориальных согласующих органов. Иначе, их будут бесконечно возвращать на доработку, а это драгоценное время и нервы.

Третья. Не каждая специализированная организация имеет право работать с документацией ограниченного распространения, к которой относится ПАТЗ (пометка "Для служебного пользования" или "ДСП"). Поэтому, прежде чем заключить договор с такой организацией, нужно запросить подтверждение этого права. Как правило, подтверждением являются аттестаты защищаемого помещения и рабочего места, соответствующие требованиям по безопасности информации. Поскольку подделок много, то их достоверность нужно проверить в выдавшем органе.

Четвертая. Подрядных организаций, которым можно доверять немного. Здесь нужно обратить внимание на стаж работы в области разработки паспортов и успешные кейсы. К примеру, сотрудничество с известными крупными организациями, в том числе и сетевыми (это важно!). Почему? Потому что крупные заказчики тщательно проверяют контрагентов и выбирают только организации с хорошей репутацией для сотрудничества, иначе в суде подрядчикам несдобровать. Зачастую компании, которые предлагают самую низкую цену среди остальных конкурентов в своей нише, не выполняют обязательства перед заказчиком. И вот с этого момента заказчику становится очень интересно жить). Бесконечные проверки и предписания со стороны органов, звонки, письма, предупреждения и (не дай бог) штрафы за невыполнение требований.

Вывод: выбирая самую низкую стоимость разработки паспорта безопасности среди прочих, вы рискуете не только нарваться на крупные шрафы от государства из-за невыполнения требований законодательства, но и будете вынуждены обратиться за помощью повторно, но уже в другую, более компетентную компанию и за другую цену. Откровенно говоря, это нередкие явления. Данную ситуацию хорошо отражает старая поговорка: "Скупой платит дважды".

Резюмируя, подведем итоги.

1. Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это важная составляющая не только для безопасности людей, но и для безопасности бизнеса.

2. Во избежание штрафов за невыполнение требований законодательства важно заранее позаботиться о составлении паспорта безопасности и всех необходимых документов. Выполнить в установленные сроки все рекомендации и предписания проверяющих органов.

3. Не стоит пытаться разработать и согласовать ПАТЗ самостоятельно без наличия определенных знаний, навыков и запаса времени. Лучше обратиться к квалифицированным специалистам в этой области. Это даст вам свободу от лишних действий и головной боли + защитит от штрафов. Как только договор со специализированной организацией будет заключен, абсолютно все заботы кампания берет на себя и отчитывается о ходе работ не только перед заказчикам, но и перед согласующими органами.

4. Не стоит экономить на подготовке антитеррористической документации. Услуги в этом направлении не могут стоить дешево просто потому, что это сложный процесс с огромным количеством нюансов и серьезной ответственностью.

В заключение хочется дать совет. Компании с большим опытом и хорошей репутацией обычно бесплатно предоставляют подробную консультацию по любым вопросам, даже если у вас нет цели заключать договор. Не стесняйтесь обращаться и не затягивайте с данным вопросом - это потерянное время может обойтись дороже, чем кажется.

Если вопросы все же остались можно попробовать найти ответ на нашем официальном сайте или просто позвонить и спросить у специального человечка ))) +7 (495) 137-40-21

Начать дискуссию