Мой опыт в акселераторах в России и немного в США

Недавно я рассказал о своем опыте бизнеса на VR в России. Спасибо всем, кто прочитал и дал обратную связь. Я задумался, а что еще полезного я могу рассказать на основе своего опыта? Для меня одним из самых интересных открытий за прошедшие годы стали акселераторы. Рассказываю про свой опыт.

<i>Demo day в YCombinator до COVID-19. В последующие годы он проходил онлайн.</i>
Demo day в YCombinator до COVID-19. В последующие годы он проходил онлайн.

Для тех, кто не в курсе, поясню, что акселератор это такая программа обучения стартапа, в рамках которой команде стартапа помогают с развитием продукта, маркетингом, продажами и в конце проводят demo day, где приглашенные инвесторы смотрят питчи выпускников и выбирают наиболее перспективные проекты. Самый известный глобальный акселератор это YCombinator. Его выпускниками являются, например, Airbnb и Stripe. Нам удалось поучаствовать в различных акселераторах в России и совсем немного в США. На всякий случай уточню, что мой опыт касается 2021 года, поэтому как сейчас попасть в акселератор в США и Европе гражданам РФ я напишу в самом конце.

Какие бывает акселераторы?

Прежде чем рассказать о нашем опыте, предлагаю для начала разобраться в вопросе: какие бывают акселераторы и из чего они состоят? Рассказываю на основе своего опыта, так что если есть эксперты по этой теме, поправляйте меня, я могу ошибаться.

Акселераторы по условиям:

  • Акселератор инвестирует в проект и получает акции компании. Классическая модель акселератора. Конечно, у каждого акселератора есть свои условия сотрудничества со стартапами. Примерные стандартные условия — передача акселератору 3–10% акций компании в обмен на $50 000 – $500 000.
  • Акселератор инвестирует в проект и НЕ получает акции компании. Крайне редкие условия, обычно такие условию дают государственные акселераторы. Надо внимательно читать условия, чтобы вместо инвестиций вы кредит на себя не оформили.
  • Акселератор НЕ инвестирует в проект и получает акции компании. Крайне странный формат работы акселератора, но он существует, и мы с ним даже столкнулись. Я не сторонник такого типа акселераторов из-за слишком больших рисков для проекта.
  • Акселератор НЕ инвестирует в проект и НЕ получает акции компании. Наиболее популярная модель акселераторов в России, но не очень распространенная в мире. Хороший вариант для стартапов очень ранних стадий, когда есть только идея или совсем сырой прототип.

Важно. Не путайте акселераторы и грантовую поддержку. Грантовые фонды дают вам деньги без получения доли в вашей компании, ваша обязанность только отчитаться о целевом использовании средств. Акселераторы же это в первую очередь связи и передача опыта, а потом уже деньги. Задача акселератора заработать на вас, поэтому они будут стараться найти лучшие команды и помочь им в развитии продукта. Большинству грантовых фондов главное отчётность сдать, им не важно как у вас идут дела, просто желательно чтобы вы не закрылись и платили побольше налогов.

Demo day 500 Startups в 2022 году, который проходил онлайн

Акселераторы по типу собственности:

  • Частные (акселератор как бизнес): классический акселератор, задача которого найти перспективный стартап и заработать на продаже доли в нем.
  • Государственные акселераторы: они ищут наиболее перспективные для страны стартапы. В таком акселераторе не будут инвестировать в проект, который собирается релоцироваться в другую страну или держать основную команду в другой стране. Цель таких акселераторов – вырастить самых перспективных налогоплательщиков.
  • Корпоративные (акселератор как R&D): инкубатор перспективных проектов для корпорации. Задача акселератора найти перспективные проекты для дальнейшего поглощения. На первом этапе такой акселератор инвестирует в проект, чтобы посмотреть как он будет развиваться, затем выкупает его полностью в случае интереса, чтобы интегрировать проект в корпорацию.
  • Университетские. Акселерация для студентов и их проектов. Настоятельно рекомендую всем студентам, которые хотят стать предпринимателями. Обычно у таких акселераторов очень хорошие условия участия.

Чем отличаются акселераторы в США и Европе от России?

Важно упомянуть, что акселераторы в каждой стране имеют свои особенности. У меня есть опыт с акселераторами в США, Европе и России, поэтому я расскажу об основных отличиях акселераторов в этих странах.

Видео DoorDash для заявки в YCombinator.

Акселераторы в США выделяются:

  • Высокой оценкой вашего стартапа и большим размером инвестиций. В экономике США денег очень много, хороших стартапов на самом деле мало, существует огромная конкуренция за лучшие команды. Но ключевой нюанс в другом: посчитайте расходы вашего стартапа в Калифорнии или Нью-Йорке. Вы будете неприятно удивлены. Затраты на заработную плату, стоимость привлечения клиентов, аренду, юристов и прочие вещи уничтожат ваши огромные (как кажется из России) деньги акселератора за 3-12 месяцев. Большой размер инвестиций в стартапы связан с тем, что существуют очень большие расходы на его развитие и операционную деятельность. Поэтому никаких "вертолетных денег" в американских акселераторах нет, их денег в США хватает на очень короткий срок.
  • Доступ к лучшим выпускникам и экспертам, а также ко всему комьюнити акселератора. Если вы делаете B2B startup, вы можете сразу получить гигантский рост продаж только за счет комьюнити. Посмотрите портфолио YCombinator, 500 Startups, Plug and Play и вы поймете в чем здесь ценность. Demo day в хорошем акселераторе проводиться сразу для огромного количества венчурных фондов. Такого охвата инвесторов не получить нигде, выпуски YCombinator уже превратились в аналог финала Чемпионата мира - их смотрят очень много людей.
  • Невероятная конкуренция. Как итог всех указанных мною преимуществ – стартапы со всего мира хотят попасть в эти акселераторы. Поэтому вы будете конкурировать за место с лучшими стартапами со всего мира. Мне кажется это очень даже мотивирующим. Интересно бороться с лучшими.
  • Ваш рынок должен быть большим и перспективным. Проще говоря, если продаете в США, Европе, Китае или Индии, то вопросов нет. Если ваш рынок — это страна с населением пару миллионов человек, то шансов попасть в хороший акселератор немного.
А это уже их питч в рамках Demo Day.

Акселераторы в Европе отличаются от американских коллег тем, что:

  • Конкуренция за попадание в акселератор ниже.
  • Требования к основному рынку стартапа обычно сильнее конкретизированы, это должна быть Европа или США. Я с этим столкнулся лично и был удивлен, уверен что такие требования не во всех акселераторах Европы. Также для некоторых акселераторов было важно физическое нахождение команды в конкретной стране, например, в Германии или Швеции.

Акселераторы в России

  • Большинство акселераторов государственные или корпоративные. Классических акселераторов очень мало.
  • Предпочитают не инвестировать в проект и не получать акции компании.
  • Зачастую полное отсутствие комьюнити и бутафорский demo day.
  • Низкая конкуренция при отборе в акселератор.
  • Акселераторы предпочитают стартапы, ориентированные на международный рынок.

Уточню, что это мое мнение на основе опыта в 2020–2021 году, у вас он может сейчас уже отличаться. Поэтому если у вас есть что-то добавить, то напишите, пожалуйста, в комментариях.

Наш путь

Давайте разберемся зачем стартапы идут в акселераторы.

Основные причины:

  • Деньги. Они нужны любому стартапу. Для кого-то$50 000 уже очень большие деньги , а другим $500 000 как раз нужно на маркетинг.
  • Продажи. Многие основатели уверены, что в акселераторе за них начнут заниматься продажами. Типичная история, когда основатель не умеет продавать свой продукт и думает, что другие люди будут за него заниматься построением продаж в его компании.
  • Маркетинг. Также некоторые основатели считают, что в акселераторе за них начнут делать маркетинг продукта. Такая же история, как и с продажами.
  • Инвесторы. Команды думают, что как проведут demo day, так сразу получат много звонок от инвесторов. Это тоже далеко от правды.
  • PR. За счет акселератора действительно можно получить информационное продвижение проекта, и этим надо пользоваться.
  • Связи. Они всегда есть в хорошем акселераторе. Найти сотрудников, партнеров, клиентов и просто полезные контакты действительно не только можно, а даже нужно.

Первые попытки взаимодействия с акселераторами начались у нас в 2020 году. Конечно же, мы тоже слышали о YCombinator, но понимали, что пока наши клиенты находятся в России, то с YCombinator у нас не сложится. Поэтому решили посмотреть, что в России происходит на эту тему. Оказалось, что акселераторов много, даже есть конкретные отраслевые и с фокусом на международное масштабирование. Поэтому мы решили начать отправлять заявки.

Оказалось, что попасть в акселератор достаточно просто. Помимо заполнения стандартной заявки, обычно мы высылали Pitch deck или заполняли подробную форму с показателями компании. Затем идет интервью, иногда их несколько, и после этого вы получаете обратную связь. В итоге мы прошли почти во все акселераторы, которые подавались в России. Мы хотели попасть в акселератор, что понять что это и как акселератор может помочь нам. Конкретных целей у нас не было.

Что меня сразу удивило в российских акселераторах:

  • Почти все акселераторы в России не инвестирует в проекты и не получают акции компании. Исключение составляет только ФРИИ, но мы решили туда не подавать заявку.
  • Фокус на обучении. Большинство акселераторов учат свои проекты, зачастую совсем базовым вещами.
  • Многие, очень многие акселераторы делаются только для “галочки”: нет никакой цели, только путь.
  • В некоторых акселераторах вы как в школе, нужно делать домашние задания и сдавать их.
  • Почти все акселераторы могут дать вам ключи от нужных дверей, если вы сами начнете их искать.
  • Акселераторы очень разные. Не смотрите на маркетинговую обертку, внутри может оказаться просто цирк. Обязательно собирайте обратную связь от разных выпускников этих акселераторов.
<i>Наш demo day в инкубаторе МТС проходил онлайн. </i>
Наш demo day в инкубаторе МТС проходил онлайн. 

Теперь расскажу чего не было ни в одном акселераторе, скорее всего и сейчас этого тоже нет:

  • За вас никто не будет продавать и давать контакты клиентов. В лучше случае дадут контакты своих знакомых. Так что базы данных теплых клиентов вам не дадут, не надейтесь даже.
  • Никто лично знакомить вас за руку с инвесторами не будет. Сделали питч, а дальше или сами пишите, или ждите что вам напишут. Никто уговаривать инвесторов вложить деньги в ваш проект не будет, а уж тем более гарантировать.
  • Никто не будет заниматься углубленным анализом вашего продукта. Дадут обратную связи на основе поверхностного анализа. Но и этого достаточно, ваши клиенты тоже не будут часами изучать ваш продукт.
  • Сотрудников за вас также нанимать не будут, как и подбирать вам партнеров.
  • Сюсюкаться, хвалить и называть новым Стивом Джобсом вас тоже не будут. Это не курсы успешного успеха. Нет мотивации - не нужно начинать свой проект.

И все это как раз очень хорошо, потому что вы все должны делать сами. Это ваш бизнес, ваша жизнь. С учетом того, что большинство акселераторов в РФ вообще не берет долю в проекте, то вам бесплатно помогают развивать свой бизнес. Так что жаловаться на такие акселераторы глупо.

Типичный акселератор состоит из:

  1. Обучения. Разбираете все ключевые темы: продажи, маркетинг, менеджмент, юридические вопросы и так далее.
  2. Встреч. В зависимости от акселератора вы можете общаться как с экспертами, так и с потенциальными клиентами, партнерами. Количество и качество встреч зависит от акселератора, но рекомендую проявлять максимальную активность и ''выбивать" все необходимые вам контакты, если они действительно есть у команды акселератора.
  3. Разбора вашего бизнеса. Команда акселератора с экспертами смотрит самые слабые места вашего проекта и помогает вам в развитии.
  4. Коммьюнити. Это может быть как просто чат, а может быть целая серия оффлайн встреч с выпускниками, экспертами и командой акселератора.
  5. Demo day. Презентация вашего продукта перед инвесторами.

И самое главное, что вы скорее всего получите после прохождения акселератора:

  1. Понимание кто ваш клиент. Не абстрактные "мужчины 18-60 лет", а конкретный портрет вашего клиента, неважно это B2B или B2C. Именно на основе портрета клиента вы будете строить маркетинг и продажи.
  2. Сформируете модель монетизации. Нужно будет точно понять на чем вы будете зарабатывать, чтобы формировать экономику проекту.
  3. Создадите Unit-экономику проекта. Модель того, сколько вы тратите, сколько зарабатываете и что получается по итогу. Без unit-экономики управлять компанией не получится.

Хороший акселератор действительно позволяет разобраться во многих вопросах: что такое метрики, почему они важны, как масштабироваться, где слабые стороны продукта. Скажем так, вы вместе со своим проектом после акселератора должны "повзрослеть" и понять, что бизнес это не только про идею, это очень много чего еще.

<i>Если посмотреть на PayPal Mafia, то становится понятно, почему комьюнити акселератора имеет огромное значение.</i>
Если посмотреть на PayPal Mafia, то становится понятно, почему комьюнити акселератора имеет огромное значение.

А чтобы сохранить самой дорогой ваш ресурс – время, рассказываю какие акселераторы нужно обходить стороной и как их вычислить:

1. Акселератор для галочки

Такой акселератор существует, чтобы сотрудники данного мероприятия просто получили свою заработную плату, бонусы в конце потока и мощно все это дело отметили. Как правило, это государственные акселераторы. Это просто чувствуется в воздухе. Вы не будете делать ничего, совсем. Всем будет плевать на ваш бизнес, что вы делаете и что вообще происходит. Мы были в таком акселераторе. Мы получили письмо, что нас приняли в него. Затем нам сказали, что будет пару звонков с потенциальными клиентами и выдали трекера для помощи. В итоге мы каждую неделю созванивались с трекером и я гордо отчитывался, что никто со мной не связался. Так прошел месяц. Потом еще месяц. Встречи все сдвигались и сдвигались, а трекер получал каждый раз мой гордый, но скучный отчет. Так прошло полгода. А потом я получил письмо, что надо ехать на demo day. В рамках него шампанское лилось рекой, все веселились, стартапы питчили, потом мы получили грамоты и поехали домой. Сотрудники акселератора гордо выложили в социальных сетях свои счастливые лица и поздравили друг с замечательной работой в комментариях. Вот и весь акселератор. Держитесь от таких подальше.

2. Акселератор для своих

Интересный формат, который я повстречал на своем пути. Акселератор для своих – это корпоративный акселератор, в рамках которого уже заранее решено, кто будет победителем. Идея в том, что по понятным причинам нужно “пропихнуть” стартап в корпорацию и поставить на поток получения денег. Для этого отлично подойдет формат акселератора. Набрали своих ребят и немного спойлеров. Свои ребята получат контракты, а спойлеры нужны для отчетности. Такой акселератор невозможно распознать сразу, но если видите, что некоторые стартапы уже на первой встрече на брудершафт пьют с менеджерами акселераторами, то обратите внимание, такой акселератор просто тратит ваше время.

3. Акселератор, который вообще не понял, что происходит

Бывает такие акселераторы, поток которого собирали в панике. Поэтому никто не знает программу акселератора. Мы были в таком акселераторе, основная проблема – это хаос, который творится. Потому что в любой момент ты можешь получить письмо, что завтра какой-то важный звонок или нужно срочно прислать какую-то презентацию. Это сильно раздражает, особенно если вы все заранее планируете. В рамках такого акселератора я срочно вылетал на переговоры, а на самой встрече человек сказал мне, что вообще не понимает зачем мы встретились, ему просто поставил встречу со мной акселератор. Поэтому такие акселераторы я также не рекомендую.

4. Акселератор, который на самом деле консалтинг

Самый интересный тип акселератора. Все начинается как у всех, но в конце выясняется, что платить за акселерацию будете вы. Акселератор обычно ссылается на то, что у них серьёзные эксперты, совместные мероприятия и еще много чего. Лично я считаю, что это уже на грани мошенничества. Если вы продаете консалтинг, то так и пишите на сайте, что это консалтинг, где за X рублей вы получаете Y ценности. Зачем говорить, что это акселерация для стартапов с нюансом. Спасибо, но нюанс хотелось бы знать заранее, а не после нескольких часовых звонков и заполнения огромной анкеты. Если столкнулись с таким акселератором, то решайте сами, нужен вам консалтинг или нет.

5. Акселератор для понтов

И такое мы тоже повстречали. Делается только для того, чтобы организатор данного мероприятия мог написать в социальных сетях, что он теперь венчурный инвестор и работает со стартапами. Кроме самого слова акселератор в таком шабаше ничего схожего с реальной акселерацией нет. Какие-то непонятные звонки в Zoom раз в неделю и demo day в переговорке офиса организатора. Не тратьте на такие акселераторы свое время, если конечно, просто тоже не хотите потешить свое самолюбие.

Нашел на Youtube канале ФРИИ видео с питчами 2018 года. Примерно в таком же формате мы выступали оффлайн во всех акселераторах.

По итогам всех акселерационных программ я выделяю следующие факторы, по которым можно выделить хороший акселератор:

  • Порядок во всем. Весь процесс общения вас с акселератором имеет определенную структуру, это не хаотичные сообщения в телеграм от менеджера акселератора. Вы заранее понимаете, что вы должны предоставить акселератору, а что можно от него получить. Все ясно и понятно.
  • Понятная программа акселератора. Представители акселератора легко могут ответить, что будет происходить в рамках вашей акселерации. Возможно, вам не подойдет их программа, поэтому лучше заранее все узнать.
  • Сильная команда экспертов. Если с вами будут взаимодействовать опытные предприниматели, то это огромный плюс. Если ваши “эксперты” это сами стартаперы без бизнеса, то еще вопрос кто кого учить будет.
  • Непростой отбор. В любой хороший акселератор попасть просто так невозможно. Поэтому, если вас взяли после анкеты на пару строчек и звонка на пять минут, значит скорее всего особо желающих в акселератор нет.
  • Фокусировка. Хороший акселератор сфокусирован на конкретной задаче, отрасли или бизнес-модели. Он не набирает всех подряд. YCombinator и 500 Startups это исключения в силу своих размеров и масштабов. Поэтому лучше не идти в акселераторы, которые берут всех подряд без разбора.
  • Успешные выпускники. У хорошего акселератора должны быть кейсы, когда их выпускники построили успешный бизнес. Если все выпускники уже давно закрылись, то это явно не очень хороший сигнал.
  • Положительные отзывы. Понятно, что всегда будут разные мнения. Но обычно люди объясняют причины, почему понравилось в акселераторе или наоборот. Если положительных отзывов нет, то стоит задуматься.

Среди российских акселераторов по своему опыту я могу выделить корпоративный акселератор и инкубатор МТС Стартап Хаб, где вы получаете доступ ко всей экосистеме МТС и даже к их клиентам. Кроме того, МТС инвестирует в проекты, который подходят под их планы развития. Раньше еще выдавали безвозмездные гранты. Я знаю, что в команде были изменения, так что текущее состояние акселератора полноценно не могу оценить.

Среди частных акселераторов мне понравился Ed2, где очень хорошее обучение и есть фокус конкретно на EDTech/HRTech компаниях в сегменте B2B и B2C. Их тоже смело рекомендую.

Когда мы захотели выходить на международный рынок, то решили подавать заявки в акселераторы не в России. Так как мы уже понимали, что это такое и для чего нужно, то фокусировались уже на конкретных акселераторах. Нам удалось пройти пре-акселератор 500 Startups, но в финальную часть мы не вышли. Также побывали на финальном интервью с Адамом Дрeйпером (сын легендарного Тима Дрейпера и уже самостоятельный инвестор) в BoostVC. И от нескольких акселераторов мы отказались сами, так как критерии программы нас не устроили, негативный опыт уже был.

<i>Заявка в лучшие акселераторы США требуют глубокой проработки материала по вашему проекту.</i>
Заявка в лучшие акселераторы США требуют глубокой проработки материала по вашему проекту.

Основные отличия акселераторов в США, которые хорошо заметны после российских акселераторов:

  • Профессиональная организация процесса отбора. Все очень серьёзно, нужно будет подобно рассказать о своем проекте со всеми метриками, скорее всего вы будете записывать и личное видео, и подробное демо-продукта. Много вопросов будет личного характера. Не вооруженным глазом заметно, что опыт у акселераторов огромный, а отбор очень тщательный, желающих много со всего мира.
  • Крайне дружелюбные интервью и коммуникация. Понятно, что это часть бизнес-культуры США, но в любом случае это очень заметно на контрасте с Россией. В рамках некоторых интервью в российских акселераторах мне реально попадались хамы и не умеющие выражать свои мысли люди. Такого в США на интервью я не встречал, очень профессионально все.
  • Очень качественный контент для обучения. В рамках пре-акселерации 500 startups получили невероятно полезный контент по продажам и маркетингу, настоящий учебник. Уверен, что в других известных акселераторах точно не хуже.
  • Эксперты с мировым именем. Пообщался в рамках отбора с будущими экспертами, уровень компетенций очень высокий. Было очевидно, что эти люди могут нас многому научить. У многих акселераторов в России эксперты действительно слабые.
  • Конкуренция очень высокая, так что слабые проекты не пройдут в акселератор точно. Важен не только хороший продукт, но и сильные личности основателей. Это для акселераторов в США мне показалось даже важнее, чем все остальное.
  • Упор на метрики бизнеса. Нужно наизусть знать все ключевые метрики своего бизнеса и разбираться в них. Там никого не интересует маркетинговые слоганы, всем интересно посмотреть цифры.

А вот что объединяет акселераторы в России и США, так это количество по-настоящему хороших акселераторов. Несмотря на то, что я ожидал в США сотни очень крутых акселераторов, фактически после изучения всех имеющихся вариантов у меня остался список из около 30 штук. Так что хороших акселераторов мало везде и конкуренция в них высока.

Подводя итог, отмечу, что акселератор — это не волшебная пилюля, которая поможет превратить вашу идею в новый Facebook или Google. Тут работает классическое правило Коносуке Мацусита, что учиться можно даже у шума ветра. Поэтому даже из худшего акселератора нужно получать свой максимум. Отмечу, что я читал много отзывов выпускников YCombinator, что после demo day на них не посыпалось предложений от инвесторов, так что не думайте, что известный акселератор это золотой билет к успеху. А если вас не приняли, отчаиваться точно не стоит. Когда смотрю свои старые заявки, аж больно читать, насколько все неграмотно было написано. Обратите внимание, что у многих акселераторов есть свои бесплатные курсы. Вот, например, Startup School от YCombinator.

Марк Цукерберг в рамках выступления в Startup School от YCombinator в 2013 году.

В какой акселератор подаваться зависит только от вас и ваших целей. Если хотите подать документы в акселератор в США или Европе, то вы с командой не должны находиться в России. Иметь ВНЖ будет полезно, но не обязательно. Получить ВНЖ, например, в Армении можно на основе открытия ИП. Так что проблема решаемая. Я рекомендую подаваться в акселераторы стран, где вы планируете работать. Потому что одна из ключевых ценностей всех акселераторов это нетворкинг.

Помните, что любой акселератор — это инструмент для развития вашего бизнеса. Так что применять его или нет зависит только от вас. Успехов вам и вашим проектам!

Всегда рад вашим сообщениям мне в Facebook. Спасибо, что дочитали до конца.

5757
31 комментарий

Спасибо за статью, было полезно!)

4
Ответить

Спасибо!

Ответить

Сэкономлю всем время: есть три акселератора- YC, 500Startups, Techstars. На остальное можно время не тратить.

2
Ответить

Что думаете про Plug and Play и Alchemist?

1
Ответить

Если ты еще на VC, то значит дела не очень

2
Ответить

Читал и видел флешбэки о тех акселераторах, где был :) Классификация добила, подтверждаю выбранное деление. Спасибо за статью!

1
Ответить

Спасибо!

Ответить