Что такое бизнес и что значит им заниматься: объясняем простыми словами

По данным исследования сервиса «Работа.ру», 46% россиян хотели бы открыть свой бизнес. Это неудивительно: бизнес, хоть и несёт риски, позволяет заработать много денег и не зависеть от начальства. Но не все понимают, что значит «бизнес» и чем он отличается, например, от фриланса.

Рассказываем:

Что называют словом «бизнес»

Бизнес — это получение прибыли за счёт производства или перепродажи товаров или услуг. Человека, который занимается бизнесом, называют бизнесменом или предпринимателем.

В российском законодательстве понятия «бизнес» нет, однако есть термин «предпринимательская деятельность». Это одно и то же. В законе сказано: «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг».

Разберём это определение по частям.

Бизнес — это риск. Если человек устроился на работу, то работодатель обязан платить ему зарплату. Права сотрудника защищены законодательством: даже если компания обанкротится, обязательства перед работником погасят, продав имущество компании на торгах.

В бизнесе всё не так. Если предприниматель купил товар для перепродажи, а цена на него внезапно упала, никто не компенсирует ему убытки.

«Сотрудники уверены в своём будущем. У них есть зарплата, пособия, отгулы, больничные. А предпринимателю таких гарантий не даёт никто — ни рынок, ни государство, ни клиенты. Уровень комфорта ниже, риски выше».

НИКОЛАЙ ИВШИН,предприниматель, финансист, основатель агентства финансовых директоров «Финсовет»

Бизнес — это самостоятельные решения. Наёмному работнику говорят, что делать. Или хотя бы говорят, чего от него ожидают, а обязанности прописывают в трудовом договоре.

Когда человек занимается бизнесом, он сам решает, что ему нужно сделать, чтобы получить прибыль. Например, какие товары нужно купить, как их продать, кого нанять, а иногда — откуда брать знания о том, что делать.

Бизнес — это заработок на имуществе или на чужом труде. Если человек работает как фрилансер, то есть продаёт свой труд не одному работодателю, а разным клиентам, то это всё-таки нельзя назвать бизнесом.

Бизнес предполагает, что предприниматель или перепродаёт товары, или нанимает людей, или то и другое вместе. Торговля оптом товарами из Китая, интернет-магазин, SMM-агентство, кофейня, — вот примеры бизнеса.

Бизнес — это управление и организация. Покупка квартиры, акций или валюты в надежде на то, что они вырастут в цене, — не бизнес, а инвестиции.

Инвестор тоже рискует — если акции подешевеют, он останется в убытке. Но, в отличие от бизнесмена, инвестор не организует работу компаний и активов, на которых он зарабатывает. Он только решает, куда вложить деньги.

Предприниматель создаёт бизнес, который будет приносить прибыль, или покупает уже созданный и управляет им.

«Работа в предпринимательстве, как и в найме, требует много ресурса. Только ответственность часто больше: нужно принимать много решений, которые влияют на твой доход или убыток, а ещё — на результат всей компании. Решения, которые ты принимаешь как лидер организации, влияют на всё».

ЮРИЙ САМОХВАЛОВ,сооснователь и директор по маркетингу сети школ рисования Grafika

Таким образом, бизнес — это заработок на собственном предприятии, организованном бизнесменом на его страх и риск. Перечисленным критериям соответствует и корпорация с многомиллионной прибылью, и небольшой киоск с месячной выручкой в 50 тысяч рублей.

Здесь мы будем говорить преимущественно о небольшом бизнесе. Скорее всего, именно такой бизнес будет интересен большинству читателей.

Курсы Skillbox для тех, кто хочет создать бизнес или инвестировать

Почему много людей хотят свой бизнес

В бизнесе можно заработать много денег. Фёдор Овчинников в 2011 году арендовал в Сыктывкаре полуподвальное помещение и запустил там свою первую пиццерию. Так появилась сеть «Додо Пицца». В 2021 году её выручка составила 40 миллиардов рублей.

В среднем бизнесмены, несмотря на все риски, зарабатывают больше, чем наёмные работники. В апреле 2023 года «Билайн бизнес» провёл исследование среди 70 тысяч предпринимателей: оказалось, что средний доход наибольшего числа предпринимателей (29,23% от выборки) составляет 75–100 тысяч рублей в месяц. 23,84% предпринимателей зарабатывают 100–150 тысяч рублей, а 22,62% — 50–75 тысяч.

В том же месяце данными о зарплатах в России делился сервис «Авито Работа». Средняя зарплата в стране составляла 53 тысячи рублей. Однако, как мы уже говорили, в бизнесе можно и потерять деньги, и разориться.

Но дело не только в деньгах. Люди открывают бизнес и по другим причинам — ради свободы и самореализации.

Исследовательская B2B-платформа «Голос Бизнеса» в 2021 году спрашивала предпринимателей, почему те решили заниматься бизнесом. Самый популярный ответ — «потому что это возможность заниматься делом, которое нравится» — дали 63% опрошенных. Возможность иметь более высокий доход назвали 61%, столько же отметили независимость и свободу.

«Важно умение строить свою жизнь в состоянии неопределённости. А что ещё более важно — понимание того, как эту неопределённость трансформировать в нужный результат. Такая жизнь подходит далеко не всем. Многие не готовы мириться с неопределённостью. Поэтому важные черты предпринимателя — адекватное отношение к риску и терпимость к туманному будущему».

АНДРЕЙ НАТАШКИН,основатель и CEO компании Mirey Robotics

Каким бывает бизнес — рассказываем о популярных бизнес-моделях

Бизнес очень разнообразен — примерно так же разнообразен, как мир профессий. Сбор мусора на улицах, его сортировка и продажа вторсырья на предприятия — это бизнес. Услуги анализа больших данных для банков — тоже бизнес.

Чтобы показать, как сильно различаются бизнесы, мы расскажем о распространённых бизнес-моделях. Бизнес-модель — это концептуальное описание бизнеса: того, что бизнес производит и продаёт, и того, как он на этом зарабатывает. Другими словами, бизнес-модель — это суть бизнеса.

Вот семь непохожих друг на друга бизнес-моделей.

Производство. Древняя бизнес-модель. Предприниматель покупает компоненты, из которых его сотрудники на его оборудовании собирают готовые товары. Готовые товары продают оптом.

Торговля оптом — ещё одна древняя бизнес-модель.

Интернет-магазин или электронная коммерция. Это торговля товарами, которые продаются в магазинах, через интернет. Вот примеры интернет-магазинов: Bestwatch, «КрасоткаПро», Winter Story.

Бритва и лезвие — ценный продукт отдают по низкой цене или даром, а компания зарабатывает на необходимых для него дополнительных товарах. Пример такой бизнес-модели — когда компания сдаёт в аренду кофемашины и зарабатывает на продаже капсул для приготовления кофе.

Франчайзинг. Компания продаёт прибыльную бизнес-модель, право использовать бренд и технологии по лицензии — это называют франшизой. По франшизе, например, открывают точки McDonald’s, Subway или пункты выдачи Ozon и Wildberries. Но не только их — может быть франшиза и кофейни, и хостела.

P2P («ты — мне, я — тебе»). Компания поддерживает площадку для пользователей, которые продают товары или услуги друг другу. Примеры — eBay, фриланс-сайты, доски городских объявлений. Компания зарабатывает на продаже платных услуг пользователям.

Подписка. Позволяет клиентам платить ежемесячный или ежегодный взнос, чтобы иметь доступ к товару или услуге. По этой модели работают приложения, например, для медитации или изучения языков, стриминговые сервисы, в которых по подписке можно слушать музыку без рекламы («Яндекс Музыка», «VK Музыка»).

Дистрибуция. Компания-дистрибьютор покупает у производителя товары крупным оптом и продаёт другим компаниям мелким оптом. Товаром может быть оборудование или программное обеспечение, например «1С». В таком случае дистрибьютор часто помогает настроить оборудование или работу в программе.

Больше бизнес-моделей — в нашей статье. А сейчас пора перейти к бизнес-идеям.

Как придумывают бизнес-идеи

Чтобы придумать бизнес-идею, нужно тренировать насмотренность: следить за рынками, выписывать идеи и анализировать их спустя некоторое время. Такие советы даёт в статье Skillbox Media продакт-менеджер, ведущий подкаста «План Б» и телеграм-канала про технологии и культуру «Иноземцев думает» Илья Иноземцев.

По его словам, любая идея для бизнеса должна быть интересной для предпринимателя, иначе энтузиазма может не хватить. Кроме того, идея должна быть такой, чтобы в перспективе бизнесмен мог выйти из операционной деятельности. Например, продать бизнес корпорации или нанять управляющих.

Для насмотренности мы дадим три случайные бизнес-идеи.

SMM-агентство — это компания, как правило небольшая, которая занимается продвижением бизнеса клиентов в социальных сетях. Специалисты SMM-агентства ведут аккаунты, настраивают рекламу, продумывают воронки продаж. В 2023 году на рынке они в дефиците — СМИ сообщали, что компаниям не хватает SMM-специалистов.

Бухгалтерия на аутсорсе — это команда специалистов, которые берут на себя бухгалтерский учёт компании или предпринимателя. Иногда они занимаются всеми бухгалтерскими операциями, иногда — только некоторыми. Например, рассчитывают заработную плату или ведут кадровый учёт. В 2021 году РБК со ссылкой на исследование NeoAnalytics называл бухгалтерский аутсорсинг одним из самых перспективных рынков в России.

Рекрутинговое агентство занимается поиском и подбором персонала для компаний. Услуги поиска персонала остаются востребованными из-за роста кадрового дефицита. В 2023 году дефицит персонала в промышленности испытывают 60% компаний. Об этом писал «Коммерсантъ» со ссылкой на доклад ЦБ РФ.

А ещё вот здесь можно посмотреть 17 бизнес-идей для онлайн-бизнеса, которые собрал ChatGPT.

Как узнать больше о бизнесе

В этом разделе мы собрали руководства и статьи Skillbox Media, с помощью которых вы не только погрузитесь в тему, но и наметите первые шаги по открытию бизнеса.

В первую очередь советуем прочитать гайд по открытию бизнеса. Чтобы написать его, мы поговорили с предпринимателями и руководителями. Они рассказали, где искать идеи, какие юридические тонкости надо изучить, что нужно знать о маркетинге, продажах и финансах и где искать деньги для старта.

Фото: Ryoji Iwata/Unsplash

А ещё рекомендуем присмотреться к курсу Skillbox «Основы пред­при­ни­ма­тельст­ва: начни свой бизнес». На нём учат выбирать востребованные ниши, составлять финансовые модели, прогнозировать риски и многому другому. Программа курса предполагает, что вы откроете бизнес уже во время обучения.

Разные ниши

Тем, кто задумывается о бизнесе в сфере общепита, советуем гайд по открытию кофейни. Разобрали в нём все этапы — от выбора формата заведения до найма сотрудников. А для тех, кто хочет открыть свою кофейню, в Skillbox есть специальный курс «Как открыть кофейню: от бизнес-плана до управления».

Если вам интересна бьюти-сфера, советуем прочитать гайд по открытию салона красоты. Мы спросили, как избежать ошибок на старте, у людей, которые открыли и успешно развивают свои салоны, и собрали ответы в пошаговой инструкции. Ещё советуем обратить внимание на курс «Менеджмент в индустрии красоты».

Узнать больше об открытии агентств можно из историй успеха, опубликованных в Skillbox Media. Анна Юхансон открыла дизайн-агентство, а Людмила Иноземцева основала агентство по сопровождению продавцов.

Правовое регулирование бизнеса

Сначала советуем разобраться в формах бизнеса и налогообложении. Мы сравнивали ИП и ООО и рассказывали о самозанятости — прочитав эти материалы, вы поймёте, какая форма ведения бизнеса вам подходит. А выбрать подходящую систему налогообложения и не переплачивать налоги поможет этот гайд.

Ещё советуем почитать о бухгалтерском учёте, работе с контрагентами и едином налоговом платеже. Если вы планируете открывать бизнес, скорее всего, вы столкнётесь со всеми этими понятиями.

Структура бизнеса — из чего состоят компании

Кроме отдела производства, в компаниях есть и другие, не менее важные отделы. Например, бизнесу нужен человек, который будет подбирать кадры и управлять персоналом; подробнее об этом можно прочитать в статье про управление персоналом. Об управлении финансами можно прочитать в этой статье-введении. О том, чем занимается бухгалтерия, — в материале про бухгалтерскую отчётность.

За продвижение товаров и услуг компании могут отвечать разные отделы. Рекомендуем почитать статью о маркетинге, чтобы понять, как устроено продвижение, и статью об отделе продаж, чтобы решить, нужен ли он вашему бизнесу. Если вам нужны навыки в области маркетинга, чтобы управлять им, рекомендуем курс «Профессия Интернет-маркетолог».

В отделах маркетинга и продаж бизнесу могут требоваться маркетологи, менеджеры по продажам, SMM-специалисты, бренд-менеджеры, таргетологи. Перейдите по ссылкам, чтобы узнать больше об этих специалистах.

Быстрее сюда 👉Телеграмм

22
Начать дискуссию