Как отличить реальные отзывы от фейковых в Интернете [Инструкция от маркетолога]

Хочу с вами поделиться небольшой инструкцией, как отличать настоящие отзывы от фейковых. Инструкция написана для обычных пользователей.

Я часто оставляю положительные и отрицательные отзывы в Интернете, а также продвигаю компании на Яндекс.Картах, Google Maps и т.д., поэтому в теме хорошо разбираюсь.

Я сам на основе репутации компании в сети выбираю новые заведения для ужина или компании для сотрудничества.

Статистика моего профиля на Яндекс.Картах
Статистика моего профиля на Яндекс.Картах

Сразу отвечу на вопрос в заголовке.

К сожалению, нет 100% рабочей схемы проверки отзывов, но есть определенные признаки и особенности модерации на площадках.

Я буду разбирать в примере Яндекс.Карт, т.к. у Яндекса одна из самых сложных модераций для накрутчиков отзывов, а в других сервисах и на других сайтах легче обмануть систему и опубликовать фейковые отзывы, но признаки ненастоящего отзыва такие же, как на Яндекс.Картах .

Критерии настоящих отзывов:

  • Количество подробностей. Если отзыв подробный, с указанием обстоятельств, имен, то с меньшей вероятностью этот отзыв будет ненастоящим;
  • Наличие фото от клиента - это признак, что отзыв настоящий;
  • Выдача по умолчанию (в Яндекс.Картах) и негативные отзывы - это туда, куда нужно смотреть. У Яндекса одна из самых строгих систем модерации, поэтому качественные отзывы находятся вверху сортировки “По умолчанию”.
Как отличить реальные отзывы от фейковых в Интернете [Инструкция от маркетолога]

Критерии фейковых отзывов:

  • Несколько отзывов подряд написаны одинаковой длины и схожи по содержанию. Это явный признак работы по ТЗ и накрутки отзывов;
  • В профиле пользователя, который оставил отзыв, много отзывов с положительными оценками у организаций одного типа в разных городах. Обычно, такие аккаунты принадлежат агентству и они пишут хвалебные отзывы своим клиентам.

Как посмотреть профиль пользователей?

Как отличить реальные отзывы от фейковых в Интернете [Инструкция от маркетолога]

Нужно нажать на фото пользователей или три точки рядом с отзывом и выбрать “все отзывы пользователя”

Если у пользователей закрыт профиль и нельзя посмотреть другие отзывы. Это явный признак накрутки. Обычные пользователи не в курсе, что профиль можно скрыть.

Важные вещи

  • Если отзывы опубликованы в один день, это не означает, что они накручены. Просто процедура Яндекс.Карт устроена таким образом, что отзывы, написанные в разное время проходят модерацию в одно время, а дата, указанная, как дата публикации - это на самом деле дата прохождения модерации.
  • Отзывы на Яндекс.Картах могут удалить, но это сделать непросто и если это будут делать постоянно, то в будущем шансов на удаление отзывов будет меньше.
  • Обращайте внимание на ответы организации. Если ответов нет - значит владелец бизнеса не следит за площадками и не “держит руку на пульсе”. Это плохой знак, как по мне.
  • Если организация в ответе на негативный отзыв пытается решить проблему клиента или уже отчиталась о выполненных работах, то это отличный знак для потребителей.
  • Положительных отзывов, скорее всего, будет меньше негативных, если бизнес не призывает оставить отзыв после оказания услуг. Имейте это ввиду.

Как искать отзывы

Начнём с того, как найти отзывы на человека или компанию. Здесь все просто, формируете запрос в формате:[название компании] отзывы

например, “Андрей Цымбалюк Отзывы”

Как отличить реальные отзывы от фейковых в Интернете [Инструкция от маркетолога]

Также, если отзывы ищете на компанию, то проверьте их на Яндекс.Картах, Google maps.

Кстати, в Яндексе можно найти компанию по ИНН или названию юр.лица.

  • название “компании + отзывы”
  • яндекс.карты
  • гугл карты
  • 2гис

Потребительский экстремизм

Некоторые клиенты пользуются системой оценки и специально ставят низкие оценки, чтобы навредить бизнесу. Подобные отзывы могут быть с целью получить скидку или в попытке отомстить организации за что-то. Но, как правило, таких отзывов меньшинство, я думаю 5-10% от общего количества.

Сайты-вымогатели

Есть сайты, которые созданы с одной целью - зарабатывать на вымогательстве за удаление негативных отзывов. Я с такими столкнулся в нише недвижимости. Создается страница на сайте под запрос “отзывы ЖК ненастье” и на ней пишут системно негативные отзывы, а затем на почту отдела продаж либо в соц. сети руководителям бизнеса приходит предложение удалить отзывы с такого ресурса. Цены от 10 тысяч рублей до 1 млн рублей.

Сайты от агентств по репутации

Есть специализированные сайты, которые создают агентства по репутационному маркетингу.

Владельцы агентств с помощью таких сайтов могут выдавить другие сайты с негативными отзывами с 1 или 2 страницы выдачи по запросу. Так они помогут своему клиенту сделать “Фейковую” картину, что все отзывы положительные.

А есть нечестные агентства, которые накручивают положительные отзывы своему клиенту и периодически накручивают и негативные, чтобы не лишиться клиента и работа продолжалась)

Если у вас есть опыт поиска отзывов в Интернете, поделитесь в комментариях, давайте вместе улучшим эту статью для пользователей.

Также, я пишу редко, коротко и по делу в telegram-канале, в нем я в формате коротких постов делюсь опытом продвижения, публикую маркетинговый дайджест для специалистов в маркетинге и рекламе, менеджеров и предпринимателей.

Начать дискуссию