По данным исследования сервиса «Работа.ру», 46% россиян хотели бы открыть свой бизнес. Это неудивительно: бизнес, хоть и несёт риски, позволяет заработать много денег и не зависеть от начальства. Но не все понимают, что значит «бизнес» и чем он отличается, например, от фриланса.Рассказываем:что называют словом «бизнес»;почему люди хотят открыть бизнес;каким бывает бизнес;как придумывают бизнес-идеи;как узнать больше о бизнесе.Что называют словом «бизнес»Бизнес — это получение прибыли за счёт производства или перепродажи товаров или услуг. Человека, который занимается бизнесом, называют бизнесменом или предпринимателем.В российском законодательстве понятия «бизнес» нет, однако есть термин «предпринимательская деятельность». Это одно и то же. В законе сказано: «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг».Разберём это определение по частям.Бизнес — это риск. Если человек устроился на работу, то работодатель обязан платить ему зарплату. Права сотрудника защищены законодательством: даже если компания обанкротится, обязательства перед работником погасят, продав имущество компании на торгах.В бизнесе всё не так. Если предприниматель купил товар для перепродажи, а цена на него внезапно упала, никто не компенсирует ему убытки.«Сотрудники уверены в своём будущем. У них есть зарплата, пособия, отгулы, больничные. А предпринимателю таких гарантий не даёт никто — ни рынок, ни государство, ни клиенты. Уровень комфорта ниже, риски выше».НИКОЛАЙ ИВШИН,предприниматель, финансист, основатель агентства финансовых директоров «Финсовет»Бизнес — это самостоятельные решения. Наёмному работнику говорят, что делать. Или хотя бы говорят, чего от него ожидают, а обязанности прописывают в трудовом договоре.Когда человек занимается бизнесом, он сам решает, что ему нужно сделать, чтобы получить прибыль. Например, какие товары нужно купить, как их продать, кого нанять, а иногда — откуда брать знания о том, что делать.Бизнес — это заработок на имуществе или на чужом труде. Если человек работает как фрилансер, то есть продаёт свой труд не одному работодателю, а разным клиентам, то это всё-таки нельзя назвать бизнесом.Бизнес предполагает, что предприниматель или перепродаёт товары, или нанимает людей, или то и другое вместе. Торговля оптом товарами из Китая, интернет-магазин, SMM-агентство, кофейня, — вот примеры бизнеса.Бизнес — это управление и организация. Покупка квартиры, акций или валюты в надежде на то, что они вырастут в цене, — не бизнес, а инвестиции.Инвестор тоже рискует — если акции подешевеют, он останется в убытке. Но, в отличие от бизнесмена, инвестор не организует работу компаний и активов, на которых он зарабатывает. Он только решает, куда вложить деньги.Предприниматель создаёт бизнес, который будет приносить прибыль, или покупает уже созданный и управляет им.«Работа в предпринимательстве, как и в найме, требует много ресурса. Только ответственность часто больше: нужно принимать много решений, которые влияют на твой доход или убыток, а ещё — на результат всей компании. Решения, которые ты принимаешь как лидер организации, влияют на всё».ЮРИЙ САМОХВАЛОВ,сооснователь и директор по маркетингу сети школ рисования GrafikaТаким образом, бизнес — это заработок на собственном предприятии, организованном бизнесменом на его страх и риск. Перечисленным критериям соответствует и корпорация с многомиллионной прибылью, и небольшой киоск с месячной выручкой в 50 тысяч рублей.Здесь мы будем говорить преимущественно о небольшом бизнесе. Скорее всего, именно такой бизнес будет интересен большинству читателей.Курсы Skillbox для тех, кто хочет создать бизнес или инвестировать«Основы предпринимательства: начни свой бизнес» — научиться выбирать востребованные ниши, составлять финмодели и прогнозировать риски; запустить бизнес уже во время обучения.«Финграмотность» — узнать, как контролировать доходы и расходы, научиться инвестировать и стабильно увеличивать накопления.Почему много людей хотят свой бизнесВ бизнесе можно заработать много денег. Фёдор Овчинников в 2011 году арендовал в Сыктывкаре полуподвальное помещение и запустил там свою первую пиццерию. Так появилась сеть «Додо Пицца». В 2021 году её выручка составила 40 миллиардов рублей.В среднем бизнесмены, несмотря на все риски, зарабатывают больше, чем наёмные работники. В апреле 2023 года «Билайн бизнес» провёл исследование среди 70 тысяч предпринимателей: оказалось, что средний доход наибольшего числа предпринимателей (29,23% от выборки) составляет 75–100 тысяч рублей в месяц. 23,84% предпринимателей зарабатывают 100–150 тысяч рублей, а 22,62% — 50–75 тысяч.В том же месяце данными о зарплатах в России делился сервис «Авито Работа». Средняя зарплата в стране составляла 53 тысячи рублей. Однако, как мы уже говорили, в бизнесе можно и потерять деньги, и разориться.Но дело не только в деньгах. Люди открывают бизнес и по другим причинам — ради свободы и самореализации.Исследовательская B2B-платформа «Голос Бизнеса» в 2021 году спрашивала предпринимателей, почему те решили заниматься бизнесом. Самый популярный ответ — «потому что это возможность заниматься делом, которое нравится» — дали 63% опрошенных. Возможность иметь более высокий доход назвали 61%, столько же отметили независимость и свободу.«Важно умение строить свою жизнь в состоянии неопределённости. А что ещё более важно — понимание того, как эту неопределённость трансформировать в нужный результат. Такая жизнь подходит далеко не всем. Многие не готовы мириться с неопределённостью. Поэтому важные черты предпринимателя — адекватное отношение к риску и терпимость к туманному будущему».АНДРЕЙ НАТАШКИН,основатель и CEO компании Mirey RoboticsКаким бывает бизнес — рассказываем о популярных бизнес-моделяхБизнес очень разнообразен — примерно так же разнообразен, как мир профессий. Сбор мусора на улицах, его сортировка и продажа вторсырья на предприятия — это бизнес. Услуги анализа больших данных для банков — тоже бизнес.Чтобы показать, как сильно различаются бизнесы, мы расскажем о распространённых бизнес-моделях. Бизнес-модель — это концептуальное описание бизнеса: того, что бизнес производит и продаёт, и того, как он на этом зарабатывает. Другими словами, бизнес-модель — это суть бизнеса.Вот семь непохожих друг на друга бизнес-моделей.Производство. Древняя бизнес-модель. Предприниматель покупает компоненты, из которых его сотрудники на его оборудовании собирают готовые товары. Готовые товары продают оптом.Торговля оптом — ещё одна древняя бизнес-модель.Интернет-магазин или электронная коммерция. Это торговля товарами, которые продаются в магазинах, через интернет. Вот примеры интернет-магазинов: Bestwatch, «КрасоткаПро», Winter Story.Бритва и лезвие — ценный продукт отдают по низкой цене или даром, а компания зарабатывает на необходимых для него дополнительных товарах. Пример такой бизнес-модели — когда компания сдаёт в аренду кофемашины и зарабатывает на продаже капсул для приготовления кофе.Франчайзинг. Компания продаёт прибыльную бизнес-модель, право использовать бренд и технологии по лицензии — это называют франшизой. По франшизе, например, открывают точки McDonald’s, Subway или пункты выдачи Ozon и Wildberries. Но не только их — может быть франшиза и кофейни, и хостела.P2P («ты — мне, я — тебе»). Компания поддерживает площадку для пользователей, которые продают товары или услуги друг другу. Примеры — eBay, фриланс-сайты, доски городских объявлений. Компания зарабатывает на продаже платных услуг пользователям.Подписка. Позволяет клиентам платить ежемесячный или ежегодный взнос, чтобы иметь доступ к товару или услуге. По этой модели работают приложения, например, для медитации или изучения языков, стриминговые сервисы, в которых по подписке можно слушать музыку без рекламы («Яндекс Музыка», «VK Музыка»).Дистрибуция. Компания-дистрибьютор покупает у производителя товары крупным оптом и продаёт другим компаниям мелким оптом. Товаром может быть оборудование или программное обеспечение, например «1С». В таком случае дистрибьютор часто помогает настроить оборудование или работу в программе.Больше бизнес-моделей — в нашей статье. А сейчас пора перейти к бизнес-идеям.Как придумывают бизнес-идеиЧтобы придумать бизнес-идею, нужно тренировать насмотренность: следить за рынками, выписывать идеи и анализировать их спустя некоторое время. Такие советы даёт в статье Skillbox Media продакт-менеджер, ведущий подкаста «План Б» и телеграм-канала про технологии и культуру «Иноземцев думает» Илья Иноземцев.По его словам, любая идея для бизнеса должна быть интересной для предпринимателя, иначе энтузиазма может не хватить. Кроме того, идея должна быть такой, чтобы в перспективе бизнесмен мог выйти из операционной деятельности. Например, продать бизнес корпорации или нанять управляющих.Для насмотренности мы дадим три случайные бизнес-идеи.SMM-агентство — это компания, как правило небольшая, которая занимается продвижением бизнеса клиентов в социальных сетях. Специалисты SMM-агентства ведут аккаунты, настраивают рекламу, продумывают воронки продаж. В 2023 году на рынке они в дефиците — СМИ сообщали, что компаниям не хватает SMM-специалистов.Бухгалтерия на аутсорсе — это команда специалистов, которые берут на себя бухгалтерский учёт компании или предпринимателя. Иногда они занимаются всеми бухгалтерскими операциями, иногда — только некоторыми. Например, рассчитывают заработную плату или ведут кадровый учёт. В 2021 году РБК со ссылкой на исследование NeoAnalytics называл бухгалтерский аутсорсинг одним из самых перспективных рынков в России.Рекрутинговое агентство занимается поиском и подбором персонала для компаний. Услуги поиска персонала остаются востребованными из-за роста кадрового дефицита. В 2023 году дефицит персонала в промышленности испытывают 60% компаний. Об этом писал «Коммерсантъ» со ссылкой на доклад ЦБ РФ.А ещё вот здесь можно посмотреть 17 бизнес-идей для онлайн-бизнеса, которые собрал ChatGPT.Как узнать больше о бизнесеВ этом разделе мы собрали руководства и статьи Skillbox Media, с помощью которых вы не только погрузитесь в тему, но и наметите первые шаги по открытию бизнеса.В первую очередь советуем прочитать гайд по открытию бизнеса. Чтобы написать его, мы поговорили с предпринимателями и руководителями. Они рассказали, где искать идеи, какие юридические тонкости надо изучить, что нужно знать о маркетинге, продажах и финансах и где искать деньги для старта.Фото: Ryoji Iwata/UnsplashА ещё рекомендуем присмотреться к курсу Skillbox «Основы предпринимательства: начни свой бизнес». На нём учат выбирать востребованные ниши, составлять финансовые модели, прогнозировать риски и многому другому. Программа курса предполагает, что вы откроете бизнес уже во время обучения.Разные нишиТем, кто задумывается о бизнесе в сфере общепита, советуем гайд по открытию кофейни. Разобрали в нём все этапы — от выбора формата заведения до найма сотрудников. А для тех, кто хочет открыть свою кофейню, в Skillbox есть специальный курс «Как открыть кофейню: от бизнес-плана до управления».Если вам интересна бьюти-сфера, советуем прочитать гайд по открытию салона красоты. Мы спросили, как избежать ошибок на старте, у людей, которые открыли и успешно развивают свои салоны, и собрали ответы в пошаговой инструкции. Ещё советуем обратить внимание на курс «Менеджмент в индустрии красоты».Узнать больше об открытии агентств можно из историй успеха, опубликованных в Skillbox Media. Анна Юхансон открыла дизайн-агентство, а Людмила Иноземцева основала агентство по сопровождению продавцов.Правовое регулирование бизнесаСначала советуем разобраться в формах бизнеса и налогообложении. Мы сравнивали ИП и ООО и рассказывали о самозанятости — прочитав эти материалы, вы поймёте, какая форма ведения бизнеса вам подходит. А выбрать подходящую систему налогообложения и не переплачивать налоги поможет этот гайд.Ещё советуем почитать о бухгалтерском учёте, работе с контрагентами и едином налоговом платеже. Если вы планируете открывать бизнес, скорее всего, вы столкнётесь со всеми этими понятиями.Структура бизнеса — из чего состоят компанииКроме отдела производства, в компаниях есть и другие, не менее важные отделы. Например, бизнесу нужен человек, который будет подбирать кадры и управлять персоналом; подробнее об этом можно прочитать в статье про управление персоналом. Об управлении финансами можно прочитать в этой статье-введении. О том, чем занимается бухгалтерия, — в материале про бухгалтерскую отчётность.За продвижение товаров и услуг компании могут отвечать разные отделы. Рекомендуем почитать статью о маркетинге, чтобы понять, как устроено продвижение, и статью об отделе продаж, чтобы решить, нужен ли он вашему бизнесу. Если вам нужны навыки в области маркетинга, чтобы управлять им, рекомендуем курс «Профессия Интернет-маркетолог».В отделах маркетинга и продаж бизнесу могут требоваться маркетологи, менеджеры по продажам, SMM-специалисты, бренд-менеджеры, таргетологи. Перейдите по ссылкам, чтобы узнать больше об этих специалистах.Быстрее сюда 👉Телеграмм t.meМастерская бизнеса