Михаил Климарев, российский IT-эксперт, исполнительный директор некоммерческой организации «Общество защиты интернета», который следит за ситуацией в Беларуси, также считает, что причина может быть в фильтрующем оборудовании.
— Вчера где-то в восемь утра по минскому времени произошло одномоментное отключение практически всех зарубежных аплинков (каналов связи в Сети. — Прим. TUT.BY). В частности, 6697 — это канал вашего крупнейшего провайдера «Белтелеком». Собственно, через эту автономную сеть фактически проходит весь «народный» интернет.
Дальше у вас есть еще такая штука, как Национальный центр обмена трафиком. На этом НЦОТ как раз утром началась какая-то чехарда. Я с этим долго разбирался, но пока не понял, что там произошло. Но ощущение такое, что все линки, что там были, завернули на одну-единственную сеть, где стоит оборудование DPI — так называется оборудование глубокой проверки пакетов (я нашел в интернете, что у НЦОТ в 2018 году был контракт на покупку как раз такого оборудования).
Затем кое-какие линки поднялись, а какие-то — нет. Некоторое время работала связанность с Россией. Наши большие интернет-сервисы, такие как «Яндекс» и Mail.ru, тоже отмечали, что у них утром почти что все отключилось, потом восстановилось, но трафик шел «в полочку», он был «зашейпен».
Шейпинг — это ограничение пропускной способности канала для отдельного узла сети ниже технических возможностей канала до узла. Обычно используется как средство ограничения максимального потребления трафика со стороны узла связи.
Что это значит? У оборудования есть возможность выставить предел передачи данных. То есть, условно говоря, оборудование может выдавать 100 Гб в секунду, но на нем поставили ограничение в 1 Гб.
Но здесь не то что искусственно ограничили — скорее, это оборудование DPI имеет предел пропускной способности. И вместо того, чтобы давать 10 Гб, оно давало 5, 6 или 8, в зависимости от поставщиков интернет-услуг, которых, кстати, довольно много, так как белорусы пользуются и «Яндексом», и продуктами Mail.ru.
Потом уже, днем, возможно, начались какие-то эксперименты с этим DPI. Может, начали пытаться блокировать какие-то ресурсы, ограничить доступ к VPN. Сообщают, что такие «обычные» системы VPN, как, например, OpenVPN, работали нестабильно. При этом хорошо работали предназначенные для обхода блокировок серверы вроде Psiphon. И Telegram как раз работал: он умеет находить все эти шлюзы.
Ближе к вечеру, около десяти вечера по минскому времени, связанность Беларуси прекратилась почти что совсем (индекс связанности — совокупное количество связей между отечественными и зарубежными автономными системами. — Прим. TUT.BY). Снаружи перестали открываться сайты, которые хостятся внутри Беларуси, а те, которые не внутри Беларуси, были видны, конечно. Но вот сейчас связанность начинает появляться.