Маркетинг или менталитет. Кто стоит за брендами-оборотнями?

Неоспоримым фактом можно назвать такую черту российского менталитета, как любовь к импорту. Еще со времен «царя Гороха» взоры наши были устремлены на запад, где и трава зеленее, и жизнь лучше.

Сегодняшние реалии жизни хоть и отрезвляют население, но слуху все еще приятнее воспринимать бренды, звучащие не по-русски. Этим, кстати, активно и повсеместно пользуются маркетологи при создании нейминга товару.

И сколько бы не бились законодатели за охрану и языковую справедливость (ФЗ N53 “О государственном языке Российской Федерации), запрещая иностранные слова, имеющие аналоги в русском языке в официальных источниках, однако же лазейки позволяют регистрировать товарные знаки и рекламироваться с использованием любых языков. И вот уже на полках магазинов и витринах сплошь и рядом бренды-оборотни.

  • Рожденный в России бренд Yamaguchi, который представлен только в странах СНГ, закупает продукцию у китайского концерна массажной техники RoTai и также не имеет никакого отношения к Японии, с которой отождествляет себя и позиционирует как японский премиум.
Массажное кресло Yamaguchi стоимостью 500.000₽
Массажное кресло Yamaguchi стоимостью 500.000₽
  • Нашумевший бренд «немецкой» бытовой техники Bork, вовлеченный в регулярные судебные тяжбы, оказался мало того, что совсем не совсем немецким (бренд Bork Elektronik GmbH, владелец М.Бирюлин), так еще и бытовая техники производится на OEM заводах в Китае. (Ссылка на видео). По случайному стечению обстоятельств торговая сеть по продаже электроники и бытовой техники «Технопарк» тоже принадлежит собственникам борка.
  • Негласно многие крупные отечественные магазины электроники пользуются «услугами» китайских OEM заводов, выпуская «свои» линейки товаров. У «М.Видео-Эльдорадо» активно развиваются бренды Hi и Novex.
Маркетинг или менталитет. Кто стоит за брендами-оборотнями?

Даже маркетплейсы выходят на рынок со своими собственными торговыми марками, как правило «бренды категории Б», когда позиционирование идет не прямо сопоставимо с самим маркетплейсом. Например у Яндекса помимо известных и понятных Яндекс.Станций свой бренд бытовой техники Tuvio. OZON продвигает «свой» Hartens. Wildberries последней из российских крупнейших цифровых экосистем объявило о планах запуска собственных брендов бытовой техники, домашней электроники и мобильных устройств в конце марта 2023 года. Для этого площадка зарегистрировала названия Razz (в переводе «насмехаться») и Ruzz (“харизма») в конце 2022-го. На сегодняшний день WB имеет широкий ассортимент товаров бренда Razz, производимых на китайских заводах.

Маркетинг или менталитет. Кто стоит за брендами-оборотнями?

Говоря об иностранных названиях отечественных торговых марок сложно не упомянуть о fashion-индустрии, где сплошь и рядом используются английские, итальянские и французские слова, зачастую принося скандальную славу владельцам: ⁃ блогер и инфлюенсер Оксана Самойлова, начинала с производства модной одежды Mira Sezar и I am special, отшиваемой на китайских фабриках, недавно снова была уличина в продвижении «швейцарской» косметики Summy Beauty с производством в Подмосковье. ⁃ масс-маркет сети магазинов повседневной одежды Zarina и Be free, принадлежащие российской Melon Fashion Group производственные мощности вывели в город Остров Псковской области и Китай. ⁃ Gloria jeans звучит конечно лучше, чем Галины джинсы, тоже отличаются в поднебесной. В условиях продуктовых санкций и естественного снижения доли иностранных продуктов на российском рынке отечественные производители зачастую прибегают к стилизации под иностранные бренды для продвижения своих продуктов. На полках продуктовых магазинов мы видим российский сыр ТМ “Schonfeld” и «Violette”, «итальянскую» продукцию под брендами Grand di Pasta и Grand di Oliva на самом деле производит компания «Макфа», работающая в России (в городе Челябинск) уже 80 лет. Та же история прослеживается и в отделе чая, бакалеи и т.п. Список можно продолжать до бесконечности. Так уж повелось, но россияне гораздо охотнее покупают товары с иностранными названиями, думая, что раз название заграничное, то и качество будет соответствующее. Начало этому было положено во времена распада СССР, когда народ сметал с прилавков всё, что хоть как то намекало на иностранное происхождение. Надеюсь сегодня, когда наша страна поворачивается на восток, наша ментальность будет постепенно меняться и не воспринимать страны Азии, в частности Китай, как производитель ширпотреба.

Мария Иванилова
Амбассадор красивого интерьерного бизнеса с Китаем
Я уже давно убедилась, что Китай=качество и доступность, а мои клиенты комплектуют свои дома, квартиры, коммерческие помещения красивыми, современными и надежными предметами интерьера, мебелью и декором. В своем тг-канале (https://t.me/china_with_masha) я активно делюсь информацией о работе с Китаем.

«Ах, обмануться меня не сложно! Я сам обманываться рад.» (А.С.Пушкин)

Как вы относитесь к брендам с иностранным позиционированием и использованием в своем маркетинге иностранных слов. Считаете ли это лукавством или главное-товар и его свойства ?

Русские «иностранные» бренды:
Лукавство
Мне все равно
Я-патриот, называйте вещи своими именами
11
Начать дискуссию