"Русский национальный костюм: символ культуры или модный тренд?"
«Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства».
В истории России женщины, включая простых крестьянок, отличались тонким вкусом и умением подчеркнуть свою индивидуальность через одежду.
В их громадных сундуках можно было найти бесчисленное количество разнообразных нарядов. Они особенно уважали и ценили разнообразие головных уборов, будь то простые повседневные или роскошные праздничные, украшенные бисером и блестящими камнями.
Национальный костюм, его дизайн и узоры в значительной степени зависели от географического расположения, климата и основных занятий в конкретном регионе.
Русский народный костюм представляет собой сложное и разнообразное явление, выражающее стремление красоты и улучшения быта. Он является важным объектом материальной культуры, объединяющий различные прикладные искусства и ремесла, которые развивались на территории России.
Ткацкое ремесло, искусство вышивки, вязальное ремесло, изготовление кружев, ювелирное искусство - все они находили свое отражение в русском костюме. Элементы костюмов украшались резными пуговицами из серебра и золота, драгоценными камнями на кокошниках и т.д.
Национальный русский костюм имеет множество связей с различными видами искусства. Это лишь часть аспектов его создания.
Традиционный русский костюм отличался тем, что одежда была либо распашной, либо накидной. Одежда накидного типа надевалась через голову, как современные футболки.
Народный русский костюм включал в себя много верхней одежды, таких как накидки, епанчи, шубы и прочее. Считается, что многие элементы одежды русского костюма были заимствованы у Византийской Империи и Польши – Речи Посполитой, что может быть связано с теорией "Москва – третий Рим".
«Наряжались красавицы разных сословий почти одинаково — разница была лишь в цене мехов, тяжести злата и блеске каменьев. Простолюдинка «на выход» надевала длинную рубаху, поверх нее — расшитый сарафан и душегрейку, отделанную мехом или парчой. Боярыня — рубаху, верхнее платье, летник (расширяющаяся книзу одежда с драгоценными пуговицами), а сверху еще и шубку для пущей важности».
В 17 веке завершилось формирование русского национального костюма, после чего начались изменения под руководством Петра I. Государь стремился к европейским реформам и провел изменения не только в общественной жизни, но и в национальном костюме.
С приходом Петра к власти носить традиционную русскую одежду могли только определенные слои населения, такие как крестьяне, монахи и духовенство.
До этого существовал указ о защите национальной самобытности, который запрещал московским дворянам носить зарубежную одежду.
Реформы Петра I кардинально изменили моду в России.
До этого времени существовали лишь парадная и повседневная одежда, фасоны которой практически не менялись на протяжении десятилетий. С приходом Петра I в Россию стали проникать различные европейские национальные костюмы:
- Венгерский
- Французский
- Немецкий, который наиболее прочно закрепился в русской моде и практически вытеснил национальный русский костюм.
Таким образом, реформы Петра I ознаменовали переход от традиционной, практически неизменной одежды к динамично меняющейся европейской моде.
Сарафан у знати был забыт после реформ Петра I, который требовал от приближенных носить европейскую одежду.
Екатерина Великая вернула этот предмет гардероба, желая воспитать в подданных чувство национальной гордости. Став императрицей, она сама стала носить русское платье, за что дамы при дворе последовали ее примеру.
До 20 века национальный русский костюм был представлен в основном крестьянской одеждой.
Сегодня его чаще используют на тематических мероприятиях и не носят в повседневной жизни, что является негативной тенденцией.
В других странах, например, в Японии, традиционная одежда все еще актуальна и носят как на свадьбах, так и в повседневной жизни.
Эта культурная самобытность сохранена в России в меньшей степени.
Хотели бы возродить национальный костюм в России?
Приглашаем дизайнеров одежды и аксессуаров со всего мира принять участие в конкурсе "Петербургские сезоны". Здесь вы сможете представить свои уникальные коллекции, воплотив в них ваше личное видение и культурное наследие. Ваш творческий потенциал будет оценен опытным жюри, а победитель получит возможность показать свою коллекцию на подиуме Италии в рамках проекта Promenade della Moda, который проводится в Милане во время недели моды. Это отличная возможность продемонстрировать свой талант и получить признание в мировом модном сообществе.