Отличие взятки от мошенничества. Особенности квалификации должностных преступлений.

Отличие взятки от мошенничества. Особенности квалификации должностных преступлений.

На практике зачастую возникают вопросы правильности квалификации действий должностного лица, получившего денежное вознаграждение за совершение определенных действий (бездействия) в пользу лица, передавшего вознаграждение либо в интересах другого лица.

Согласно ч. 1 ст. 290 УК РФ, уголовная ответственность предусмотрена за получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Таким образом, из диспозиции статьи следует, что обязательным условием для привлечения лица к уголовной ответственности является факт того, что в служебные полномочия должностного лица входят совершаемые (совершенные) действия (бездействия) либо способствования указанным действиям в силу занимаемой должности.

Привлекаемые к уголовной ответственности должностные лица, а также некоторые практикующие адвокаты ошибочно полагают, что действия должностного лица по получению денежного вознаграждения за совершение действий (бездействия), которое могло быть совершено только в нарушение требований закона (например, ден. средства передаются следователю за невозбуждение уголовного дела, однако в соответствии с материалами доследственной проверки не имелось оснований для его возбуждения; либо ден. средства передаются судебному приставу-исполнителю за неустановление запрета на выезд должника за пределы РФ, однако данному должнику не мог быть запрещен выезд ввиду небольшой суммы задолженности), необходимо квалифицировать как мошенничество.

На первый взгляд, в указанных обстоятельствах действительно должностное лицо вводит взяткодателя в заблуждение относительно своих намерений, что имеет определенные признаки мошенничества. Более того, данные действия должностное лицо не могло выполнить законно.

Однако, из материалов судебной практики, в том числе Верховного Суда РФ, следует вывод: действия лица квалифицируются как взяточничество, если по делу установлено, что должностное лицо фактически могло совершить по службе незаконные действия, которыми оно угрожает, то есть в его полномочия входит принимать соответствующие меры и оно может, например, сфальсифицировать документы, само привлечь невиновного к ответственности либо стать инициатором привлечения, будучи на это уполномочено законом. В этом случае оно принимает взятку за законное бездействие по службе, поскольку служба дает ему возможность действовать, в том числе незаконно.

Если же должностное лицо не могло в тех условиях совершить обещанные незаконные действия по службе по отношению к тому лицу (далее – гражданину), у кого требовало незаконное вознаграждение (напр., под угрозой привлечения к ответственности за несовершенное в действительности гражданином правонарушение (преступление), установления судебным приставом-исполнителем мер административного характера в отношении должника), то получение ценностей охватывается составом мошенничества.

Итак запомним:

· главное отличие взяточничества от мошенничества – наличие у должностного лица служебных полномочий по совершению действий (бездействия) в пользу взяткодателя;

· действия должностного лица подлежат квалификации как взяточничество и в тех случаях, когда у него имеется возможность совершить незаконные действия (бездействие)в отношении взяткодателя либо иных лиц (напр., незаконно возбудить уголовное дело, установить запрет на выезд должника за пределы РФ, и т.д.), которые при обычных обстоятельствах должностное лицо не стало бы совершать (напр., возбуждать уголовное дело при отсутствии данных, указывающих на признаки преступления).

При необходимости записывайтесь на консультацию по тел. +7 (928) 123-55-50: адвокат в Москве по уголовным делам Николаенко Денис Алексеевич, сайт: https://advokatmoskva.pro/.

Начать дискуссию