Аналитика. Первый этап формирования маркетинговой стратегии

Аналитика. Первый этап формирования маркетинговой стратегии

Стратегия — это:

  • создание уникальных ценностей, отличающих компанию от конкурентов;
  • обдуманное решение относительно выбора целевых направлений развития и отказа от менее перспективных;
  • поиск инструментов, которые дополняют и усиливают друг друга;
  • постоянство позиционирования.

Перед тем, как приступить к формированию маркетинговой стратегии, важно зафиксировать отправную точку, чтобы от нее выбирать направление развития. Для этого проводят исследование рынка, его объема и динамики, трендов развития, ключевых заказчиков и конкурентов, собственного положения относительно других участников. Это, конечно, в идеальном мире. Сегодня привычные методы работы с аналитикой дают сбои. С российского рынка ушли видные иностранные аналитические агентства. Но, даже если бы остались, исследовать российский рынок им стало бы значительно сложнее, поскольку в расчет они берут самых крупнейших иностранных вендоров, а на нашем рынке сейчас появилось много новых и зачастую еще незрелых отечественных производителей.

Со временем ситуация выровняется, молодые игроки наберутся опыта, заказчики смогут планировать закупки на более отдаленную перспективу и рынок вернется к привычной степени открытости, но сейчас имеем то, что имеем.

Что-то аналитики могут найти в отчетах дистрибьюторов и ритейлеров, таможенных декларациях, налоговых и годовых отчетах заказчиков, открытых тендеров и публикуемых новостях о закупках и партнерствах потребителей и конкурентов. Потом в этом крайне неполном массиве разрозненных данных необходимо установить взаимосвязи и сделать выводы. И скрестить пальцы, что выводы будут верными. Аналитики в своих изысканиях сегодня опираются не только на цифры, но еще на опыт и экспертизу.

Какую информацию стоит собрать на этапе аналитики, если представится возможность?

1. Общее:

  • текущая доля рынка (общая и по каждому отдельному сегменту) компании;
  • перспективные рынки и их емкость, возможность расширения;
  • состояние рынка: рост, медленный рост, стагнация, угасание;
  • объем продаж в каждом квартале – факторы, влияющие на изменение объема (политическая ситуация, логистика, производительность предприятия и т.д.);
  • уровень рыночных цен, динамика их изменений, влияние на уровень спроса, сопутствующие факторы, влияющие на цену;
  • состояние рынка поставщиков.

2. Сегментация рынка и определение потребительского интереса:

  • портрет целевой аудитории;
  • потребности клиентов;
  • что мы можем предложить потребителям (товар или услугу) для удовлетворения потребностей.

3. Продуктовый портфель организации

  • доля каждого продукта в структуре прибыли;
  • УТП каждой линейки и каждого продукта в каждой линейке;
  • соответствие УТП продуктов потребностям потребителей;
  • перспективность каждого продукта;
  • процент прибыли, который приносит компании.

4. Конкурентный анализ - оценка деятельности других предприятий и способность компании с ними конкурировать.

4.1. Рыночная власть поставщиков

  • есть ли достаточное количество поставщиков;
  • цены у поставщиков; издержки, могут ли они их снижать, нет ли факторов, которые вынуждают поставщиков поднимать цены;
  • уровень качества продукции у поставщиков;
  • как много покупателей у поставщиков, нет ли между ними конкуренции за поставщика.

4.2. Рыночная власть потребителей

  • количество покупателей и продавцов, крупные игроки на рынке;
  • чувствительность покупателей к цене продукта; затраты покупателей при смене поставщика;
  • важность качества продукции;
  • могут ли клиенты с помощью нашего продукта снижать издержки или экономить.

4.3. Конкуренция

  • формат конкуренции в отрасли - лидер + мелкие игроки / рынок делят несколько равных по силе компаний;
  • стратегия конкурентов - агрессивные стратегии роста или работа на зрелом рынке;
  • темпы роста отрасли; баланс спроса и предложения;
  • особенности продукции конкурентов - уникальные особенности или характеристики;
  • уровень постоянных издержек в отрасли, возможность снижения.

4.4. Анализ появления новых игроков

  • порог входа в отрасль;
  • каналы сбыта, насколько легко (или сложно) их выстроить в конкретной отрасли;
  • влияние бренда на уровень спроса;
  • возможности существующих компании для вытеснения новых игроков с рынка;
  • возможности для новых игроков получить субсидии или банковские кредиты.

4.5. Продукты-заменители

  • товары заменители, их производители;
  • уровень качества и функциональности товаров-заменителей;
  • потребительские предпочтения;
  • стоимость перехода потребителей на продукт-заменитель.

5. Внутреннее состояние компании.

Тема для отдельной статьи.

#маркетинговаястратегия, #маркетинговая_стратегия, #marketing, #маркетинг, #маркетинговые_исследования, #стратегия_маркетинга, #marketingstrategy, #marketingresearch

Начать дискуссию