7 способов монетизации исторического контента

Как зарабатывают на интернет-ресурсах для историков

Это статья на популярную тему в непопулярной нише. Чаще пишут про монетизацию продуктов и сервисов для перспективного рынка, желательно с AI и инвестиционным капиталом. Я же расскажу о редком на бизнес-ресурсах звере — сегменте, который делает платные сервисы для ученых и студентов, в частности, для историков.

Тема мне близкая, потому что кроме работы продакт-менеджером в Utrace, где мы разрабатываем решения для маркировки, я пишу диссертацию по использованию компьютерных и математических методов в медиевистике. Как продакт я привыкла обращать внимание на монетизацию сервисов, а благодаря теме исследования и карантину я часто захожу на ресурсы, где есть что-то по истории. Данные я собрала сама из открытых источников из аналитического интереса.

В статье я хочу посмотреть и показать, какие клиентские проблемы как решаются в этом сегменте, как они монетизируются и, может быть, сделать выводы, пригодные и для других отраслей. Это будет неполный список вариантов монетизации, а те, которые встретились и показались мне интересными.

О каких ресурсах речь

Я рассматриваю информационные ресурсы, которые специализируются на истории в целом, истории конкретных периодов, частные сервисы для ученых и пр. Это негосударственные ресурсы, потому что у библиотек и архивов, даже если они берут деньги за библиографический поиск, другие основные источники финансирования.

Владельцами таких ресурсов могут быть юридические и физические лица, ученые и любители, российские и зарубежные компании, действующие в российской доменной зоне.

Гиганты типа Ozon, которые торгуют книгами по истории, владельцы Youtube-каналов и блогов на Yandex. Дзен в обзор не входят, об этом было много написано. Я не рассматриваю сервисы, которые пишут на заказ, ресурсы с сомнительными способами монетизации и сервисы, заблокированные на территории РФ.

Итого, в обзор попадают магазины, веб-ресурсы и сервисы, которые работают на русском языке с русскоязычной аудиторией, ведут легальную деятельность, не являются частью в крупных магазинов и не живут на деньги государства.

Больше страданий о том, как и о ком писать в статье, можно найти в телеге.

Аудитория

Ниша маленькая, но какой-то спрос кто-то генерирует, иначе эти ресурсы не жили бы десятилетиями.

На мой взгляд целевая аудитория такая:

  • Студенты, аспиранты и ученые
  • Реконструкторы
  • Люди, которые любят книги на бумаге
  • Продвинутые любители истории
  • Родители школьников и школьные учителя истории

Вопрос, насколько в процентах кто реально платит из выделенных мной групп, оставлю для другого исследования.

По посещаемости данные скромные: у популярного в сообществе современного научного журнала ЭНОЖ «История» за месяц 5 285 посетителей и 21 150 просмотров (поданным PR.CY на15.06.2020).

Проблемы, решения, монетизация

В этой нише, на мой взгляд, есть 2 типа бизнесов, условно, «старые» и «новые». Старые бизнесы жили и живут в оффлайне, в сети у них своего рода цифровые витрины. Новые бизнесы — это цифровые продукты и сервисы, которых нет в физическом мире, они не оцифровались, а появились сразу в сети.

Посмотрим на них через призму проблемы, которую они решают, самого решения и способа монетизации.

Нужна бумажная книга — агрегаторы книжных магазинов

Тип. Старый бизнес.

Проблема. У историков часто бывает, что тираж книги был маленький и быстро кончился, электронной версии нет, в библиотеке либо нет, либо далеко ехать, а книга нужна. На запрос появляются агрегаторы книжных магазинов типа alib.

Решение. Агрегаторы книжных, букинистов или отдельных физических лиц представляют площадку для контакта покупателе и продавцов. Есть интерфейсы продавца и покупателя, форма для заказа, личные кабинет, интеграция с почтой и пометка, что продажа идет у конкретного магазина, а тут только информация.

Монетизация. Деньги спродавца заразмещение книг насайте или комиссия при продаже. Утогоже alib размещение до250 книг на4месяца — 400₽.

Забота о чистоте репутации — решения по проверке на плагиат

Тип. Новый бизнес

Проблема. Скандалы с плагиатом новости, внимание к авторству, цитированию и этичному обращению с трудами коллег растет от года к году, и теперь, чтобы сдать статью в солидный журнал или диссертацию в совет, часто требуют итогов проверки на антиплагиат.

Решение. Требование диссоветов и редколлегий порождает спрос на сервисы, которые проверяют тексты на плагиат. Главное в этих сервисах — размер базы. Чем больше база, тем больше источников для проверки и весомее результаты.

Монетизация. Схема монетизации — бесплатно проверим 1 документ в1 формате, заподписку можно проверять много документов любых форматов, получать отчеты, общаться стехподдержкой и т. п. Решение Антиплагиат предлагает подписку от150₽ забазовый тариф идалее взависимости отдополнительных услуг.

Нужна электронная версия — продажа электронных версий старых и новых книг и журналов

Тип. Новый бизнес

Проблема. Много старых журналов и книг лежит в библиотеках, электронные версии создаются медленно.

Решение. Есть сервисы, откуда их можно официально скачать копии книг и статей, хоть это и не издательства или библиотеки. Также есть новые журналы, которые недавно существуют и сразу создавались как цифровые продукты, у них только электронные версии журналов, которые можно купить.

Монетизация. Продавать материалы за деньги напрямую, т. е. оплата за конкретную публикацию — вариант eLibrary.ru. Более неожиданный вариант — продавать баллы, на которые можно что-то купить или подписаться. ЭНОЖ «История» пользуется криптотокенам SU (subscription unit). Статья — 1 SU или 100₽, выпуск — 10 SU или 1000₽.

Нужен список литературы — услуги библиографов

Тип. Старый бизнес

Проблема. Когда подступаешься к новой теме, нужно найти не только источники, но еще и историографию, кто что написал до тебя. Поиск библиографии дело очень важное для исследования, но оно занимает много времени.

Решение. В библиотеках можно заказать библиографическую справку по какой-то теме в специальном отделе, а в интернете воспользоваться услугами таких ребят как, например, Biblioid.

Монетизация. Плата за услуги поиска материалов для работы. Стоимость зависит от сложности поиска, языка, количества публикаций всписке. Базовый расчет для 150 единиц на заданную тему на русском и английском языках без срочности заказа — 7500₽.

Потребность в профессиональной интеграции — социальные сети для ученых

Тип. Новый бизнес

Проблема. Всем нужно общаться со своей группой, ученые не исключение. Проблему общения с мировым сообществом мог бы решить и даже частично решает фейсбук, но он не такой удобный, как специальные сервисы.

Решение. В первую очередь я говорю об Academia — социальной сети для ученых, где можно выкладывать свои работы, скачивать работы коллег, переписываться, искать гранты, соавторов и проекты.

Монетизация. Есть бесплатная версия, где можно скачивать тексты, общаться и выкладывать свои работы, и платная, где у тебя личный сайт, помощь поисковика по целевым темам, доступ к грантам и проектам, возможность увидеть, кто просматривает твой профиль и т. п. Стоит 99 $ за год при ежегодном платеже.

Нужна книга, которой нет в продаже — печать по требованию

Тип. Старый бизнес

Проблема. У букинистов не все в есть и обновление фонда непредсказуемо. Можно урвать редкую книгу за 100 рублей, а можно на весь рунет не найти нужного издания.

Решение. Если почему-то нужно получить книгу в бумажном виде, есть услуга «Печать по требованию» (технология POD, print on demand). Это дополнительный бизнес для типографий, которые готовы печатать книги по одной штуке. Как правило, печатают по файлу от заказчика, который в идеале должен быть им где-то официально получен, без дополнительных украшений форзаца, в формате, который удобен типографии.

Монетизация. Плата за экземпляр. Такая услуга — дорогое удовольствие, книга может стоит 1500₽ и больше.

Нужны статьи и книги — база данных за донат

Тип. Новый бизнес

Проблема. Проблему уже разбирали — нужна электронная версия статьи или книги. Часто найти бесплатный вариант и не стать пиратом сложно, но на помощь приходят сторонники проекта «Открытая наука».

Решение. Отличный пример — ресурс Cyberlininka, база данных книг, статей и сборников, которые можно искать и скачивать бесплатно, входит в ТОП-5 российских открытых библиотек. Владельцы ресурса живут по принципу «Открытой науки», принципиально и открыто занимаются бесплатным распространением информации.

Монетизация. Каждый желающий может сделать донат. Что тут расскажешь, известный метод.

А что в итоге

Сервисы для историков можно условно разделить на 2 категории «старый бизнес» и «новый бизнес». Старые проверенные бизнесы работают со своей пусть небольшой, но стабильной аудиторией годами. Это букинисты, типографии, поиск книг. Проверенные бизнесы, у которых есть площадки в онлайне, их веб-ресурсы это скорее виртуальные витрины, а не самостоятельные цифровые продукты.

В новый бизнес я выделяю сервисы, которые появились благодаря изменившимся условиям работы аудитории (антиплагиат), социальным потребностям ученых как группы (специальная социальная сеть), а также новые цифровые продукты — журналы, у которых нет бумажной версии.

Здесь нет ответа, кто прав, кто больше зарабатывает или эффективнее ведет дела, но одно мне кажется верным: именно в новом бизнесе скрыт потенциал появления новых продуктов для научного гуманитарного сообщества. В развитии новых форматов, способов представления научных данных и реализации междисциплинарных проектов, создании удобных рабочих инструментов и т. п. Надеюсь, этой дорогой и пойдем, товарищи.

Начать дискуссию