«Инфляция — это скрытый налог»: когда включают печатные станки и как золото и война влияют на цены

Отрывок из книги «Принципы экономики. Классическое руководство», которую выпустило издательство «МИФ».

«Инфляция — это скрытый налог»: когда включают печатные станки и как золото и война влияют на цены

Инфляция — это общий рост цен. Цены на национальном уровне повышаются по той же причине, что и на конкретные товары и услуги, когда спрос превышает предложение по данной цене. Когда у людей больше денег, они склонны больше тратить. Без соответствующего увеличения объема производства цены на имеющиеся продукты и услуги растут, потому что объём спроса превышает объем предложения по этим ценам, и люди либо конкурируют друг с другом во время такой нехватки, либо продавцы, заметив повышенный спрос на свои продукты по нынешним ценам, соответственно, поднимают их.

Что бы ни играло роль денег — морские раковины, золото или что-то другое, увеличение их количества в национальной экономике означает повышение цен в случае отсутствия соответствующего увеличения количества товаров и услуг. Эта взаимосвязь между совокупным количеством денег и общим уровнем цен прослеживается на протяжении веков. Когда Александр Македонский начал тратить захваченные сокровища персов, цены в Греции выросли. Аналогично, когда испанцы вывезли из колоний Западного полушария гигантские объемы золота, цены поднялись не только в Испании, но и во всей Европе, поскольку испанцы использовали значительную часть своего богатства для покупки импортных европейских товаров. Отправка испанского золота в другие страны увеличила общую денежную массу в Европе.

Золото и инфляция

Все это нетрудно понять. Сложности и путаница возникают, когда мы начинаем думать о таких загадочных и ошибочных вещах, как «внутренняя стоимость» денег, или полагаем, что золото каким-то образом подкрепляет наши деньги или придает им ценность.

На протяжении большей части истории золото использовалось в качестве денег многими странами — в виде монет или (для крупных покупок) самородков, слитков или иных форм. Ещё более удобными для ношения были напечатанные государством бумажные деньги, которые можно было обменять на золото в любой момент. Носить с собои бумажные деньги было не только удобнее, но и безопаснее, поскольку металл, звеневший в карманах или распиравший сумку, привлекал внимание преступников.

Когда деньги создает государство, всегда возникает большая проблема: люди у руля неизменно сталкиваются с искушением создать больше денег и потратить их. Это происходило с древними монархами и современными политиками — снова и снова, в течение многих веков, приводя к инфляции и множеству экономических и социальных проблем, из неё вытекающих. По этой причине многие страны предпочитают использовать в качестве денег золото, серебро или какой-либо иной материал, предложение которого ограничено по самой своеи природе, чтобы лишить руководство страны возможности наращивать денежную массу до инфляционного уровня.

Долгое время золото считалось идеальным для этой цели, поскольку его предложение быстро увеличить нельзя. Когда бумажные деньги можно конвертировать в золото в любой момент по желанию человека, говорят, что они «обеспечены» золотом. Это выражение вводит в заблуждение, если мы представляем, что ценность золота каким-то образом переносится на бумажные деньги; на самом деле суть в том, что золото просто ограничивает количество бумажных денег, которые можно выпустить.

Вплоть до 1933 года американскии доллар можно было обменять на золото по первому требованию. А потом в Соединенных Штатах просто ходили бумажные деньги, и их количество ограничивалось лишь тем, что, на взгляд властей, могло сойти (или не сойти) им с рук с политической точки зрения. Многие экономисты указывали, какую опасную власть это дает правительству. Джон Меинард Кейнс, например, писал: «С помощью непрерывного процесса инфляции правительства могут тихо и незаметно конфисковать существенную часть богатства своих граждан».

Приводя пример кумулятивного эффекта инфляции, газета Investor’s Business Daily в 2013 году указывала, что в 1960-м «вы могли купить на доллар в шесть раз больше, чем сегодня». Среди прочего это означает, что у людей, которые копили деньги в 1960 году, незаметно украли более 80% их стоимости.

Какои бы отрезвляющей ни была такая инфляция в Соединенных Штатах, она меркнет перед уровнем, достигнутым в некоторых других странах. Когда в США в какой-то год инфляция выражается двузначным числом, это становится поводом для политического беспокойства, однако в Латинской Америке и странах Восточной Европы были времена, когда годовые темпы инфляции обозначались четырёхзначным числами.

Что может быть деньгами

Поскольку деньги — это любая вещь, которую мы принимаем в их качестве для оплаты реальных товаров и услуг, существует множество других продуктов, которые функционируют подобно официальным деньгам, выпущенным правительством. Очевидные примеры — кредитные карты, дебетовые карты и чеки. Простые обещания тоже могут выступать в качестве денег при приобретении продуктов и услуг, если человеку, который их дает, полностью доверяют. Некогда из рук в руки переходили долговые расписки от надёжных торговцев.

В 2003 году с помощью кредитных и дебетовых карт совершено больше покупок, чем за наличные. Это означает, что совокупныи спрос создается не только деньгами, выпущенными государством, но и «кредитом доверия», проистекающим из других источников. И кроме того, ликвидация такого доверия по любои причине снижает совокупныи спрос, как если бы сократилась официальная денежная масса.

Некоторые банки раньше выпускали собственную валюту, которая не имела юридического статуса, но все-таки широко использовалась в платежах, когда такой банк считался достаточно надежным и был готов обменивать её на золото. Еще в 1780-х годах валюта, выпускаемая Банком Северной Америки, имела более широкое хождение, чем официальная государственная валюта того времени.

Иногда деньги чужой страны предпочтительнее собственных. Начиная с конца X века в Японии предпочитали китайские деньги.

В Боливии в 1985 году в период безудержной инфляции боливийского песо большая часть сбережений населения хранилась в американских долларах. В 2007 году New York Times сообщала: «Южноафриканский ранд заменил в качестве предпочтительной валюты практически бесполезный зимбабвийскии доллар». На последних этапах Гражданской воины в США южане, как правило, использовали валюту, выпущенную в Вашингтоне, а не собственныи доллар Конфедерации.

Цена золота

Золото по-прежнему предпочтительнее многих национальных валют, хотя оно и не приносит процентов, в отличие от денег в банке. Колебания цен на золото не только отражают изменение спроса на него для изготовления ювелирных изделий (источник примерно 80% спроса на золото) или промышленного использования, но и, что более важно, — степень беспокойства по поводу возможной инфляции, которая может подорвать покупательную способность официальных валют. Вот почему крупный политический или военный кризис может привести к резкому скачку цен на золото, поскольку люди избавляются от своих валютных запасов (которые кризис может затронуть) и начинают сражаться за покупку золота как более надежного способа сохранить свое богатство, пусть даже оно не приносит никаких процентов или дивидендов.

Учитывая, что цена на золото зависит от ожиданий людей относительно ценности денег, она может быстро взлетать и падать, а потом так же быстро возвращаться обратно в ответ на изменения экономической и политической обстановки. Самый резкий рост цен на золото за год составил 135% в 1979 году, а самое крутое падение наблюдалось спустя два года — 32%.

Существующая или ожидаемая инфляция обычно приводит к росту цен на золото, поскольку люди стремятся защитить свое богатство от его тихой конфискации государством из-за инфляции. Однако длительные периоды благополучия при стабильности цен, вероятно, приведут к падению цен на этот металл, поскольку люди переводят своё богатство в другие финансовые активы, которые принесут проценты и дивиденды и тем самым увеличат богатство. Когда экономические кризисы конца 1970-х и начала 1980-х сменились длинным периодом стабильного роста и низкой инфляции, цена на золото с годами упала примерно с $800 до $250 за унцию в 1999 году. Позднее, после рекордного дефицита федерального бюджета в Соединенных Штатах и аналогичных проблем в ряде европейских стран начала XXI века, цена на золото взлетела до $1000 с лишним за унцию.

За спросом на золото стоит большой невысказанный страх инфляции. В этом страхе нет ничего иррационального, учитывая, как часто государства всех типов — от монархий до демократий и диктатур — прибегали к инфляции как средству получения большего богатства без необходимости вступать в прямую конфронтацию с обществом, как при повышении налогов.

Инфляция, налоги и война

Повышение налогов всегда представляло политическую опасность для тех, кто находился у власти. Если общественность возмутится людьми, повысившими ставки налогообложения, их политическая карьера может пойти под откос. Иногда реакция населения на повышение налогов может привести к вооруженным восстаниям, как в случае американской Войны за независимость от Великобритании. Помимо негативного политического отклика могут проявляться и негативные экономические реакции. Повышение ставок налогообложения вынуждает людей отказаться от определенных видов экономической деятельности, если они считают, что чистая норма прибыли после уплаты налогов не будет оправдывать их усилия. Именно по этой причине многие люди бросали сельское хозяйство и перебирались в города в период упадка Римской империи, что увеличило количество людей, о которых должно было заботиться государство, и уменьшило запасы продовольствия.

Чтобы избежать политических рисков при повышении налогов, правительства всего мира на протяжении тысячелетий прибегали к инфляции. Джон Мейнард Кейнс писал:

Не отмечено никаких продолжительных войн или масштабных социальных потрясений, которые не сопровождались бы изменениями законного платёжного средства. Но в каждой стране с самого начала ее экономической истории отмечается практически непрерывная хроника постепенного ухудшения реальной стоимости её законных средств платежа, которые представляли деньги.

Джон Мейнард Кейнс, экономист, основатель кейнсианского направления в экономической науке

Если для ведения масштабной войны требуется половина национального продукта, то правительству необязательно повышать налоги со всех заработков на 50%, чтобы оплатить требуемые расходы. Оно может ввести новые деньги и потратить их на покупку боевой техники. Когда половина ресурсов страны расходуется на производство военного снаряжения, товаров гражданского назначения становится меньше, притом что количество денег увеличивается. Это изменившееся соотношение между деньгами и товарами гражданского назначения ведёт к инфляции, поскольку большее количество денег предлагается за меньшее количество товаров, — в итоге цены растут.

Не только войны вызывают инфляцию, хотя она частый спутник военных конфликтов. В мирное время государства тоже находят массу способов потратить деньги, включая роскошное проживание королей и диктаторов и многочисленные амбициозные проекты, распространенные как при демократических, так и недемократических правительствах. Чтобы оплачивать все эти вещи, проще и политически безопаснее использовать право создавать больше денег, чем поднимать налоги. Иначе говоря, инфляция, по сути, скрытый налог. Деньги, накопленные людьми, лишаются части своеи покупательнои способности, которая незаметно перетекает к государству, выпустившему лишние деньги.

Инфляция — это не просто скрытый, а еще и универсальный налог. Правительство может пообещать не повышать налоги или повысить их только для «богатых» (как их ни определять), однако, создавая инфляцию, оно фактически отнимает некоторую часть богатства у всех, кто имеет деньги, то есть выкачивает богатство по всему диапазону доходов и состояния — от самых богатых до самых бедных. Вложение в акции, недвижимость и другие материальные активы, стоимость которых растёт вместе с инфляцией, позволяет богатым людям в определеннои степени избежать этого фактического налогообложения, а вот люди с низкими доходами вряд ли смогут так действовать.

Больше денег — выше цены

В современную эпоху бумажных денег для увеличения денежной массы достаточно просто включить печатный станок. Однако ещё задолго до появления таких станков власти могли увеличивать количество денег просто за счёт уменьшения содержания золота или серебра в монетах определенного номинала. Например, изначально французский франк и британский фунт содержали некоторое фиксированное количество драгоценного металла, но затем французское и британское правительство постепенно уменьшали этот процент, что позволяло чеканить больше монет из того же количества золота или серебра. Поскольку официальная стоимость новых момент оставалась прежней, их покупательная способность снижалась по мере увеличения их количества.

В странах с централизованными банками, управляемыми государством, использовались более изощренные методы увеличения количества денег, но конечный результат был таким же: увеличение количества денег без соответствующего увеличения предложения реальных товаров означает рост цен, то есть инфляцию. И наоборот, когда во время английской промышленной революции наблюдался рост производства, цены в стране снизились, потому что денежная масса соответственно не увеличилась.

Удвоение денежной массы при том же количестве товаров может увеличить цены даже больше, чем вдвое, потому что скорость обращения денег возрастает, когда люди теряют уверенность в сохранении их стоимости. Во время резкого обвала российского рубля в 1998 году один московский корреспондент сообщал: «Многие спешат потратить проседающие рубли как можно быстрее, пока валюта еще имеет хоть какую-то ценность».

Нечто подобное происходило в России и во время Первой мировой войны, и сразу после революции 1917 года. К 1921 году количество денег, выпущенных российским правительством, в сотни раз превышало количество денег, обращавшихся накануне войны в 1913 году, а уровень цен вырос в тысячи раз по сравнению с 1913 годом. Более быстрое обращение денег влияет на цены так же, как если бы в обращении находилось больше денег. Если одновременно происходит и то и другое в больших масштабах, результатом становится безудержная инфляция. В течение последнего кризисного 1991 года стоимость рубля в Советском Союзе упала так сильно, что россияне использовали его вместо обоев и туалетной бумаги, которые были в дефиците.

Пожалуй, наиболее показательная инфляция XX века произошла в Германии в 1920-е годы, когда в июле 1920 года доллар стоил 40 марок, а к ноябрю 1923-го — более 4 триллионов марок. Люди обнаружили, что их сбережений не хватает даже на покупку одной пачки сигарет. Немецкое правительство фактически украло у граждан всё, что у них было, с помощью простой процедуры — круглосуточно работающих более 1700 станков, печатающих деньги.

Некоторые возлагают вину за подготовку почвы для появления Гитлера и нацистов на экономическии хаос и горькие разочарования той эпохи. Во время столь бесконтрольной инфляции Гитлер придумал красноречивую фразу «голодные миллиардеры», поскольку немцы, имея миллиарды марок, не могли купить достаточно еды, чтобы прокормить себя и свои семьи.

Уровень инфляции часто измеряют с помощью изменения индекса потребительских цен. Как и другие индексы, индекс потребительских цен — всего лишь приблизительная оценка, потому что цены на разные товары меняются по-разному. Например, когда в марте 2006 года потребительские цены в США выросли за предыдущие 12 месяцев на 3,4%, эти изменения сильно колебались: цены на энергию подскочили на 17,3%, на медицинскую помощь — на 4,1%, а на предметы одежды, наоборот, упали на 1,2%.

Хотя последствия дефляции более очевидны, чем инфляции, поскольку меньший объём денег подразумевает меньшее количество покупок и, следовательно, сокращение производства новых товаров, а значит, и уменьшение спроса на рабочую силу, последствия инфляции также могут привести к остановке экономики.

Безудержная инфляция означает, что производители считают производство рискованным, когда цена, по которой они могут продать продукцию, может не отражать ту покупательную способность, которую имели деньги, затраченные на производство этои продукции. Когда в 1990 году инфляция в Латинскои Америке достигла пика в 600%, реальный объём производства в этих странах в том году резко упал. Однако ввиду отсутствия инфляции в течение нескольких последующих лет реальные объемы производства достигли устойчивого роста в 6% в год.

7373
23 комментария

Грустная статья.

Ждём.

11
Ответить

Манал я такие налоги...

4
Ответить

Манал, не манал... Переходим на обнал 🐱‍👤

2
Ответить

По качеству обложки известно что-нибудь : твердая или мягкая с клапанами?

Ответить

Еще про бумагу тоже интересно — достаточно ли мягкая...

6
Ответить

Пока неизвестно, ждем

Ответить

Если кому интересно, тоесть возможность данную книгу предзаказать в лабиринте с 45% скидкой (предложению 2 дня осталось)

1
Ответить