В непроходимых лесах Сергий Радонежский срубил себе небольшую келью, где предался молитве и труду, стремясь к безвестности. Но в том и особенность подлинного смирения: чем сильнее оно прячется, тем сильнее заметно. Слава о кротком отшельнике быстро разнеслась по всей Руси, около преподобного стали собираться ученики, и он вынужден был согласиться на игуменство в монастыре, о котором в начале даже не помышлял. За советом к пустыннику обращались не только простые люди, но и знатные бояре, учёные епископы и даже великий князь и Московский митрополит. Широко известен факт благословения преподобным Сергием великого князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву, на которую, по замечанию Л.Н. Гумилева, пришли владимирцы, москвичи, белозерцы, ростовчане, суздальцы, а вернулись русские. Основанная преподобным Сергием Троицкая Лавра не раз оказывала влияние на русскую историю. По приказу Екатерины II на лаврской площади была установлена стела, на гранях которой повествуется о четырех эпизодах, когда наследие преподобного Сергия спасало российскую государственность. Это благословение на Куликовскую битву, несломленная стойкость перед польскими оккупантами в Смутное время, ключевое участие в созыве нижегородского ополчения Минина и Пожарского и спасение молодого Петра I от стрелецких бунтов. Менее очевиден обывателю, но не менее важен вклад преподобного Сергия в развитие Русского Севера. Ученики преподобного Сергия с его благословения уходили на Север, где в дремучих лесах основывали монастыри, становившиеся полюсами, притягивающими людей. Учениками и последователями Сергия Радонежского было основано более сотни монастырей Русского Севера. Высочайший парадокс духовной жизни: монахи искали уединения, но за ними приходили крестьяне и складывался новый самобытный мир Русского Севера. Пожалуй, наиболее емко значение фигуры Сергия Радонежского для России было сформулировано в речах, посвященных пятсотлетию со дня его кончины. Одна из них была произнесена В.О. Ключевским: «при имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной». ИВАН ГРИГОРЬЕВИЧ ВЫРОДКОВ Зимой 1547–1548 и 1549–1550 гг. русские войска дважды совершали походы на столицу Казанского ханства, которые оказывались безрезультатными из-за неудовлетворительной подготовки и проблем со снабжением. Выяснилось, что Нижний Новгород, находившийся на расстояние более 300 километров, не может служить опорным пунктом для многочисленной армии. Развернуть же строительство крепости вблизи Казани не представлялось возможным из-за враждебности местного населения и трудностей с заготовкой и подвозом материалов.
В непроходимых лесах Сергий Радонежский срубил себе небольшую келью, где предался молитве и труду, стремясь к безвестности. Но в том и особенность подлинного смирения: чем сильнее оно прячется, тем сильнее заметно. Слава о кротком отшельнике быстро разнеслась по всей Руси, около преподобного стали собираться ученики, и он вынужден был согласиться на игуменство в монастыре, о котором в начале даже не помышлял. За советом к пустыннику обращались не только простые люди, но и знатные бояре, учёные епископы и даже великий князь и Московский митрополит. Широко известен факт благословения преподобным Сергием великого князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву, на которую, по замечанию Л.Н. Гумилева, пришли владимирцы, москвичи, белозерцы, ростовчане, суздальцы, а вернулись русские.
Основанная преподобным Сергием Троицкая Лавра не раз оказывала влияние на русскую историю. По приказу Екатерины II на лаврской площади была установлена стела, на гранях которой повествуется о четырех эпизодах, когда наследие преподобного Сергия спасало российскую государственность. Это благословение на Куликовскую битву, несломленная стойкость перед польскими оккупантами в Смутное время, ключевое участие в созыве нижегородского ополчения Минина и Пожарского и спасение молодого Петра I от стрелецких бунтов.
Менее очевиден обывателю, но не менее важен вклад преподобного Сергия в развитие Русского Севера. Ученики преподобного Сергия с его благословения уходили на Север, где в дремучих лесах основывали монастыри, становившиеся полюсами, притягивающими людей. Учениками и последователями Сергия Радонежского было основано более сотни монастырей Русского Севера. Высочайший парадокс духовной жизни: монахи искали уединения, но за ними приходили крестьяне и складывался новый самобытный мир Русского Севера.
Пожалуй, наиболее емко значение фигуры Сергия Радонежского для России было сформулировано в речах, посвященных пятсотлетию со дня его кончины. Одна из них была произнесена В.О. Ключевским: «при имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной».
ИВАН ГРИГОРЬЕВИЧ ВЫРОДКОВ
Зимой 1547–1548 и 1549–1550 гг. русские войска дважды совершали походы на столицу Казанского ханства, которые оказывались безрезультатными из-за неудовлетворительной подготовки и проблем со снабжением. Выяснилось, что Нижний Новгород, находившийся на расстояние более 300 километров, не может служить опорным пунктом для многочисленной армии. Развернуть же строительство крепости вблизи Казани не представлялось возможным из-за враждебности местного населения и трудностей с заготовкой и подвозом материалов.