10 идей для открытия бизнеса в 2024 году

Открыть прибыльный бизнес непросто. Хочется сделать это с минимальными вложениями и с быстрой окупаемостью, но не всегда понятно, с чего начать.

Вместе с финансовым экспертом «Финтабло» Ириной Ведергорн собрали идеи для малого бизнеса, которые будут перспективны в 2024 году. Мы расскажем, что выгодно открыть с нуля, а также разберёмся, какой бизнес создать в маленьком городе и как получить помощь от государства.

Обзор популярных направлений для открытия бизнеса

По данным на октябрь 2023 года, оборот малого и среднего бизнеса составляет 36% от общего по России. Это 2 383 млрд ₽ — на 31% больше, чем годом раньше.

Вот три отрасли, которые лидировали по обороту в 2023 году:

  • Оптовая и розничная торговля; ремонт авто — 1 417 млрд ₽.
  • Гостиницы и предприятия общественного питания — 254 млрд ₽.
  • Деятельность по операциям с недвижимым имуществом — 113 млрд ₽.

Потенциально в 2024 году будут прибыльны такие идеи для бизнеса:Электронная коммерция — маркетплейсы, продажи через интернет, доставка и логистикаФизическое и ментальное здоровье — фитнес-клубы, здоровое питание и психологическая поддержка (это связано с ростом интереса к ЗОЖ после пандемии)Туристическая сфера —стоимость перелётов и отдыха за границей выросла, поэтому стало актуальным развитие внутреннего туризма и инфраструктурыПроизводство и продажа альтернативной пищи, например веганских и вегетарианских продуктовОнлайн-образование, которое стало популярным во время пандемии и не сдаёт позицииИрина ВедергорнФинансовый эксперт «Финтабло»

Просто открыть бизнес в одной из перспективных отраслей мало. Результат зависит от многих факторов, поэтому нужна предварительная подготовка:

  • Бизнес-планирование
  • Разработка финансовой модели
  • Оценка конкурентов и потенциала выбранной ниши

Разберём идеи для ИП, которые актуальны в 2024 году.

Какой бизнес можно открыть с минимальными вложениями

Консультационные услуги

Если у вас есть экспертность в определённой сфере, можно начать работать из дома через самозанятость или ИП на упрощённой системе налогообложения. В этом случае налоговая ставка будет составлять до 6%.

Популярны такие ниши:

  • Бухгалтерские услуги
  • Юридические консультации
  • Маркетинг
  • Копирайтинг
  • Дизайн
  • Кулинарные услуги, например изготовление тортов на заказ

Начальные затраты: от 0 ₽.

Электронная коммерция через маркетплейсы

Для работы с маркетплейсами не нужен большой штат сотрудников, собственный офис, склад и курьеры. Все эти этапы можно делегировать площадке.

На старте можно обрабатывать каждый заказ своими силами. Например, хранить товары у себя дома и доставлять их самостоятельно, а маркетплейс использовать как площадку для продвижения. Такой формат работы тоже не запрещён.

Чтобы начать зарабатывать, определите, какой товар будете продавать. Оценить его потенциал можно с помощью сервиса «Яндекс Вордстат». Для этого нужно посмотреть, сколько раз в месяц ваш продукт ищут в связке со словом «купить».

Дальше нужно зарегистрироваться в налоговой в качестве ИП, ООО или самозанятого, а затем создать аккаунт продавца и заключить договор с маркетплейсом. Всё — можно создавать карточки товара и приступать к продажам.

Если хотите научиться эффективно работать с маркетплейсами и повышать продажи даже при небольших бюджетах на рекламу, изучайте наш бесплатный курс «Продвижение товаров в интернете». Лекции можно смотреть в любое время в удобном темпе.

Начальные затраты: ограничены стоимостью закупки товаров и зависят от объёмов продаж, которые вы планируете.

Какой бизнес проще всего открыть с нуля

При выборе ниши стоит опираться на свои интересы, навыки и опыт — это поможет вести дело более эффективно и уверенно. Чтобы открыть своё дело с нуля, можно воспользоваться экспертностью крупных компаний — например, организовать пункт выдачи маркетплейса или филиал крупной компании по франшизе.

Пункт выдачи заказов

Маркетплейсы платят владельцам ПВЗ процент от оборота в пункте выдачи — как правило, 5 %. Для старта нужно зарегистрироваться как юрлицо, выбрать подходящее помещение, мебель и технику.

Открывать пункт лучше в местах с высокой проходимостью, например возле станций метро, крупных жилых комплексов и ТЦ. Так люди будут чаще заказывать именно до вашего ПВЗ.

Начальные затраты: от 250 000 ₽ для крупных городов.

Франшиза

Франшиза — тип бизнеса, в котором предприниматель покупает право вести дело под уже известным и раскрученным брендом. При этом он получает доступ не только к имени, но и ко всем технологиям, оборудованию и стратегии. Такого предпринимателя называют франчайзи.

Чтобы купить франшизу, нужно сделать два взноса:

  • Паушальный — это единоразовый платёж, который даёт право работать под товарным знаком.
  • Роялти — вознаграждение владельцу франшизы за помощь в сопровождении бизнеса, обычно платят ежемесячно.

Бывают франшизы и без паушального взноса. Как правило, в этом случае его стоимость заложена в будущие роялти.

Начальные затраты: от 100 000 ₽ до нескольких миллионов в зависимости от франшизы.

Какой бизнес лучше открывать в маленьком городе или посёлке

Проблема маленьких населённых пунктов — ограниченный спрос. Поэтому, чтобы открыть успешный бизнес, нужно учитывать потребности населения. Самый очевидный вариант — заниматься фермерством, если позволяет климат. Но вот ещё варианты, чем можно заняться.

Продуктовый магазин или кафе

Продуктовый будет пользоваться спросом, если в городе, селе или деревне нет крупных сетевых супермаркетов. А кафе будет актуально в тех случаях, когда в населённом пункте нет альтернатив или если вы предлагаете что-то новое, например необычную кухню.

И в случае кафе, и в случае магазина важно правильно подобрать местоположение точки, чтобы обеспечивать стабильный поток посетителей. Хорошо, если она будет располагаться рядом с местами притяжения населения — у дома культуры или школы.

В статье «Как получить господдержку: опыт двух предпринимателей» мы рассказываем, как жительница небольшого хутора в Ростовской области открыла пекарню по франшизе.

Начальные затраты: на аренду, ремонт, оборудование, кассовый аппарат и товары. От 1 млн ₽ в зависимости от размера и направленности магазина или заведения.

Туризм и гостеприимство

Если в регионе есть точки притяжения туристов, но инфраструктура развита слабо, можно занять эту нишу. Например, открыть небольшой отель, хостел, ресторан с национальной кухней или экскурсионное бюро.

Когда стартовый капитал ограничен, можно начать с работы гидом для иногородних туристов. Если вы местный житель, то наверняка сможете показать приезжим необычные места и рассказать интересные легенды, которых не найти в интернете или путеводителях.

Начальные затраты: от 0 ₽, если проводить экскурсии своими силами. И от 1 млн ₽ при открытии отеля или заведения.

Какой бизнес открыть: универсальные варианты

Выбор вида бизнеса зависит от личных интересов, целей, навыков, опыта и способностей. Ниже мы приводим варианты, которые подойдут для старта.

Ремонт и строительство

Начать бизнес можно с конторы, которая занимается мелким бытовым ремонтом.

Определите перечень услуг, которые будете оказывать, — например, ремонт бытовой техники, мебели, сантехники и электрики. Если у вас есть нужные навыки, выполняйте первые работы самостоятельно, а дополнительных специалистов нанимайте при необходимости.

Начальные затраты: на расходные материалы и регистрацию юрлица или ИП.

Автомастерская или шиномонтаж

Сервисный центр или мастерская для обслуживания автотранспорта — ещё один вариант для старта бизнеса. В числе самых популярных услуг этой сферы:

  • Шиномонтаж
  • Предпродажная подготовка
  • Техосмотры
  • Ремонт двигателя
  • Кузовные работы

Начальные затраты: от 1 млн ₽.

Салон красоты

Часто путь индивидуального предпринимателя начинается с оказания услуг в качестве как частного парикмахера, визажиста или мастера по маникюру. Затем можно открыть собственный салон красоты.

Затраты будут на аренду помещения, ремонт, закупку оборудования, наём специалистов и продвижение. Если планируете оказывать косметологические и массажные услуги, дополнительно понадобится медицинская лицензия.

В статье «Что лучше: ремонт своими руками или с бригадой» владелица салона красоты в Санкт-Петербурге рассказывает, сколько денег потратила на ремонт в салоне премиального сегмента.

Начальные затраты: от 50 000 ₽ на инструменты и материалы, если работать на дому или снимать небольшое помещение на несколько специалистов. От 1,5 млн ₽, если открывать собственный салон.

Ивент-агентство

Можно организовывать свадьбы, дни рождения, бизнес-мероприятия и частные праздники. В этом случае понадобится уютный офис, в котором вы сможете встречаться с клиентами, склад и надёжные подрядчики.

Чтобы быть загруженным круглогодично и не зависеть от сезонности, стоит делать упор именно на корпоративных клиентов. Часто те, кто организовывает бизнес-мероприятия, затем заказывают и личные праздники.

Начальные затраты: от 200 000 ₽ на ремонт помещения, мебель и аксессуары.

Что учесть при открытии любого бизнеса

Вот какие вещи нужно продумать на старте, чтобы не работать в убыток.

Рассчитать перспективность бизнес-идеи

Составить бизнес-план. В нём нужно прописать потенциальную выручку и затраты, разработать план действий и продумать разные варианты развития событий — от лучшего до самого худшего.

Определить начальные инвестиции и распределить бюджет. В него нужно закладывать расходы на:

  • Оборудование
  • Аренду
  • Зарплаты
  • Налоги
  • Маркетинг и другие операционные расходы

Также важно продумать, сколько вы хотите вкладывать в развитие бизнеса, а сколько — оставлять себе.

Подробнее о расчёте нужных показателей мы рассказываем в статье «Как спланировать продвижение и включить его в бизнес-план».

Оценить ситуацию на рынке

Изучение рынка поможет понять, есть ли спрос на ваш продукт. Первым делом нужно определить, кто будет вашими клиентами, и подробно их описать: от возможного возраста и места жительства до потенциальных интересов.

Подумайте, сколько людей могут стать вашими клиентами. Это поможет понять, востребован ли продукт на рынке и какой может быть потенциальная прибыль. Затем стоит изучить конкурентов и проанализировать их сильные и слабые стороны, чтобы выделиться на фоне других компаний.

Разработать маркетинговую стратегию

Определите, как рекламировать бизнес, чем привлекать клиентов и в каких каналах продвигаться. Также стоит заранее продумать бонусную систему для покупателей — об этом мы рассказываем в статье «Как малому бизнесу выбрать и запустить программу лояльности».

Выбрать форму регистрации и налоговый режим

О форме ведения бизнеса мы подробно рассказывали в статье «Самозанятость, ИП или ООО — что выбрать?».

Подобрать подходящий режим налогообложения можно на сайте налоговой службы. Там вы узнаете, какие режимы доступны для вашего бизнеса, и выберете самый выгодный.

Подумать о персонале

Решите, сколько сотрудников вам нужно, какими навыками они должны обладать. Продумайте процесс обучения и разместите вакансии в интернете.

Вести учёт

Система учёта нужна, чтобы следить за доходами и расходами, собирать отчёты о движении денег, считать прибыль и собирать баланс. Все эти данные помогут качественнее принимать решения.

На какую помощь от государства может рассчитывать предприниматель

Доступные меры поддержки зависят от региона, в котором предприниматель работает или планирует открыть своё дело. Льготы могут быть такими:

  • Льготные кредиты, когда банк выдаёт предпринимателю заём по сниженной ставке, а оставшуюся сумму процентов компенсирует государство.
  • Гранты и субсидии на реализацию проекта. Чтобы получить деньги, нужно не только придумать перспективную бизнес-идею, но и грамотно её представить: составить финансовую модель, рассчитать расходы и потенциальную прибыль. А если получить грант удастся, ещё и отчитаться о тратах.

В статье «Как получить грант на развитие бизнеса» мы рассказываем, как найти подходящую программу и выиграть конкурс.

  • Налоговые льготы — это могут быть сниженные или нулевые ставки, а также налоговые каникулы.
  • Консультации и дополнительное образование на базе центров предпринимательства. Бесплатные обучающие программы доступны в центрах «Мой бизнес», которые есть по всей России. Там же можно проконсультироваться по кредитам, мерам поддержки, налогам и бухучёту.
  • Инфраструктурная поддержка — бизнес-инкубаторы, акселераторы и специальные рабочие пространства.

Обычно полный перечень мер поддержки можно найти на сайте администрации региона, где вы планируете вести бизнес. Также можно обратиться в торгово-промышленные палаты или местные агентства по развитию предпринимательства.

Внимательно читайте условия программ и выбирайте те, что подойдут именно вашему бизнесу. Отчётность о потраченных деньгах довольно сложная, но в то же время государство не всегда готово предложить предпринимателям весомую сумму на развитие своего дела.

Выводы

  • В 2023-м топ бизнес-идей возглавляют оптовая и розничная торговля, а также ремонт авто.
  • Потенциально выгодные ниши в 2024 году — электронная коммерция, велнес-индустрия, туризм, производство альтернативной пищи и онлайн-образование.
  • Бизнесы, не требующие уплаты налогов, не существуют. Самые низкие налоги можно платить, если вы оказываете консультационные услуги как фрилансер. Ставка для самозанятого будет 3–6%, для ИП — 6–7%.
  • Торговля на маркетплейсах не требует больших финансовых вложений. Затраты ограничиваются стоимостью товаров, которые вы хотите продавать.
  • В бизнесе есть варианты и для начинающих. Например, с нуля проще всего открыть пункт выдачи заказов маркетплейса или заведение по франшизе. В обоих случаях вы сможете воспользоваться экспертностью крупных компаний.
  • В маленьком городе или селе будет востребован продуктовый магазин, кафе и туристические услуги.
  • Чтобы открыть любой бизнес, нужна предварительная подготовка: от разработки бизнес-плана до ведения системы учёта.
  • В России предприниматели могут получить помощь от государства: гранты, субсидии, льготные кредиты, сниженные налоги и консультации.

Реклама может работать сама — с Рекламной

11
Начать дискуссию