Игровое обучение: взрослые дети и древняя мудрость на новый лад

Знаете, что самое интересное в этой новости про подмосковных энергетиков, освоивших охрану труда через геймификацию? Это отличный пример того, как старые добрые методы становятся современным инструментом обучения. Геймификация — это ведь не просто модное слово, это проверенный временем способ учиться, играя. Здесь все правильно: вовлечение, эмоции, азарт. Именно так обучение превращается из скучного процесса в нечто действительно увлекательное и эффективное. Тут наоборот — все правильно. Геймификация — это же как бабушкина мудрость, передающаяся через века: играй и учись. Вот так оно и работает. Ведь обучение через игру — это не просто модный тренд, который придумали коучи и маркетологи. Это штука старая как мир и, главное, проверенная.

Игровое обучение: взрослые дети и древняя мудрость на новый лад

С детства мы учились строить башенки из кубиков, и так познавали физику и гравитацию. Сейчас мы — просто большие дети, и вместо кубиков у нас "силы и средства", которые надо расставлять по местности. Энергетики, шахматы, полководцы... Все, в общем-то, из одной коробки. Ребенок познает мир через игру, и это остается с ним на всю жизнь. Взрослый не становится менее восприимчивым к знаниям, если они подаются с эмоциональной составляющей — наоборот, именно так знания всасываются, как вода в засушливую почву. Когда человек эмоционально вовлечен — он уже в игре, а значит, обучение становится увлекательным и безопасным. Можно отрабатывать навыки, совершать ошибки, учиться на них, и все это без риска для реальной жизни. В безопасных условиях мы учимся быстрее и эффективнее, а мозг впитывает знания лучше, как будто ничего важнее на свете нет.

Шахматы, кстати, были далеко не первым инструментом стратегического обучения.

Древние полководцы, когда у них не было под рукой реальной войны, раскладывали войска и карты, чтобы проиграть сражения хотя бы в голове. Академия МЧС, кстати, использует похожий подход: там есть такой термин, как "пожарно-тактические деловые игры". Это не игра с плюшевыми мишками и картонными солдатиками, а вполне серьезная подготовка будущих офицеров к реальным ситуациям. Они расставляют силы, ликвидируют чрезвычайные происшествия — и все это в игровом формате. Так что если кто-то думает, что геймификация — это просто "похихикали и забыли", то я с этим категорически не согласен. Игровые методы — это вполне себе рабочий механизм для привития знаний и навыков, параллельно с поднятием боевого духа, развитием чувства локтя и улучшением настроения. И это приносит пользу не только сотрудникам, но и начальству. Геймификация — это один из самых мощных инструментов, который помогает превращать теорию в практику и делать обучение не просто полезным, но и интересным.

Почему?

Потому что геймификация дает возможность учиться не "всухую", а с интересом, азартом. Вот как в Академии МЧС: имитация боевых действий — это не просто забава, это прокачка навыков, тренировка реакции, принятие решений на уровне инстинкта. Геймификация вовлекает, мотивирует, заставляет думать и действовать, а не просто запоминать абстрактные данные. И если кто-то до сих пор думает, что игровые методы — это несерьезно, то, возможно, стоит вспомнить, что шахматы придуманы много веков назад и до сих пор работают. Потому что игра учит думать и в какой-то мере жить разумом, а не одними инстинктами и эмоциями.

Так что, друзья, обучайте своих сотрудников, как будто они дети, потому что в нас всех этот ребенок еще живет.

Мы по-прежнему хотим строить башенки из кубиков, только теперь это башенки из знаний, навыков и правильных решений. И если что-то работает, то не важно, сколько лет этому методу. Главное — это приносит результат.

11
Начать дискуссию