Появляется все больше новостей о новой системе налогообложения. Пока это законопроект, но очевидно, что повышения налогов не избежать, остаются неизвестными лишь нюансы этой системы.
Что лучше — повышение налогов, или рост госдолга — большой вопрос. Очевиден тренд на усиление роли государства в экономике.
Ну а теперь о конкретике. Жертвами изменений станут производители удобрений $AKRN $PHOR, а бенефициарами — банки. Долго ходили слухи, что после рекордного для отрасли года налоги будут стричь именно с них. $SBER $SVCB $VTBR $BSPB $TCSG
&Антикризисная Россия &Компании роста RUB
Рубрика #выжимки
Самое важное из исследования 'Особенности выстраивания бюджетноналоговой политики в новых условиях' от ЦМАПК.
В 2024 г. положительная динамика бюджетных доходов продолжает обеспечиваться, с одной стороны, принятыми новациями, с другой стороны, ростом собственно налоговой базы при более благоприятной внешней и внутренней конъюнктуре. Так, средняя цена Urals за январь–апрель 2024 г. составила 69,8 долл./барр. против 51,5 долл./барр. в январе–апреле 2023 г., а прирост российской экономики в I кв. 2024 г. составил 5,4% в годовом выражении. Наблюдаемые за прошедшие 4 месяца темпы исполнения и показатели прироста доходов федерального бюджета свидетельствуют в пользу достижения запланированных в бюджете значений
Проект нововведений предполагает расширение прогрессивной шкалы НДФЛ (от 13% до 22%) в отношении отдельных доходов, повышение налога на прибыль до 25%, изменения упрощённой системы налогообложения, повышение НДПИ для ряда отраслей (добыча железа, калия и фосфора), а также определённые новации в рамках системы налоговых вычетов по НДФЛ и налогу на прибыль. На данный момент оценка эффекта предлагаемых налоговых изменений главным образом выстроена вокруг цели пополнения бюджета. Согласно оценкам Минфина России, предлагаемые изменения пополнят федеральный бюджет на 2,6 трлн руб. в 2025 г., при этом в общей сложности на горизонте до 2030 г. дополнительные доходы бюджета от нововведений в отношении налога на прибыль и НДФЛ составят 14,2 трлн руб.
По итогам 2023 г. дефицит бюджетной системы расширился и составил 3,9 трлн руб. или 2,3% ВВП, при этом все основные звенья бюджетный системы завершили год с дефицитом. Тем не менее, структурный дефицит бюджетной системы постепенно сокращается, что свидетельствует, скорее, об укреплении структурной сбалансированности.
По итогам 2023 г. общий объём межбюджетных трансфертов в номинальном выражении увеличился на 2,8%. Тем не менее, в относительном выражении он сократился с 2,5% до 2,4% от ВВП. При этом внутри данного объёма произошло значительное перераспределение в пользу новых регионов, которые получили 541 млрд руб. или 14% всех трансфертов. Как следствие, трансфертная поддержка других субъектов снизилась или скорее скорректировалась после роста в 2022 г., когда для региональных бюджетов был увеличен объём получаемых субсидий, в том числе, в целях финансирования национальных проектов
Анонсированное списание части задолженности, с одной стороны, направлено на снижение долговой нагрузки для субъектов с наибольшими показателями. По нашим оценкам, в результате списания средняя долговая нагрузка по субъектам РФ может снизиться до 15–20%. При этом субъекты РФ значительно сблизятся по показателям долговой нагрузки. С другой стороны, высвободившиеся средства будут направлены на реализацию инвестиционных проектов, стимулирующих развитие экономики регионов.