карта клиентского пути: начало и завершение

Границы карты клиентского пути (start / end of customer journey map)карта клиентского пути (customer journey map) на с@лфέтке (#cjmнасалфетке )дополнение № 3 к постуотредактировано 07.05.2023

Хайлайтс:

  • Клиентский опыт (customer experience) значительно больше, чем один [конкретный] клиентский путь (customer journey)
  • Карту(-ы) клиентского пути надо составлять для наиболее значимых фрагментов клиентского опыта
  • AIDA и другие «формулы» рекламы не подходят для определения клиентского пути

cjm: start → finish

Kandinsky 2.1. Start and finish of long path (2023)
Kandinsky 2.1. Start and finish of long path (2023)

Определение начала и завершения клиентского пути играет важную роль для 1) уточнения требований (и ожиданий руководителя / заказчика) к разрабатываемой карте, 2) определения объема и сроков составления карты (в первую очередь объема необходимых исследований и данных) и 3) определения масштаба карты клиентского пути.

Существует 4 способа определения начала и завершения клиентского пути:

  1. Клиентский опыт (целиком)
  2. Иерархия эффектов (рекламные «формулы»)
  3. Событийный подход (до и после главного события)
  4. Целенаправленный подход (достижение цели)

Использование всего клиентского опыта для построения карты клиентского пути включает все этапы жизненного цикла потребителя: от зарождения осведомленности (о проблеме, продукте, бренде) до прекращения отношений (см. примеры в результатах исследования изображений карт клиентского пути — cjm image search).

Модели иерархии эффектов (см. хороший обзор: 2022) предполагают, что потребитель последовательно проходит ряд стадий (состояний) на пути удовлетворения потребности: от понимания проблемы до покупки (иногда до повторной покупки через опыт использования).

Событийный подход (термин мой:) упрощает клиентский путь до 3-х стадий (состояний) — до, во время и после некоторого события: часть пути до покупки, во время совершения покупки и после покупки (или с начала использования продукта:). Этот подход чаще всего используется в научных публикациях (см. обзорные исследования: 2020, 2021).

Целенаправленный подход (термин мой, см. очень научный обзор: 2019) предполагает, что у потребителя есть цель — удовлетворение определенной потребности, и он совершает ряд понятных ему (и ожидаемых) шагов по пути достижения этой цели. В свою очередь эти шаги (задачи и подзадачи) формируют клиентский путь.

Далее TL;DR

Карта клиентского опыта (нет)

Так получилось, но разделение труда привело к функциональной департаментализации — «делению организации на отдельные части, каждая из которых имеет свои четкие отличительные задачи и обязанности» (1988, с. 353), это стало причиной появления внутренних («организационных») барьеров между маркетингом, производством, продажами, обслуживанием и… бухгалтерией.:) Сейчас функциональные барьеры существуют практически в любой организации и стали БОЛЬШОЙ проблемой, решение которой находят в процессном управлении и «внедрении» сквозных процессов (end-to-end processes).

Идею сквозных и бесшовных [для потребителя!] процессов не миновала участь менеджерского хайпа (management fashions) и получила развитие в маркетинге как идея сквозного и бесшовного клиентского опыта (end-to-end experience).

Сама по себе идея сквозного и бесшовного клиентского опыта — это хорошо, и пусть у каждой организации будет возможность вкладывать время и деньги в изучение и разработку сквозного клиентского опыта, но попытка впихнуть [весь] клиентский опыт в одну карту клиентского пути не имеет никакого смысла — Как описать начало клиентского опыта для Coca-Cola или Android? С момента, когда мама запрещала пить газировку или с момента, когда ребенку разрешают играть в телефон родителей?

При таком подходе отсутствуют заранее известные, одинаковые начало и завершение клиентского пути, который НЕ начинается, когда потребитель только узнал о существовании продукта / бренда, и НЕ заканчивается, когда потребитель помер (или продукт / бренд исчез с рынка, например Motorola Advisor Linguist).

Будет практичнее выделить наиболее значимые (для компании в данный момент времени) фрагменты клиентского опыта — «пути», «путешествия» — и строить карты именно для них. Это не отменяет необходимость отражения фрагмента от начала до конца [с точки зрения потребителя], сквозь все функциональные барьеры в организации, и согласованности фрагментов между собой.

Kandinsky 2.1. Spiral in spiral (2023)
Kandinsky 2.1. Spiral in spiral (2023)

Такими фрагментами могут быть: регистрация нового пользователя [в интернет-сервисе Планёрка], кофе в Starbucks [чтобы это не значило] или покупки в Ашане (Авиапарк) [регулярные и впрок].

Карта «формулы» рекламы (нет)

AIDA (attention→interest→desire→action) одна из самых распространенных рекламных «формул» — моделей иерархии эффектов [в рекламе], которые предполагают последовательность: думать→чувствовать→делать (по ссылке см. обзор AIDA и еще девяти AI[-буквы] моделей в доинтернетную эпоху:).

Kandinsky 2.1. Man behind Aida poster (2023)
Kandinsky 2.1. Man behind Aida poster (2023)

Все модели иерархии эффектов предполагают, что с каждым «шагом» вероятность совершения покупки возрастает. Но несмотря на то, что исследования (с 1966 г. и ранее) подтверждают положительные эффекты рекламы на привлечение внимания (A), возникновение интереса (I) и желания (D), последовательность возникновения эффектов и вероятность покупки (A — action) не подтверждаются (не для всех и не всегда:).

Когнитивные (осведомленность, припоминание, знание) и аффективные (интерес, желание, предпочтение) эффекты рекламы могут возникать произвольно или [скорее всего — всегда] одновременно (вот ссылка на аккуратное и продвинутое [нейробиологическое] исследование 2020 г.).

Также следует заметить, что эффект от рекламы может быть как бессознательным, так и осознанным, кратковременным и длящимся, моментально забытым и запоминающимся, но для составителей карты клиентского пути важно, что эффекты рекламы — внимание, интерес, желание [и, возможно, действие] — возникают в каждом тачпоинте, более того они возникают при получении любого сообщения, будь то телереклама, баннер, поисковая выдача или телефонный разговор.

Карта до, во время и после (нет)

Подход «до→во время→после» настолько прост по задумке и применению, что вызывает сильное недоумение. Особенно трудно становится, когда авторы не могут определиться, о каком явлении идет речь: покупка / использование продукта, предоставление ценности (‘value in use’, с. 653) или совершение обмена (обмен — краеугольная концепция в научном (?) маркетинге).

Взаимодействие потребителя и поставщика могут начаться задолго до совершения покупки (предзаказы за 4–6 мес.), начало взаимоотношений может совпадать с началом использования продукта и до заключения сделки (Android, iOS или катание на верблюде), а взаимодействие до оплаты может состоять из серии взаимовыгодных обменов (freemium).

Kandinsky 2.1. Man behind Aida poster (2023)
Kandinsky 2.1. Man behind Aida poster (2023)

Но самое интересное, что событийный подход не дает ответа на вопрос, когда клиентский путь начинается и когда заканчивается, он только фиксирует состояние покупателя и поставщика до и после значимого события.

Карта, как добраться до цели

Если верить ответу GPT-3.5, который я получил 03.05.2023, самым цитируемой картой (изображением) является карта «Rail Europe experience map» (.pdf) созданная компанией Adaptive Path в 2006 г. Три версии этой карты попали и в мое небольшое исследование поисковой выдачи изображений для запроса «карта клиентского пути» (результаты исследования в таблица Google).

Особенность этой карты железнодорожного путешествия заключается в том, что клиентский путь начинается с вопроса потребителя — как проще всего передвигаться по Европе, поиска информации о пункте назначения и способе добраться, включая сравнение стоимости на авиабилеты («Kayak, compare airfare»).

Adaptive Path. Rail Europe experience map (2006)
Adaptive Path. Rail Europe experience map (2006)

Нет никаких метаний потребителя, что он / она еще не осознает потребность (купить билет на поезд) или не осведомлен об особенностях железнодорожного путешествия (продукт) и его стоимости в компании Rail Europe (бренд). Клиентский путь обозначенный на карта имеет единственную цель для потребителя — добраться в пункт назначения (потребность) и описывает специфическую форму удовлетворения этой потребности — поездка на поезде (продукт).

Kandinsky 2.1. Man stepping upstairs (2023)
Kandinsky 2.1. Man stepping upstairs (2023)

Клиентский путь регистрации нового пользователя (пример)

К сожалению, большинство карт клиентского пути для сайтов и мобильных приложений используют либо [модифицированную] «формулу» AIDA, либо варианты другой популярной модели «Five A's» — Aware («я знаю»), Appeal («мне нравится»), Ask («я уверен»), Act («я покупаю»), Advocate («я рекомендую»), см. рис. ниже.

Клиентский путь (customer path, Sic!) по модели Five A's (Kotler, Kartajaya, and Setiawan (2017). Marketing 4.0. Wiley India Pvt. Ltd., New Delhi, с. 64.
Клиентский путь (customer path, Sic!) по модели Five A's (Kotler, Kartajaya, and Setiawan (2017). Marketing 4.0. Wiley India Pvt. Ltd., New Delhi, с. 64.

Важно, что чаще всего (см. таблицу Google с результатами неольшого исследования) карты клиентского пути начинаются с этапа знакомства с продуктом и брендом — осведомленность (awareness). Составители делают допущение, что потенциальные потребители (пользователи:): 1) не осознают потребность; 2) ничего не знают о новом продукте / бренде; 3) и последовательно проходят стадии осознания потребности, поиска информации и принятия решения.

Продолжая пример с регистрацией нового пользователя в сервисе Планёрка, надо сказать, что ситуация осложняется тем, что потребители ничего (или почти ничего) не знают о категории [продукта] — «Онлайн-календарь» или «Общий календарь» (scheduling services / apps). Основатель сервиса (@Роман Рабочий) обозначает категорию как «сервис для планирования встреч», «сервис, в котором… все, кому надо, сами к тебе записывались» или «планировщик встреч».

Большинство пользователей в России не принимают решения, какой календарь использовать и какие функции онлайн-календаря имеют значение. Потенциальные клиенты Планёрки используют календарь, который предоставляет им работодатель, в России — это Outlook, или онлайн-календари мобильных операционных [эко]систем — Google Календарь и iCloud Календарь, а также Яндекс.Календарь. Выбор предопределен, сделан.

В результате мы имеем 1–2 [цифровых] календаря у большинства потенциальных клиентов Планёрки. Две трети всецело полагаются на цифровые календари, при этом больше трети используют в основном календарь в смартфоне. С другой стороны, треть по-прежнему предпочитают «бумажные календари» — ежедневники, блокноты, записки, и лишь немногие (<2%) полагаются на собственную память:).

Возникает понятное стремление начать разбираться с самого начала, с главной проблемы [всякого нового продукта / бренда] — привлечения внимания новых потребителей, которым необходимо сообщить не только о новом продукте / бренде — Планёрка, но и объяснить, что существует новый (для многих) способ решения насущной проблемы — общий онлайн календарь.

Следует понимать, что даже очень крупным брендам нужна уверенность и смелость (много «лишних» денег:), чтобы выйти на новый рынок, тем более создать новую категорию, т. к. рассчитывать на внимание, понимание и проактивные действия потребителей не приходится.

При всём богатстве выбора вариантов немного — в любом случае это массовые коммуникации: широкий охват аудитории или большое количество таргетированных кампаний. И в том и другом случае это дорого.

Как бы то ни было, для сайта, мобильного приложения и электрокоммерции при запуске нового продукта / бренда решением проблемы осведомленности будет множество таргетированных performance-кампаний. Важно только посчитать, чтобы множественный таргет был эффективнее широкого охвата (на телеке:). Но заметитм, что «вечный» цикл повышения осведомленности, являясь непреложной задачей бизнеса, мало связан с потребностями и целями потенциальных клиентов и не имеет отношения к клиентскому пути.

Поэтому началом клиентского пути регистрация нового пользователя в сервисе Планёрка является переход на сайт / лендинг, а завершением — подтверждение регистрации.

Ранее: карта customer journey на с@лфέтке: доп. № 2: этапы клиентского пути

Далее: карта customer journey на с@лфέтке: доп. № 4: тачпоинт (touchpoint)

11
2 комментария

Огромное спасибо за статью! Все четко и по полочкам с подкрепленными статьями.

Ответить

Спасибо, мне приятно. :)

Ответить