Легкий текст: как зацепить внимание аудитории с первых секунд

"Легкий текст: Как писать тексты, которые интересно читать и приятно слушать" -- Светлана Иконникова, Нина Зверева. Издательство "Альпина Паблишер", 2022 г.
"Легкий текст: Как писать тексты, которые интересно читать и приятно слушать" -- Светлана Иконникова, Нина Зверева. Издательство "Альпина Паблишер", 2022 г.

У меня есть восемь секунд, чтобы заинтересовать вас этой статьей. И столько же есть у вас, чтобы захватить внимание людей, когда вы пишете письмо, пост, статью или выходите на сцену с готовой речью. С чего начать, чтобы вас действительно выслушали, а текст прочитали?

Авторы книги «Легкий текст» Нина Зверева и Светлана Иконникова отвечают: начинайте с самой сути.

Ни в коем случае нельзя начинать с общих фраз или скучных представлений. Начало должно быть коротким, ярким, неожиданным и содержательным. Расскажу вам, как бизнес-тренер Нина Зверева и эксперт по письменным коммуникациям Светлана Иконникова предлагают строить вступление.

Пять способов зацепить внимание читателя

1. Провокация

«Собаку я завела, чтобы не бить детей»

Так начинается один из постов блогера и кулинарного критика Катерины Смирновой. Дальше из текста становится понятно, что Катерина взяла собаку из приюта, чтобы опробовать свои педагогические способности. Детей у нее на тот момент не было, но она хотела подготовить себя к материнству. Эксперимент, к слову, прошел успешно — и собака, и дети выросли довольными и счастливыми.

Если начать с шок-контента, читатель невольно обратит внимание на текст. Правда, если использовать провокацию постоянно, эффект теряется.

2. Важная мысль для читателя

«Расстояние между вами и самой длинной канатной дорогой Европы — четыре часа»

Это начало текста о Нижнем Новгороде, цель которого — привлечь москвичей провести в городе выходные. Автор начинает не с описания лучших локаций, не с исторической справки, а с самого интересного — всего в четырех часах езды от читателя находится любопытная достопримечательность.

Особенно хорошо этот прием работает в деловых письмах. Начиная с сути, вы экономите время адресата и позволяете сразу понять, какую пользу он получит от текста.

3. Прямая речь

«— Ну что, сидим на каплях от насморка? Наркоманка, значит? — так начался мой разговор с опытным лором»

Еще одно вступление для поста, на этот раз для блога о медицине. Диалог погружает читателя в историю, которая развивается у него на глазах. А люди обожают истории. Этому есть даже научное объяснение — когда мы слышим историю и сопереживаем персонажам, происходит выброс окситоцина, который заставляет нас чувствовать себя спокойно и удовлетворенно. Мы испытываем симпатию и доверие к рассказчику.

4. Оборванная фраза

«Или, например, курицы. Точнее, бройлерные ципилята. Казалось бы, какая связь между тремя неделями жары 30+ и ципилятами. А прямая»

Когда люди щелкают пультом в поисках чего-нибудь интересного и попадают на уже начавшийся фильм, большинство из них не переключат канал. Они задержатся, чтобы разобраться, что происходит на экране. Такой же интерес сработает и в этом тексте — его прочитают даже те, кто совсем не интересуется разведением кур.

Отсутствие вступления, как и прямая речь, вовлекает в историю. Но она должна быть действительно интересной.

5. Шутка

«В детском игровом центре — вечер пятницы и три тысячи детей на квадратный метр. Шабаш экстравертов. Мне 46, но ощущается как 90, если применять погодные аналогии. Вокруг стоит писк человекообразных хомяков, мне страшно. К тому же меня чуть не зашибла пролетающая мимо на косе Рапунцель. Присмотревшись, я понял, что это не коса, а канат, но легче от этого не стало»

Юмор работает всегда, если использовать его уместно. Если вы хорошо знаете свою аудиторию и умеете использовать иронию, не переходя в грубый сарказм, — действуйте.

А если голосом?

Нина Зверева предлагает начинать публичные выступления следующими способами:

● Вопрос

— Как так? (пауза) Ну как так? (пауза) Почему в нашем регионе один из самых высоких уровней образованности, но одна из самых низких долей молодежи? Почему они уезжают?

Вопрос должен затрагивать важную для аудитории проблему. В данном примере первый вопрос и пауза привлекли внимание людей, а второй усилил интерес.

● История

— Однажды я выступала во Владивостоке…

«Однажды» — это магическое слово, которое сразу заставляет прислушаться. Аудитории интересно узнать о личном опыте, заглянуть за кулисы чужой жизни и примерить ситуацию на себя. Как мы уже убедились выше, сторителлинг — один из самых сильных инструментов рассказчика.

● Интересный факт

— Вы знаете, что прямо под Красной площадью лежат останки динозавров?

Интересный факт может быть вопросом, а может быть загадкой. Вы можете предложить слушателям озвучить их предположения и таким образом вовлечь их в беседу с самого начала.

● Короткое яркое представление

— Всем привет! Меня зовут Саша, и за свою недолгую жизнь я сменил 32 места работы. Сегодня я расскажу, как мне удавалось очаровывать людей на собеседованиях.

Если аудитория вас не знает, нужно коротко представиться. Постарайтесь в одном предложении показать свою экспертность и рассказать уместный яркий факт из биографии.

Удачное вступление важно, но оно не гарантирует, что аудитория дослушает вас и прочитает ваш текст до конца. В книге «Легкий текст» Нина Зверева и Светлана Иконникова помогают построить хороший текст для любых ситуаций — будь это рабочее письмо или тост на свадебном банкете.

И напоследок: эта книга не для копирайтеров или редакторов, а для обычных людей, которым приходится иногда писать тексты, а иногда готовить речь для выступлений. Поэтому пригодится она каждому — если вы, конечно, хотите быть услышанными : )

7
5 комментариев

все верно написано, но вот первый пункт... как мне не нравится когда пишут какую-то провокационную информацию, чтоб зацепить читателей

4
Ответить

Если она подтверждена, почему нет?
Но важно, конечно, не скатиться в желтуху

Ответить

Прочитал на одном дыхании. Очень интересно! В принципе статья может пригодиться не только тем, для кого текст - профессия.

1
Ответить

Лайк! Пишите ещё!

1
Ответить

спасибо ))
буду!

Ответить