{"id":13886,"url":"\/distributions\/13886\/click?bit=1&hash=830980e998c57143b7939201e0c0a7c7faf66494e3f81d26faa1100cf4336772","title":"\u00ab\u041c\u043e\u0434\u0443\u043b\u044c\u0431\u0430\u043d\u043a\u00bb: \u043f\u043e\u043c\u043e\u0436\u0435\u043c \u043e\u0442\u043a\u0440\u044b\u0442\u044c \u041f\u0412\u0417 \u0438 \u0440\u0435\u0448\u0438\u043c \u043f\u0440\u0435\u0442\u0435\u043d\u0437\u0438\u0438 \u043c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442\u043f\u043b\u0435\u0439\u0441\u043e\u0432","buttonText":"\u041f\u0440\u043e\u0432\u0435\u0440\u0438\u0442\u044c","imageUuid":"3669c0b4-afd0-5dd5-9434-590ba61d5e83","isPaidAndBannersEnabled":false}

Что такое инфоцыганство?

В частности, на венчурном рынке

Термин «инфоцыганство» стал широко употребим, но что конкретно он означает, ни один словарь не признается. И всяк использует его в меру своей фантазии. Выскажу свое понимание, которое, пожалуй, шире, чем у многих, и базируется на глубоком убеждении: caveat emptor.

Термин прижился потому, что удачно отражает природу явления, опираясь на прочные коннотации в русском языке. Инфоцыган - это не мошенник! Это тот, кто продает людям их собственные комплексы, страхи, чаяния и слабости, а ведь цыгане в массовых представлениях живут тем же самым, только в офлайне. Позолотил ручку — узнал будущее. Известнейшими российскими инфоцыганами были Чумак и Кашпировский.

Сформулирую так. Инфоцыганство — это торговля самообманом. Продажа симулякров, ну то есть мифов. Мифы — явление естественное в «обществе спектакля», структурные элементы постправды. Посему следы инфоцыганства встречаются нынче на каждом углу и на каждой полке. Постное масло «без холестерина», поваренная соль «без ГМО»... О да, это не обман, а рекламная фича! Стоимость, качество продукта — понятия из маркетинга прошлого века. Современный маркетинг оперирует ценностью продукта для потребителя. А ценность - категория субъективная! «Без холестерина», «без ГМО» — как раз указатели ценности. Разбираться в чем-то глубоко потребителю недосуг, и он легко за указанную ценность платит. Для него-то она реальна! Так что, в общем-то, тут всё по-честному. Давайте честно себе признаемся, что, как критическое мышление не развивай, всё одно нехилую часть своих денег мы тратим на покупку мифов. Не увернешься, где-нибудь да разведут. Невозможно глубоко разбираться вообще во всём вокруг. Мифы мы покупаем как в форме товаров, так и в форме услуг.

Так вот те, кто продает мифы как услуги — и есть «инфоцыгане». Как-то так.

На венчурном рынке мифов масса. (Он и сам по себе в России — миф:)) Главный в том, что венчурные инвестиции — это такая специальная халява. Поярче преза, пободрее питч, пожирнее цифры в финмодели — и халява сия, столь родная и близкая русскому духу, упадет в руки горячим пирожком. То есть, «поярче, пободрее и пожирнее» воспринимается как крутая ценность! Отчего бы не попробовать её продать желающим? Теперь посчитаем. В России ежегодно (оценка А.Румянцева) появляются 20 тысяч новых стартапов. Инвестиции поднимет из них от силы сотня, но хотят-то все! Неужто они не готовы отдать тыщ по сто ради своей несбыточной мечты? Получается рынок ёмкостью два ярда. Неплохо так...

Еще раз: венчурные инфоцыгане — ни разу не мошенники! Во-первых, обещанную ценность они, как правило, создают: правильную и красивую презу сделать помогают, и т.п. Во-вторых, часто они и сами верят в объективность производимой ценности, в миф, который их кормит. И, конечно, всячески сей миф пестуют и пропагандируют. Без злого умыла, чисто на деловом инстинкте. На мой взгляд, термин «инфоцыганство» не несет в себе такой уж негативной окраски. Вот есть типичное явление, надо ж его как-то назвать. Цыганам обижаться особо не на что. Разве что на то, что их основной по жизни продукт завели в онлайн и поставили на поток.

Текст из нашего ТГ-канала, указанного ниже.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null