О платном и бесплатном продвижении.

Настало время с чего-то начать. Поэтому начну с начала. Итак, что такое продвижение? Это рассказ о своём бизнесе, чаще всего, потенциальным клиентам.

Рассказ этот бывает 2 видов:

Платный

Условно бесплатный.

Платный.

Тут всё, вроде, понятно. Платишь деньги и специальные рекламные сервисы (или блогеры) рассказывают о твоём бизнесе. А кому платить? Тоже ясно - Яндекс Директ, ВК реклама, Телеграм АДС, продвижение в картах и т.д. А кому они будут рассказывать? Не будут же рекламировать мою шаурму среди тех, кто живёт на другом конце города, кто предпочитает другую кухню или вообще веганы? Или какой смысл в рекламе юр. адреса интернет-магазина на картах, если есть доставка по всей стране? А как заманить к себе тех, кто не имеет чётко выделенных признаков? В В2В секторе или при продаже товаров широкого спроса? Как вообще рекламироваться так, чтобы вложения окупились? Тут уже вопросики. Но на них вы получите ответ в дальнейшем.

Теперь пара слов про условно бесплатные способы.

За них мы 100% платим своим временем, силами и несём доп. расходы. Тут вопросы возникают сразу: куда "идти" и кому говорить? Т.к. живём мы в 21 веке, то я позволил себе взять слово "идти" в кавычки. В первую очередь, "топать" стоит в соцсети. Первыми на ум приходят ТГ и ВК, которые, по сути, самые доступные и в которых есть тематические каналы и паблики. Также стоит присмотреться к специализированным и более узконаправленным соцсетям и форумам или живым сайтам - TenChat, VC, ppc.world и другие, список можете продолжить)

В офлайне также есть интересные места: нетворкинги, выставки, мероприятия концерты или другие места притяжения. Вход туда обычно платный, поэтому даже при применении собственных усилий придётся потратиться.

Каждый из этих способов вполне можно применять по отдельности или комбинировать с другими. Важно понять, что из этого может сработать и на что есть ресурсы. А в этом разберёмся позже.

Сейчас же поведаю о том, как как выбрать и скомбинировать их.

Итак, для чего вообще существует бизнес? Для заработка денег. Поэтому важно скомбинировать все положительные стороны разных типов рекламы так, чтобы результат был достаточно хорош, чтобы закрыть глаза на отрицательные стороны.

Тезисно сравним эти способы.

Условно бесплатное продвижение.

Плюсы:

1. Дёшево;

2. Есть возможность действительно хорошо изучить клиента (Кастдев - маст-хэв);

3. Более дешёвые ошибки;

4. Приходится сильнее разбираться в маркетинге.

Минусы:

1. Долго (по дням календаря);

2. Занимает много времени и сил (по количеству часов в день);

3. Медленный прирост клиентов, пока не заработает сарафан.

Платное продвижение.

Плюсы:

1. Скорость получения результата;

2. Больший охват в моменте;

3. При хорошей настройке мало тратится времени на поддержание результата.

Минусы:

1. Дорого;

2. Можно слить практически любую сумму с околонулевыми результатами;

3. Хуже понимание клиентов = больше шансов упустить что-то важное.

Если обобщить, то получается следующее.

При применении условно бесплатного продвижения для достижения хоть какого-то результата требуется гораздо большее погружение в маркетинг, в продукт и в знания клиента. Достижения действительно хорошего результата - чистой воды лотерея. Но при этом сам человек становится действительно экспертом в вопросе знания своей аудитории. И не стоит забывать, что конкуренты не будут ждать, как те злодеи ждут, пока ГГ превратится в свою боевую форму.

При платном же продвижении мы получаем не развëрнутые ответы о болях и потребностях клиентов, а только значения в статистике, которые показывают, сработало ли то или иное предположение о целевой аудитории или нет. Т.е. генератором гипотез является не клиент, а бизнес. Да, можно нанять хорошего умного спеца, который будет приводить максимально целевую аудиторию, но можно запороть все усилия на этапе посещения сайта, общения с продавцом или любом другом этапе взаимодействия.

Подытожим.

В зависимости от того, какие есть возможности и потребности, следует выбирать, с чего начинать, как продолжать и какую форму продвижение примет в будущем.

Теперь поговорим о том самом Философском камне в продвижении - Сарафанном радио(далее сарафан или СР).

Итак, в чём же принцип сарафана, как его раскрутить?

Тут важно соблюдать несколько базовых принципов:

1. Эмоции(положительные);

2. Простота запоминания;

3. Актуальность;

4. Дополнительная стимуляция клиентов.

Итак, об эмоциях.

Казалось бы, чтобы запустить сарафан нужно очень качественно делать свою работу, тогда люди будут довольны и будут рекомендовать меня своим знакомым. Отчасти, это так, но не будем забегать вперёд. Качество действительно важно, т.к. если предоставлять откровенно плохие услуги/товар, то СР рискует раскрутиться не в ту сторону. Но не стоит забывать, что тех, кто предоставляет приемлемое качество достаточно много и затеряться среди нормальных проще, чем тигру в Тайге. Поэтому важно замотивировать людей поднапрячься и запомнить вас, возможно, даже провести такую гигантскую работу, как записать контакты (в т.ч. сайт или соцсети).

А как вызвать именно эмоции?

Тут отлично работает сделать хоть чуть-чуть больше обговоренного, показав клиенту заботу, или выполнить всё с оригинальной подачей (в т.ч. можно оригинально оформить сайт или соцсети). Но оригинальность зайдёт не всем, а кого-то может и оттолкнуть, в то время как получение чуть большего количества проделанной работы наверняка вызовет позитив и желание как самостоятельно обратиться снова, так и порекомендовать знакомым.

Чуть больше = предоставить более подробную информацию = задать на 1-2 вопроса больше = помыть полы после ремонтных работ = предоставить инструкцию по дальнейшей самостоятельной работе и т.д.

Простота запоминания.

Тут стоит просто помнить, что человеческий мозг стремится к упрощению. Ну вот так мы устроены. Поэтому (или потому что) процесс запоминания очень энергозатратен и мотивация для этого должна быть серьёзная! Поэтому чем проще вас "добавить в закладки", тем лучше. QR коды, простые названия - наше всё.

Актуальность.

Тут ещё проще. Смысла нет запоминать тех, чьи товары/услуги нужны раз в несколько лет т.к. за это время всё может поменяться.

Дополнительная стимуляция сарафана.

Как бы вы не были хороши, СР нужно регулярно подкручивать, т.к. некоторые клиенты принципиально будут молчать о том, какие вы замечательные. Логика в этом следующая: "Сейчас я всем про этого фотографа расскажу, к нему повалит народ и поднимутся цены и если в следующий раз мне надо будет воспользоваться его услугами, то заплатить придётся х2, а то и х3 цену; не, пусть лучше работает по-тихой и не задирает ценник.". Так как же побороть таких клиентов?

Можно через самих клиентов, затмив долгосрочную выгоду сиюминутной, например кэшбеком/скидкой за приглашённых друзей. Тут главное не увлекаться, а то и до пирамиды недалеко!

Второй способ - самостоятельно рассказывать всем о своих компетенциях. Например, да-да, через блог. В таком случае за счёт регулярного напоминания о себе и демонстрации своих знаний/умений/товара появляется хороший шанс развития сразу нескольких приятных сценариев: кто-то из привлечённых подписчиков захочет обратиться, кто-то из подписчиков порекомендует другому человеку или потенциальный клиент при выборе товара/услуги убедится в компетенции и сделает правильный выбор.

11
Начать дискуссию